УИД 59RS0004-01-2023-002506-27
Дело № 12-831/2023
Р Е Ш Е Н И Е
19 июля 2023 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П., при секретаре Баженовой В.Р., с участием защитников Ивлева С.В., Ялалова Ю.З., Манакова Я.Ю., представителя административного органа ФИО1, представителя прокуратуры Каменских Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО2 - Манакова Я.Ю. на постановление ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении руководителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» ФИО2,
у с т а н о в и л:
Постановлением ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ руководитель КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» (далее - КГБУ «УАДиТ», Учреждение)) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Защитник ФИО2 – Манаков Я.Ю. обратился в суд с жалобой, дополнением к жалобе, в которых просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительством Пермского края принято постановление от 29.04.2022 № 340-п, которым утвержден «Порядок изменения существенных условий контрактов по соглашению сторон, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения» (далее – Порядок). Согласно Порядку, при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, подрядчик направляет заказчику в письменной форме обращение об изменении существенных условий контракта с приложением документов и информации. Заказчик осуществляет проверку документов (информации), представленных подрядчиком, на предмет соответствия комплектности и в случае если комплектность документов (информации), представленных подрядчиком, соответствует требованиям Порядка, представляет в адрес Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края заявку о предложении изменения существенных условий контракта с приложением документов (информации), представленных подрядчиком. Министерство обеспечивает рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов (информации), представленных подрядчиком, на заседании Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее - МРГ). По результатам рассмотрения на заседании МРГ заявки и прилагаемых к ней документов (информации), представленных подрядчиком, МРГ принимает решение согласовать либо отклонить заявку. Таким образом, заявителем не принимались самостоятельно решения об изменении существенных условий договоров №- стр, №-стр и №-стр в части увеличения размеров авансов, и не оценивалась причинно-следственная связь между необходимостью изменения существенных условий договоров и возникшими обстоятельствами. При поступлении обращений подрядчиков специалистами КГБУ «УАДиТ» проверялись данные обращения только на комплектность, решения об изменении существенных условий данных договоров принимались МРГ. Основанием для отклонения заявки МРГ является наличие в частности одного из следующего обстоятельств: отсутствие независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в соответствии с действующими условиями, и (или) причинно-следственной связи между необходимостью изменения существенных условий контракта и указанными обстоятельствами. Перечень независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта, законодательно не определен. Независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения договоров №-стр, №-стр и №-стр, перечислены подрядчиками в письмах, представленных заявителем заинтересованному лицу. В частности, к таким обстоятельствам относится изменение технических решений с последующим внесением изменений в проектную документацию, что приводит к необходимости приобретения дополнительных материалов в связи с увеличением объемов и видов работ по договорам, а также санкции в отношении Российской Федерации, принятые рядом стран вследствие СВО на территории Украины, и вызванные этим увеличение стоимости оборудования и материалов. Признание МРГ обоснованности заявок подрядчиков о необходимости изменений существенных условий договоров отражено в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому заявитель не был включен в состав МРГ, рассматривавшей заявки подрядчиков, и в установлении обоснованности/необоснованности заявок не участвовал. Для внесения изменений в контракт (договор) необходимо явное волеизъявление высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Волеизъявление высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в изменении существенных условий договоров, заключенных КГБУ «УАДиТ», подтверждается распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ п 96-рп «Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году». Заявитель в своей деятельности обязан учитывать наличие протокола заседания МРГ от ДД.ММ.ГГГГ№ и распоряжения Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рп, которые решением суда либо контрольно-надзорным органом незаконными либо недействующими не признаны. В дополнении к жалобе указал, что дополнительными соглашениями вносились изменения в существенные условия договоров путем увеличения размеров авансов. Системное толкование постановлений Правительства РФ и разъяснений отраслевых органов федеральной власти в рамках реализации ч.65.1 ст.112 Закона №44-ФЗ о контрактной системе прямо указывают на наличие возможности изменения существенных условий контрактов, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов. Изменение действующего законодательства, издание нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, Пермского края, корректирующих порядок и условия осуществления деятельности учреждения, для заявителя носят императивный характер и от него не зависят. Договоры строительства автомобильных дорог регионального значения заключены в рамках исполнения Государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» договоры содержали условия о расширенном банковском сопровождении при исполнении договоров. На основании соглашений № и №УАД/22 ДД.ММ.ГГГГ в договоры внесены изменения в части включения условий о казначейском сопровождении договоров, за исключением ранее выданных авансов, в отношении которых сохранились условия о расширенном банковском сопровождении. Включение в договоры условий о казначейском сопровождении предполагает необходимость выполнения ряда обязательных условий и требований, предусмотренных Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, до включения в договоры условий о казначейском сопровождении в период с января по июнь 2022 финансирование строительства объектов было приостановлено, в связи с чем подрядчики не получали денежные средства, на которые рассчитывали при заключении договоров, что привело к возникновению кассовых разрывов и невозможности выполнения работ по договорам в пределах имеющихся у подрядчиков денежных средств. Отказ в увеличении размера авансовых платежей вел к срыву графиков строительства объектов, а также невыполнению обязательств Правительства Пермского края по использованию средств ИБК.
