ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82/2021 от 14.12.2021 Новоселовского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-82/2021

УИД 24RS0039-01-2021-000517-35

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2021 года с.Новоселово

Судья Новоселовского районного суда Красноярского края Ермакова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Новоселовского района Красноярского края ФИО1 на постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 №13/075-2021 от 20.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 №13/075-2021 от 20.08.2021 администрация Новоселовского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации Новоселовского района Красноярского края ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания от 20.08.2021 №13/075-2021 заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что отсутствуют доказательства вины администрации Новоселовского района Красноярского края, поскольку не установлено, что земельный участок относится к землям неразграниченной государственной собственности. В материалах не имеется сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером на территории сельского поселения, входящего в состав Новоселовского района, или на межселенной территории Новоселовского района. В протоколе об административном правонарушении от 26.05.2021 №2 содержаться разные указания на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: на листе 1 Протокола указано, что он составлен в отношении администрации Новоселовского района, вместе с тем, должностное лицо делает вывод, что земельный участок находится в распоряжении муниципального образования – Новоселовский район и в действиях муниципального образования – Новоселовский район усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в силу чего отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Должностные лица государственных учреждений, осуществляющих лесную охрану, вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушением требований лесного законодательства, выявленным в ходе осуществления систематического патрулирования лесов. Возбуждение дела об административном правонарушении возможно только при выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Возможность возбуждения дела должностным лицом государственного учреждения, осуществляющим лесную охрану, без проведения указанных мероприятий действующим законодательством не предусмотрена. Дело не могло быть возбуждено на основании поступления сообщения о возникновении лесного пожара. Доказательства по делу были собраны в рамках административного расследования, проводившегося по факту возбуждения дела об административном правонарушении, которое в силу указанного выше не могло быть возбуждено по соответствующему сообщению, а значит, не могут быть использованы, поскольку получены с нарушением закона.

Администрация Новоселовского района Красноярского края о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом и своевременно, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В предыдущем судебном заседании представитель администрации Новоселовского района Красноярского края ФИО3 (доверенность №371 от 02.02.2021) поддержал доводы жалобы, а также заявил ходатайство об объединении жалоб главы Новоселовского района Красноярского края на постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 №13/075-2021 от 20.08.2021 и №450/22-2021 от 20.08.2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в одно производство, поскольку участвуют одни и те же лица, один предмет рассмотрения.

Представитель КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя КГКУ «Лесная охрана».

Разрешая ходатайство представителя администрации Новоселовского района Красноярского края ФИО3 об объединении жалоб в одно производство, судья, руководствуясь положениями ст.4.4 КоАП РФ, не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку как видно из материалов дела, нарушения, послужившие основанием для привлечения администрации Новоселовского района Красноярского края к административной ответственности, совершены на различных земельных участках, в результате бездействий, выявленных в различное время и в результате разных проверок, в связи с чем администрацией района совершено не одно правонарушение и образуют разные составы административных правонарушений.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу п.10 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Из буквального содержания данной нормы следует, что соответствующая обязанность возлагается на лиц владеющих, пользующиеся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, каковыми могут быть, в том числе, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 №13/075-2021 от 20.08.2021 администрация Новоселовского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Основанием для привлечения администрации Новоселовского района Красноярского края к административной ответственности послужило нарушение последней 01.05.2021 п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров по периметру земельного участка в местах примыкания к лесному фонду, а также не очистка от сухой травянистой растительности на полосе земельного участка с кадастровым номером вдоль границы квартала №3, выдела №4, Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский), Новоселовское лесничество, распоряжение которым осуществляет муниципальное образование Новоселовский район Красноярского края, что послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале №3, выдела №4, Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский), Новоселовское лесничество.

Земельный участок с кадастровым номером , находящийся на территории Новоселовского района Красноярского края относится к землям государственной не разграниченной собственности.

В подтверждение доводов о виновности администрации Новоселовского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, а именно п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, должностное лицо сослалось на следующие доказательства: акт о лесном пожаре №2 от 04.05.2021, акт осмотра места возникновения лесного пожара и площади пройденной огнем от ДД.ММ.ГГГГ; объяснения начальника Новоселовской ЛПС ФИО4 от 01.05.2021; объяснения тракториста Новоселовского ЛПС ФИО5 от 01.05.2021; схему лесного пожара №2; фототаблицу; выкопировку из публичной кадастровой карты 2021 года; ответы администрации Новоселовского района Красноярского края; ответы администрации Анашенского сельсовета Новоселовского района Красноярского края; ответ Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края; протокол об административном правонарушении от 26.05.2021 №2.

