ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-832/17 от 25.12.2017 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-832/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 25 декабря 2017 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В., при секретере Кохановой В.А., рассмотрев жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля Кука Виталия Николаевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области, начальником правового отдела ФИО 1 № 592 от 19 октября 2017 года директор Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля Кук В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

В августе 2017 года контрольно-ревизионной инспекцией Ярославской области была проведена внеплановая проверка МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля. В ходе проверки установлено, что извещение о проведении закупки у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) № 0371300000517000010 ( объект закупки- проверка достоверности и обоснованности сметной стоимости выполнения работ по программе «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля», начальная ( максимальная) цена контракта 193 555,58 руб.) размещено в единой информационной системе в сфере закупок ( далее ЕИС) 17.03.2017. Заказчик заключил контракт 22.03.2017 № 58/С-КР на проверку достоверности и обоснованности сметной стоимости выполнения работ по программе «Выполнение работ по ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля» (далее проверка достоверности и обоснованности сметной стоимости) с единственным исполнителем- государственным автономным учреждением Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве» ( далее ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» на сумму 193 555,58 руб. 23.03.2017. Заказчик уведомил контрольный орган в сфере закупок о заключенном контракте, приложил к уведомлению отчет о невозможности ( нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика ( исполнителя, подрядчика), содержащий информацию о том, что контракт заключен с единственным поставщиком ( исполнителем, подрядчиком) на основании п.6 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с п.6 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Как следует из отчета о невозможности 9 нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика ( подрядчика, исполнителя), заказчиком принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика в связи с тем, что в соответствии с ч.4 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, оранном исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации. В соответствии с ч.2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных ( складочных) капиталах которых составляет 50 процентов» утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных ( складочных) капиталах которых составляет 50 процентов ( далее Положение). П.п. «б.1» п.4 Положения установлено, что в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в том числе на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации ( в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном ст. 79.1 БК РФ, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий в отношении объектов капитального строительства, не относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и частичное финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов без привлечения средств федерального бюджета, а также в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств юридических лиц, созданных субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных ( складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, организациями по проведению проверки сметной стоимости являются уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения ( кроме объектов, указанных в части 5.1 ст.6 ГрК РФ). Постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 года № 728-а «О создании государственного автономного учреждения Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве» определено, что в качестве основной деятельности Учреждения является осуществление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Вместе с тем, в извещении заказчиком определен идентификационный код данной закупки-173760412953976060100100410017120244. Согласно порядку формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.05.2015 года № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» 34-36 разряды кода отражают код вида расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, определенной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.1.2 «Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения» раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» код 234 соответствует закупке товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества и отражает расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных ( муниципальных) нужд, а также расходы государственных ( муниципальных) учреждений по капитальному ремонта, а также реставрации государственного ( муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной ( муниципальной) собственности, код 244- прочим закупкам товаров, работ и услуг для обеспечения государственных ( муниципальных) нужд. Таким образом, заказчиком осуществлялась закупка услуг по проверке достоверности и обоснованности сметной стоимости выполнения работ, не относящихся к капитальному ремонту объектов капитального строительства, что подтверждено заказчиком. Таким образом, федеральными нормативными правовыми актами не установлены исключительные полномочия ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» на осуществление проверки достоверности и обоснованности сметной стоимости по текущему ремонту. В силу п.п. «б» ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 14 Устава Ярославской области Ярославская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ярославской области. Постановление Правительства Ярославской области от 25.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» к законодательным актам Ярославской области не относится. Кроме того, в соответствии с п.8 постановления Правительства Ярославской области от 298.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления муниципальных образований области. Таким образом, заключение контракта на проверку достоверности и обоснованности сметной документации стоимости выполнения работ, не относящихся к капитальному ремонту, с единственным исполнителем ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» противоречит п.6 ч.1 ст. 93 Федерального закона. Согласно ч.1 ст. 24 Федерального закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно ч.2 ст. 24 Федерального закона конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурс ( открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы ( аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. В соответствии с ч.5 ст. 24 Федерального закона заказчик выбирает способ определения поставщика ( подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой неосновательное сокращение числа участников закупки. Таким образом, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля при заключении контракта № 58/С-КР от 22.03.2017 на проверку достоверности и обоснованности сметной стоимости выполнения арбот по программе «Выполнение работ про ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля» с единственным исполнителем ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» допущено нарушение положений ч.5 ст. 25, п.6 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно принято решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Контракт № 58/С-КР заключен 22.03.2017, подписан Куком В.Н. В соответствии с приказом директора ДГХ мэрии г. Ярославля от 08.12.2016 № 294 ЛС в период с 12.12.2016 по 13.03.2017 Кук В.Н. являлся исполняющим обязанности директора МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля. Приказом директора ДГХ мэрии г. Ярославля от 13.03.2017 № 55 ЛС Кук В.Н. назначен на должность директора МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля. В соответствии с распоряжением заместителя мэра- директора ДГХ мэрии г. Ярославля Кук В.Н. назначен на должность первого заместителя директора МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля с 13.06.2017.