ФИО2 извещен надлежащим образом, не явился.
Защитники Ивлев С.В., Ялалов Ю.З., Манаков Я.Ю. в судебном заседании доводы жалобы с учетом дополнения поддержали.
Представитель административного органа ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, поддержала письменные возражения на жалобу.
Представитель прокуратуры Каменских Е.С. в судебном заседании с жалобой не согласилась, указав, что постановление является законным.
Оценив доводы жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
Часть 4 статьи 7.32 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
Согласно ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных случаях.
Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнена частью 65.1, допускающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.04.2022 N 340-п "Об изменении существенных условий контрактов, заключенных до 01 января 2023 года в Пермском крае" утвержден Порядок изменения существенных условий контрактов, заключенных до 01 января 2023 года для обеспечения нужд Пермского края, по соглашению сторон, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) (далее - поставщик) направляет заказчику в письменной форме обращение об изменении существенных условий контракта (далее - обращение) с приложением следующих документов и информации: копии контракта; документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) наличие независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в соответствии с действующими условиями; информации о предлагаемых изменениях существенных условий контракта (цены контракта, порядка оплаты, сроков исполнения контракта, количества (объема) закупаемых товаров, работ, услуг и иных условий), в том числе по каждой номенклатурной позиции и (или) каждому этапу исполнения контракта, если их несколько; описания причинно-следственной связи между необходимостью изменения существенных условий контракта и возникшими обстоятельствами, не зависящими от сторон контракта.
В соответствии с п.3 Порядка, Заказчик не позднее 3 рабочих дней со дня поступления обращения: осуществляет проверку документов (информации), представленных поставщиком, на предмет соответствия комплектности требованиям пункта 2 настоящего Порядка; в случае если комплектность документов (информации), представленных поставщиком, соответствует требованиям пункта 2 настоящего Порядка, представляет в адрес Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Министерство) посредством межведомственной системы электронного документооборота Пермского края заявку о предложении изменения существенных условий контракта по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - заявка) с приложением документов (информации), представленных поставщиком; в случае если комплектность документов (информации), представленных поставщиком, не соответствует требованиям пункта 2 настоящего Порядка, возвращает указанные документы (информацию) поставщику с письменным уведомлением, в котором указывает причины возврата.
Согласно п.4 Порядка, Министерство обеспечивает рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов (информации), представленных поставщиком, на заседании Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее - МРГ) в соответствии с регламентом работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. N 85-п "О создании Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края".
На заседании МРГ по вопросу рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов (информации), представленных поставщиком, присутствует представитель заказчика, представившего данную заявку, а также в случае, если заказчик не является главным распорядителем бюджетных средств, - представитель исполнительного органа государственной власти (государственного органа) Пермского края, являющегося для такого заказчика главным распорядителем бюджетных средств.
По результатам рассмотрения на заседании МРГ заявки и прилагаемых к ней документов (информации), представленных поставщиком, МРГ принимает одно из следующих решений: согласовать заявку; отклонить заявку.
Решения МРГ оформляются протоколом в соответствии с регламентом МРГ.
В соответствии с п.5 Порядка, основанием для отклонения заявки МРГ является наличие одного или совокупности следующих обстоятельств, в том числе отсутствие независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в соответствии с действующими условиями, и (или) причинно-следственной связи между необходимостью изменения существенных условий контракта и указанными обстоятельствами.
Заказчик не позднее 2 рабочих дней со дня подписания протокола заседания МРГ уведомляет поставщика о принятом на заседании МРГ решении по результатам рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов (информации), представленных поставщиком (п.6 Порядка).
На основании решения МРГ о согласовании заявки Министерством осуществляются подготовка и представление в установленном порядке в Правительство Пермского края проекта распоряжения Правительства Пермского края об изменении существенных условий контракта (п.7 Порядка).