Проанализировав указанные доказательства, судья полагает, что вывод должностного лица о нарушении администрацией Новоселовского района Красноярского края п. 10 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", о наличии в действиях указанного юридического лица состава вмененного административного правонарушения является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела. Имеющиеся в деле доказательства с достоверностью подтверждают выводы должностного лица КГКУ «Лесная охрана», изложенные в постановлении №13/075-2021 от 20.08.2021 о том, что администрация Новоселовского района – как лицо, распоряжающееся земельным участком с кадастровым номером - допустила халатное отношение к своим обязанностям по надлежащему содержанию указанного земельного участка (по оборудованию противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на данном земельном участке, очистке от сухой травянистой растительности) с целью исключения возможности переходя огня с данного земельного участка на территорию государственного лесного фонда, что явилось причиной возникновения лесного пожара 01.05.2021 в квартале №3, выдела №4, Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский), Новоселовское лесничество.

При этом довод главы администрации Новоселовского района Красноярского края о том, что в протоколе нет надлежащих сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является несостоятельным.

Так, согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п.1 ст. 34 Устава муниципального образования – «Новоселовского района Красноярского края», администрация района является исполнительным распорядительным органом местного самоуправления (л.д.38-59).

Согласно п.3 ст.36 Устава, администрация района управляет и распоряжается имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Новоселовского района, а также в соответствии с действующим законодательством распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принимает в муниципальную собственность имущество из федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, и иных форм собственности, а также принимает решение о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, в собственность субъекта Российской Федерации на основании решения Совета депутатов.

Земельный участок с кадастровым номером , находящийся на территории Новоселовского района Красноярского края относится к землям государственной не разграниченной собственности.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, у администрации Новоселовского района Красноярского края, имеется основанное на законе право распоряжения земельным участком с кадастровым номером , прилегающим к лесу и указанном в постановлении по делу об административном правонарушении.

Из дела усматривается, что указанный земельный участок физическим и юридическим лицам не предоставлялся, в связи с чем администрация Новоселовского района Красноярского края привлечена к ответственности как орган местного самоуправления, распоряжающийся земельным участком, на котором были выявлены нарушения, муниципального образования – «Новоселовский район Красноярского края», не принявший мер к устранению нарушений, предусмотренных п.10 Правил пожарной безопасности в лесах.

Из протокола об административном правонарушении усматривается, что протокол составлен в отношении юридического лица - администрации Новоселовского района Красноярского края, что в действиях администрации Новоселовского района усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Представитель администрации Новоселовского района присутствовал как при составлении протокола, так и при вынесении постановления, но при этом никаких замечаний на указанный протокол не сделал.

Доводы заявителя о том, что возможность возбуждения дела должностным лицом государственного учреждения, осуществляющим лесную охрану, на основании сообщения о возникновении лесного пожара, без проведения мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, не предусмотрена, основаны на неверном толковании закона.

Согласно ч.1,2,3 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса). Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу ч.1 ст.98.2 Лесного кодекса РФ, под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства). Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п.1,4 ч.3 ст.98.2 Лесного кодекса РФ, должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять систематическое патрулирование лесов; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушениями требований лесного законодательства, выявленными в ходе осуществления систематического патрулирования лесов.

Согласно п. 10. Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах).

В силу п.78. Административного регламента, в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства должностными лицами уполномоченных органов проводятся мероприятия по контролю в лесах (патрулирования и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков).

В соответствии с п. 81 Административного регламента, при выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, должностные лица в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства проводят мероприятия по контролю в лесах, в которые входит патрулирование.

Как усматривается из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило сообщение об обнаружении лесного пожара 01.05.2021 в квартире №3, выдела №4, Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский), Новоселовское лесничество, полученное от КГАУ «Лесопожарный центр»- Новоселовской ЛПС.

Плановый (рейдовый) осмотр лесных участков был проведен в соответствии с частью 1 статьи 13.2 указанного Федерального закона уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля (надзора) – главным государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору в пределах его компетенции на основании планового (рейдового) задания, выданного на основании приказа руководителя подведомственного органу исполнительной власти Красноярского края государственного учреждения, в функции которого входит осуществление лесного надзора, что согласуется с требованиями п.5 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минприроды России от 31 августа 2015 г. № 373.

При этом внеплановая проверка в смысле, придаваемом данному понятию Федеральным законом N 294-ФЗ, административным органом в отношении администрации Новоселовского района не проводилась. Административный орган правомерно возбудил дело об административном правонарушении.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Действия администрации Новоселовского района Красноярского края квалифицированы правильно. Наказание назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 №13/075-2021 от 20.08.2021 не имеется, жалоба администрации Новоселовского района Красноярского края удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 №13/075-2021 от 20.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении администрации Новоселовского района Красноярского края - оставить без изменения, жалобу главы администрации Новоселовского района Красноярского края ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Д.С. Ермакова