Таким образом, должностным лицом, принявшим решение о способе определения поставщика, в том числе решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, директором МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля Кук В.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Считая постановление необоснованным, Кук В.Н. в установленный срок обратился с жалобой, в которой, не оспаривая фактических обстоятельств дела, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку в силу п.1 Постановления Правительства Ярославской области от 25.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» при финансировании затрат на ремонтные работы за счет средств областного бюджета проводится проверка достоверности и обоснованности сметной стоимости при выполнении ремонтных работ зданий и сооружений при стоимости работ свыше 1000 000 рублей, при этом органом осуществляющим проверку в силу п.3 данного постановления является ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве». Следовательно, в силу указанных положений Постановления Правительства Ярославской области от 25.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля имело право заключить контракт на проведение работ по проверке сметной стоимости с единственным поставщиком- ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве».

Лицо, привлекаемое к ответственности, Кук В.Н., защитники лица, привлекаемого к ответственности, действующие на основании доверенности, Беркович Е.В., Киреева Л.И., доводы жалобы поддержали в полном объеме, указали на то, что в силу Постановления Правительства Ярославской области от 25.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» при финансировании затрат на ремонтные работы за счет средств областного бюджета проводится проверка достоверности и обоснованности сметной стоимости при выполнении ремонтных работ зданий и сооружений при стоимости работ свыше 1000 000 рублей, при этом органом осуществляющим проверку является ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве». Данное постановление Правительства Ярославской области обязательно для исполнения МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля при заключении контрактов на выполнение ремонтных работ, финансирование которых производится за счет средств федерального или областного бюджета. Законодательных актов Ярославской области, регулирующих данный вопрос не имеется, в связи с чем МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля при наличии пробела в законодательстве руководствуется Постановлением Правительства Ярославской области от 25.05.2008 № 252-п.

Представители административного органа Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Клюева Е.В., Шилова М.А. полагали постановление № 592 от 19 октября 2017 года, которым директор Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля Кук В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, законным и обоснованным, просили в удовлетворении жалобы на указанное постановление отказать. В силу п.6 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Законодательный акт, предусматривающий исключительные полномочия ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве», в Ярославской области не принят. Проект данного закона направлялся для рассмотрения в Ярославскую областную Думу, но не был принят, как ограничивающий конкуренцию. Пробел законодательства в данном случае отсутствует, так как при отсутствии исключительных полномочий ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» на проведение экспертизы сметной документации, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля обязано было заключить контракт на выполнение данного вида работ на конкурентной основе- путем проведения запроса котировок.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела об административном правонарушении и представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Постановление от 19 октября 2017 года вынесено в полном соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом, и основано на полно и правильно исследованных доказательствах, каждому из которых дана соответствующая правовая оценка. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, а также срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Коком В.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, так как он, являясь должностным лицом, принявшим решение о способе определения поставщика, принял решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно с нарушением положений ч.5 ст. 25, п.6 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Виновность Кука В.Н. подтверждается всей совокупностью представленных доказательств; актом проверки № 51-ВП от 15.08.2017 года, извещением о проведении закупки у единственного поставщика, контрактом от 22.03.2017 года, фактические обстоятельства никем не оспариваются.

Оспаривая законность постановления заместителя начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области, начальником правового отдела ФИО 1 № 592 от 19 октября 2017 года, Кук В.Н. ссылается на то, что положения действующего законодательства им нарушены не были, возможность принятия решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика была предоставлена положениями Постановления Правительства Ярославской области от 25.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости».

Суд с доводами лица, привлекаемого к ответственности, защитника, не соглашается в связи со следующим:

В силу п.6 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановление Правительства Ярославской области от 25.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» к законодательным актам Ярославской области не относится, является нормативным правовым Ярославской области.

Следовательно, поскольку законодательный акт, предусматривающий исключительные полномочия ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве», на проведение проверки сметной документации, отсутствует, оснований для закупки услуг у единственного поставщика у МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля не имелось.

При указанных обстоятельствах, при проведении указанной закупки Куком В.Н. были нарушены положения ч.5 ст. 25, п.6 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, постановление заместителя начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области, начальником правового отдела ФИО 1 № 592 от 19 октября 2017 года, которым директор Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля Кук В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, оно является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области, начальником правового отдела ФИО 1 № 592 от 19 октября 2017 года, которым директор Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля Кук Виталий Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Кука Виталия Николаевича без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В.Барышева