Согласно п.9 Порядка, изменение существенных условий контракта в соответствии с настоящим Порядком осуществляется: путем заключения между заказчиком и поставщиком дополнительного соглашения к контракту на основании принятого распоряжения Правительства Пермского края об изменении существенных условий такого контракта; при соблюдении положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении строительства и реконструкции региональных автомобильных дорог, финансируемых за счет судсидий, инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности и бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, в 2021, 2022 г.г., в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в КГБУ «УАДиТ», в том числе при исполнении договора от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, заключенного между Учреждением и ООО «СК «Химспецстрой» на строительство автомобильной дороги <Адрес>
В ходе проверки установлено, что КГБУ «УАДиТ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провело открытый конкурс с указанным предметом закупки.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ «УАДиТ» (Заказчик) и ООО «СК «Химспецстрой» (Подрядчик) заключен договор №-стр на строительство автомобильной дороги <Адрес>
В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного договора, Заказчик осуществляет не позднее 30 дней с момента предоставления Подрядчиком письменного запроса авансирование подрядчика размере 12,15% цены договора, что составляет <данные изъяты>, в пределах доведенных заказчику в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. При изменении лимитов финансирования допускается изменение размера аванса, в том числе при изменении лимитов финансирования, доведенных ранее заказчиком до подрядчика, но не более, чем в размере, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Подрядчик обязан использовать аванс только для поставок конструкций, материалов, оборудования, необходимых для исполнения условий договора. Расшифровка расходов с предоставлением планового перечня и даты поставки закупаемых материалов, конструкций и оборудования указывается в запросе на получение авансового платежа. Сумма выданного аванса засчитывается заказчиком при оплате работ, выполненных по договору.
ДД.ММ.ГГГГ стороны на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г.№44-ФЗ заключили дополнительное соглашение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, которым предусмотрено авансирование подрядчика в размере 30 % от цены контракта, что составляет <данные изъяты> руб.
Кроме того, КГБУ «УАДиТ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провело открытый конкурс с предметом закупки – выполнение работ по строительству автомобильной дороги по <Адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ «УАДиТ» и ООО «АБЗ-Дорстрой» заключен договор №-стр. на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по <Адрес>
В соответствии с п. 3.3 договора, Заказчик осуществляет не позднее 30 дней с момента предоставления подрядчиком письменного запроса авансирование подрядчика в размере 11% цены договора, из них 8,73% цены договора в 2021 году, что составляет <данные изъяты>, в размере 2,27% цены договора в 2022 году, что составляет <данные изъяты>, в пределах доведенных заказчику в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. При изменении лимитов финансирования допускается изменение размера аванса, в том числе при изменении лимитов финансирования, доведенных ранее заказчиком до подрядчика, но не более, чем в размере, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Подрядчик обязан использовать аванс только для поставок конструкций, материалов, оборудования, необходимых для исполнения условий договора. Расшифровка расходов с предоставлением планового перечня и даты поставки закупаемых материалов, конструкций и оборудования указывается в запросе на получение авансового платежа. Сумма выданного аванса засчитывается заказчиком при оплате работ, выполненных по договору.
ДД.ММ.ГГГГ стороны на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.№44-ФЗ заключили дополнительное соглашение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, которым предусмотрено авансирование подрядчика в 2022 году в размере 21,27% цены договора, что составляет <данные изъяты>
При проведении проверки прокуратура <Адрес> усмотрела в действиях заказчика, выразившихся в изменении существенных условий договоров от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, от ДД.ММ.ГГГГ№-стр на основании дополнительных соглашений, соответственно, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушение статей 34, 95, части 65.1 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ.
Аналогичные нарушения прокуратура Пермского края усмотрела также при изменении существенных условий договора от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, заключенного КГБУ «УАДиТ» с подрядчиком ООО «СКФ «АТМ» на выполнение работ по строительству автомобильной дороги «Переход <Адрес>», участок от <Адрес> до примыкания к <Адрес>. Автомобильная дорога) в части увеличения аванса до 30 % на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ подписаны исполняющим обязанности руководителя КГБУ «УАДиТ» ФИО2
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приказом Министерства транспорта Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ назначен на должность руководителя КГБУ «УАДиТ».
Факт внесения изменений в договоры от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, от ДД.ММ.ГГГГ№-стр в отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе, послужил основанием для возбуждения в отношении исполняющего обязанности руководителя КГБУ «УАДиТ» ФИО2 дела об административном правонарушении по ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.
