РЕШЕНИЕ
23 ноября 2021 года село Верхняя Тойма
Судья Красноборского районного суда Архангельской области Королева Я.А., рассмотрев жалобу директора МБОУ «Красноборская средняя школа» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Красноборского судебного района Архангельской области от 30 августа 2021 года о привлечении директора МБОУ «Красноборская средняя школа» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
30 августа 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Красноборского судебного района Архангельской области директор МБОУ «Красноборская средняя школа» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и ему с назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО1, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 30 августа 2021 года отменить и производство по административному делу прекратить. Отмечает, что территория МО «Красноборский муниципальный район» включена в перечень безопасных районов Архангельской области. При этом, подвал школы как защитное сооружение утратило расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление их экономически нецелесообразно и технически невозможно. Обращает внимание на то, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, а именно по истечении более двух суток с момента выявления административного правонарушения. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не было разрешено его ходатайство о вызове в судебное заседание руководителя ГО, ЧС ФИО2 Кроме того, обращает внимание на то, что он назначен директором школы на короткий период с 23 февраля 2021 года до выхода из отпуска по уходу за ребенком директора школы ФИО и за столь короткий период руководства не имел возможность выполнить мероприятия по переводу ПРУ ЗС ГО для эксплуатации в качестве укрытия. Отмечает, что в 2018 году уже готовились и направлялись документы для признания ПРУ негодным.
В судебном заседании ФИО1 поддержал свою жалобу по доводам, изложенным в ней. Дополнительно пояснил, что здание школы находится в оперативном управлении, а на праве собственности принадлежит МО «Красноборский муниципальный район».
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу постановление мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 20.7 КоАП РФ устанавливается административную ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. заместителя начальника ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО3 от 17 июня 2021 года № 2 с целью исполнения плана проведения плановых проверок на 2021 год проведена плановая выездная проверка юридического лица - МБОУ «Красноборская СШ» на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, сроком с 23 по 30 июня 2021 года.
По результатам проверки инспектором ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО4 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, согласно которому в МБОУ «Красноборская СШ» выявлены следующие нарушения: отсутствует знак обозначения, установленного образца при обозначении защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) (убежище) № 684-30, расположенного по адресу: <...>; нарушены защитные свойства отдельных элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей и ставней ЗС ГО № 684/30; окраска стен помещений и конструктивных элементов в ЗС ГО № 684/30 не производится с установленной периодичностью; не обеспечена сохранность герметизации всего ЗС ГО № 684/30; не обеспечена сохранность гидроизоляции всего ЗС ГО № 684/30; санитарно-техническое оборудование санузлов демонтировано в ЗС ГО № 684/30, санузлы не опечатаны в ЗС ГО № 684/30; допущено применение горючих строительных материалов (на полу для внутренней отделки помещений) в ЗС ГО № 684/30; в помещении ЗС ГО № 684/30 на полу присутствует вода, температура в помещении ЗС ГО № 684/30 в зимнее и летнее время не поддерживается в соответствии с требованиями проектной документации; допущено складирование горючих строительных материалов в ЗС ГО № 684/30. В качестве лица, допустившего нарушения, указан директор МБОУ «Красноборская СШ» ФИО1 К акту проверки также приложена фототаблица. С актом проверки директор МБОУ «Красноборская СШ» ФИО1 ознакомлен 30 июня 2021 года.
На основании выявленных нарушений должностным лицом инспектором ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО4 05 июля 2021 года составлен протокол № 1(ГО) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и выявленном 30 июня 2021 года в 12 часов 05 минут по адресу: Архангельская область, Красноборский район, <...>, в отношении директора МБОУ «Красноборская СШ» ФИО1, который указал о несогласии с протоколом. Согласно протоколу об административном правонарушении, директору школы ФИО1 вменяется невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно статье 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Уставом МБОУ «Красноборская СШ» закреплено, что учредителем последней является МО «Красноборский муниципальный район» в лице администрации МО «Красноборский муниципальный район», при этом функции и полномочия собственника имущества школы от имени МО осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом (п.п. 1.11, 1.16, 1.19). Предметом деятельности МБОУ «Красноборская СШ» является оказание образовательных услуг по реализации конституционных прав граждан в сфере образования (п. 2.1). Пунктом 6.1 закреплено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за школой со стороны учредителя.
Из материалов дела усматривается, что здание МБОУ «Красноборская СОШ», расположенное по адресу: Архангельская область, Красноборский муниципальный район, МО «Алексеевское», <...>, состоящее из 4-х этажей, в том числе 1-го подземного, 1984 года постройки, принадлежит на праве собственности МО «Красноборский муниципальный район» и передано в оперативное управление МБОУ «Красноборская СШ» с датой регистрации 20 октября 2009 года.
Из технического паспорта на здание МБОУ «Красноборская СШ», составленного по состоянию на 17 августа 2009 года, следует, что подвал здания состоит из коридоров и помещений различной площади, сведений об указанной части здания в качестве ЗС ГО не имеется.
Согласно выписке из приложений к указу Губернатора Архангельской области от 23 апреля 2018 года № 6/36-у, муниципальное образование «Красноборский муниципальный район» не включено в перечень территорий Архангельской области, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки, а также в перечень населенных пунктов Архангельской области с расположенными на их территориях организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки.
