ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-831/2022 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Булатов И.Х.

УИД 16RS0014-01-2022-000002-17

Дело № 77-648/2022

Дело № 12-831/2022 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Формпласт» ФИО1 на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 марта 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Формпласт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – начальника межрегионального отдела администрирования платежей Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 ноября 2021 года № .... общество с ограниченной ответственностью «Формпласт» (далее по тексту – общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере семидесяти тысяч рублей.

Руководитель общества ФИО1 обжаловала постановление в Дрожжановский районный суд Республики Татарстан, судья которого направил жалобу с материалами дела для рассмотрения по территориальной подсудности в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан, в свою очередь, не нашел оснований для его отмены или изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, директор ФИО1 просит судебное решение отменить, апеллируя к малозначительности и положениям статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Галиуллина Р.Р. и правовую позицию представителей Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 и ФИО3, полагаю, что она подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель установил публично-правовую ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункты 16 и 17 настоящей статьи).

В пунктах 5-7 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2020 года № 2010, закреплено, что указанная отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (далее - система учета отходов).

При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, которые предоставляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером:

производителем товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя;

импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В том же порядке предоставляются декларации количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, предусмотренных перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3721-р (далее соответственно - товары, упаковка товаров, перечень), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров (далее соответственно - производители товаров, импортеры товаров)

Так, при представлении декларации в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения:

производителями товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;

импортерами товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (пункт 13 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 1417).

Как видно из материалов, должностное лицо, инициируя настоящее административное преследование в отношении хозяйствующего субъекта, уличило его в том, что, являясь производителем упаковки товара, он не представил в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту своей государственной регистрации в срок до 01 апреля 2021 года отчетность о выполнении нормативов утилизации за 2020 год, а также декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год.

Приведенные обстоятельства не оспариваются стороной защиты и подтверждаются собранными и представленными суду доказательствами, в числе которых копия протокола об административном правонарушении (л.д. 45-46); сведения, полученные Волжско-Камским межрегиональным Управлением Росприроднадзора от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, из которых следует, что общество является производителем упаковки товара (изделий упаковочных пластмассовых прочих (л.д. 57-66); скриншот страницы электронного сервиса государственной информационной системы «Программно-технологический комплекс государственного контроля», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, который удостоверяет, что общество не представило в уполномоченный орган ни одного из вышеотмеченных отчетов (л.д. 67).

В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечисленные доказательства были тщательно и всесторонне исследованы нижестоящей инстанцией и с учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно признаны отвечающими предъявляемым к ним критериям допустимости, достоверности и относимости к настоящему делу.

Собранных доказательств достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств, определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе события административного правонарушения, места и времени совершения административного правонарушения, лица, совершившего административное правонарушение, его вины в совершении административного правонарушения.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Утверждение автора жалобы о наличии оснований для применения нормы статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности подлежит отклонению.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 ноября 2003 года № 349-О указал, что нормы статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

В свою очередь, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Изложенное означает, что малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. В данном же случае оснований для применения указанной правовой нормы не усматривается. Тем более, что, судя по материалам дела, просрочка представления отчетности, требуемой законодательством в области обращения с отходами производства и потребления, составил более полугода (л.д. 11).

В то же время суждения стороны защиты о необходимости применения в рамках настоящего дела положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заслуживают внимания.

В части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель для некоммерческих организаций, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, причисленных к субъектам малого и среднего предпринимательства, равно как и для их работников, закрепил гарантию, согласно которой за впервые совершенное ими административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В свою очередь, часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что назначение предупреждения в качестве меры публично-правовой ответственности возможно при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вопреки мнению представителей государственного органа, угроза причинения вреда особо охраняемым общественным отношениям, о которой упоминается в процитированной норме, должна быть реальной, а не предполагаемой.

Материалы дела не содержат сведений о том, что непредоставление обществом экологической отчетности повлекло вред или возникновение наличной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или причинило имущественный ущерб.

Суду не было представлено достоверных и убедительных доказательств того, что общество не предприняло фактических мер к утилизации товаров, в том числе в контексте представленной им с нарушением срока отчетности.

Согласно данным, полученным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации по адресу: www.nalog.ru, общество признано субъектом малого предпринимательства и является микропредприятием.

При таких обстоятельствах, учитывая, что общество совершило административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного экологического контроля (надзора), впервые, на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначенный ему в качестве административного наказания административный штраф подлежит замене на предупреждение, которое не предусмотрено санкцией части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Формпласт» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – начальника межрегионального отдела администрирования платежей Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 ноября 2021 года № .... и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Формпласт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменить назначенный ему административный штраф на предупреждение.

В остальной части вынесенные акты оставить без изменения.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение12.05.2022