Привлекая должностное лицо ФИО2 к административной ответственности, должностное лицо административного органа исходило из того, что ФИО2 не доказано наличие причинно-следственной связи между невозможностью исполнения договоров и возникновением независящих от сторон договоров обстоятельств, влекущих невозможность исполнения договоров. ФИО2 не принял всех необходимых мер, направленных на соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе статьей 9 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, которой закреплен принцип профессионализма заказчика, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
С выводами должностного лица УФАС России по Пермскому краю согласиться нельзя, в силу следующего.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно положениям ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Такие случаи предусмотрены частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Также специальное основание для изменения существенных условий контракта предусмотрено частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, при этом оно не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта.
Таким образом, существенные условия государственного контракта (договора) могут быть изменены в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Принятие решения и издание актов, предусмотренных ч.65.1 ст.112 указанного Федерального закона, в настоящем случае осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 15.03.2017 №85-п «О создании Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края» в целях усиления контроля за обоснованностью расходования средств бюджета Пермского края в соответствии с утвержденными государственными программами Пермского края создана Межведомственная рабочая группа по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края. Утверждены состав Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее – Регламент) (в редакции по состоянию на дату заседания МРГ 23.09.2022).
В соответствии с п.1.1 Регламента настоящий Регламент определяет порядок работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее - МРГ) при рассмотрении заявок на осуществление закупок товаров, работ, услуг (далее - заявки) для заказчиков, указанных в пункте 1.1(1) настоящего Регламента, на предмет обоснованности и целесообразности закупок и принятии решений МРГ по указанным вопросам.
Согласно п.1.3.8 Регламента, МРГ рассматривает заявки о предложении об изменении существенных условий контракта, заключенного до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Как следует из материалов дела, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ и необходимостью подготовки решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации КГБУ «УАДиТ» в адрес Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края направлена заявка №у-12-01исх-584 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости изменения существенных условий договоров согласно перечню договоров, в который включены договоры от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, от ДД.ММ.ГГГГ№-стр, к заявке приложены письма подрядных организаций.
Заявки о предложении изменения существенных условий контракта, заключенного до ДД.ММ.ГГГГ, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, рассмотрены на заседании МРГ ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения заявок МРГ принято решение о согласовании заявки №,3, 5-13 (заявка № – договор №-стр от ДД.ММ.ГГГГ, заявка № – договор №-стр от ДД.ММ.ГГГГ, заявка № – договор №-стр от ДД.ММ.ГГГГ), решение принято большинством голосов, составлен протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.12-21).
Протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ послужил основанием для издания распоряжения Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рп, которым утверждены изменения, вносимые в приложение к распоряжению Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году».
Распоряжением Правительства Пермского края от 13.04.2022 №96-рп установлено, что при исполнении контрактов по перечню согласно приложению к настоящему распоряжению допускается по соглашению сторон изменение существенных условий таких контрактов, заключенных до ДД.ММ.ГГГГ, если при их исполнении возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения.
Договор №-стр от ДД.ММ.ГГГГ внесен в указанный перечень пунктом 5.21, договор №-стр от ДД.ММ.ГГГГ – пунктом 5.22, договор №-стр от ДД.ММ.ГГГГ – пунктом 5.23.
После вынесения указанных распоряжений Правительства Пермского края 10.10.2022 КГБУ «УАДиТ» заключило дополнительное соглашение № с АО «АБЗ-Дорстрой», ДД.ММ.ГГГГ – дополнительное соглашение № с ООО «СКФ «АТМ», дополнительное соглашение № с ООО «СК «Химспецстрой».
При таких обстоятельствах, вышеуказанные дополнительные соглашения, в соответствии с положениями ч.65.1 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ заключены на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Ссылка должностного лица административного органа на недоказанность ФИО2 наличия причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, отклоняется судьей как необоснованная, поскольку в данном случае вопрос о ее наличии фактически разрешен на заседании МРГ, согласовавшей заявку об изменении существенных условий вышеуказанных договоров. Протокол заседания МРГ послужил основанием для издания распоряжений Правительства Пермского края, которые в установленном порядке не оспорены и незаконными не признаны.
С учетом положений ст.26.1 КоАП РФ, установление действительного наличия обстоятельств, не зависящих от сторон контракта, которые влекут невозможность его исполнения, относится к предмету рассмотрения в порядке иного судопроизводства.
С учетом вышеизложенного, вывод о совершении должностным лицом ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка должностного лица административного органа на пояснительную записку к проекту Федерального закона №80712-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отклоняется судьей, поскольку пояснительная записка не относится к источникам действующего законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, поскольку действия привлекаемого лица не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, постановление ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении руководителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» ФИО2, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении руководителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» ФИО2 отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья: И.П.Рожкова
Копия верна