Согласно акту инвентаризации, оценке содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) № 684/30, защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ), расположенное по адресу: <...>, инвентарный номер 684/30, принято в эксплуатацию в 1983 году, находится в оперативном управлении МБОУ «Красноборская СШ» и используется учреждением в качестве подвального помещения и для обслуживания систем водоснабжения и канализации. При этом, отсутствует документация ЗС ГО, предусмотренная п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583. В предложениях по обеспечению сохранности повышения эффективности использования ЗС ГО акта инвентаризации указано, что проектом строительства здания школы подвальное помещение предусматривалось для использования его как технического подполья, а не ПРУ, а также отсутствует потребность в ЗС ГО на территории МО «Красноборский муниципальный район» для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Кроме того, сооружение утратило расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление их экономически нецелесообразно.
В выводах комиссии по итогам проведения инвентаризации указано, что ввиду отсутствия потребности в ЗС ГО на территории МО «Красноборский муниципальный район» для защиты населения, ЗС ГО № 684/30 подлежит снятию с учета ПРУ.
На основании писем МЧС России от 14 мая 2021 года № М-11-1323 и Главного управления МЧС России по Архангельской области от 25 мая 2021 года № ИВ-178-784 защитное сооружение гражданской обороны № 684/30 переведено в эксплуатацию в качестве укрытия. При этом, к ПРУ, эксплуатируемым в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные для укрытий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В силу пункта 8 вышеуказанного Порядка, федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Как следует из пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2, 1.7 указанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
Как следует из пункта 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации (пункт 4.1.1 Правил № 583).
Таким образом, из содержания названных норм следует, что защитные сооружения гражданской обороны в силу своей специфичности являются объектами федеральной собственности, при содержании и использовании которых необходимо соблюдение установленных норм и правил.
В соответствии с требованиями ст. 210ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При рассмотрении дела судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии. При этом, перенесение собственником бремени содержания имущества на других лиц возможно только в случаях, указанных в законе или договоре.
Как было указано ранее, здание, расположенное по адресу: <...>, передано администрацией МО «Красноборский муниципальный район» в оперативное управление МБОУ «Красноборская СШ».
При этом, сведений, свидетельствующих о том, что в собственность администрации МО «Красноборский муниципальный район» и, как следствие, в оперативное управление МБОУ «Красноборская СШ» был передан объект - защитное сооружение гражданской обороны, материалы дела не содержат.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста - руководитель отдела по ГО, ЧС и экологической безопасности администрации МО «Красноборский муниципальный район» ФИО2 пояснил, что объект, расположенный по адресу: <...>, числящейся в реестре ЗС ГО МЧС России с инвентарным номером 384-30, ввиду того, что он является подвальным помещением, используемым как подсобное помещение, постоянно затапливаемым грунтовыми водами не является ЗС ГО и подлежит исключению из журналов учета ЗС ГО. Данная процедура является длительной. В отношении указанного объекта уже подавались документы на его исключение. Полагает, что помещение подвала школы было ошибочно постановлено на учет как ПРУ, поскольку Красноборский район является безопасным и обеспечение его подобными объектами не требуется. Паспорт ПРУ был составлен только в 2014 году. С тех пор в отношении данного ПРУ паспорт больше не составлялся. И даже уже в 2014 году объект не соответствовал нормам, поскольку затапливался грунтовыми водами. При этом, проектная документация на объект ЗС ГО с инвентарным номером 684-30 не разрабатывалась. Обратил внимание на распоряжение МЧС России от 08 августа 2020 года № 568, в котором предлагается организовать работу по обследованию и выявлению объектов, поставленных на учет в качестве ЗСГО при отсутствии соответствующих паспортов, проектной и иной технической документации, а также по исключению сведений в отношении указанных объектов из учета ЗС ГО.
В силу требований ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вместе с тем из материалов настоящего дела невозможно сделать безусловный вывод о виновности директора МБОУ «Красноборская СШ» ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, то есть за неисполнение обязанностей руководителя по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО.
Указанное защитное сооружение гражданской обороны не проходило процедуру учета в качестве объектов государственной (федеральной) собственности в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в муниципальную собственность либо в оперативное управление не передавалось.
Каких-либо документов, подтверждающих наличие договорных отношений между федеральным собственником объекта ЗС ГО и муниципальным образованием по его владению и содержанию, в материалах дела не имеется.
Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о передаче указанного объекта как ЗС ГО в пользование МБОУ «Красноборская СШ», закреплении его в установленном законом порядке на праве оперативного управления и постановке такого объекта на балансовый учет учреждения, поэтому руководитель учреждения не несет ответственности за содержание объекта гражданской обороны и поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФпо результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку мировым судьей были нарушены материальные требования закона, что является существенным нарушением, оспариваемое определение подлежит отмене.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. составляет три месяца.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы ФИО1 срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, то производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу директора МБОУ «Красноборская средняя школа» ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Красноборского судебного района Архангельской области от 30 августа 2021 года о привлечении директора МБОУ «Красноборская средняя школа» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано (опротестовано) лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в установленном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ порядке.
Судья Я.А. Королева