ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 12-838/2020
г. Уфа 24 декабря 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Булатовой С.Б.,
с участием: защитника Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» ФИО1,
главного специалиста – эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ГИА
государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ГВА
рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» ФИО1 на постановление судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 года, которым:
Общество с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л А:
протоколом об административном правонарушении государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ГВА № 15-39/о от 07 сентября 2020 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» (далее - ООО РО «Эко-Сити», общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 6-10).
Судьей Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан вынесено приведенное выше постановление 11 ноября 2020 года (л.д. 179-185).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, защитник общества ФИО1 выражает несогласие с постановлением судьи от 11 ноября 2020 года, считая его незаконным, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 193-196).
Законный представитель ООО РО «Эко-Сити» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, отзыва, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Частью 1 ст. 22 названного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В силу п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручений Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №30/2228-вн от 08 мая 2020 года и №30/3265-вн от 29 июня 2020 года о необходимости проведения рейдовых мероприятий по соблюдению региональным оператором территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденных приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п, на основании распоряжения начальника Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ХАФ от 22 июля 2020 года № 36 о проведении с 03 по 07 августа 2020 года плановых (рейдовых) осмотров территорий муниципальных районов Республики Башкортостан Стерлибашевский, Гафурийский, 07 августа 2020 года, главным специалистом-экспертом Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ГВА проведен рейдовый осмотр территории при проезде по автодорогам в с. Красноусольский Гафурийского района Республики Башкортостан.
В ходе рейдовых осмотров 07 августа 2020 года выявлено несоблюдение региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан ООО РО «Эко-Сити» схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п (далее – Территориальная схема), а именно: пользование несанкционированной свалкой, расположенной в адрес (с кадастровым номером №...) с использованием транспортных средств:
- ... с логотипом «ДворЭкоСервис, государственный регистрационный номер №... RUS, время прибытия на полигон ТБО, расположенный адрес - 13.09 ч.;
- ... с логотипом «ДворЭкоСервис, государственный регистрационный номер №... RUS, время прибытия на полигон ТБО, расположенный адрес - 14.15 ч.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
протоколом об административном правонарушении № 15-39/0 от 07 сентября 2020 года (л.д. 6-10);
поручением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №30/3265-вн от 29 июня 2020 года о необходимости проведения рейдовых мероприятий по соблюдению региональным оператором территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (л.д. 170-172);
распоряжением начальника Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ХАФ от 22 июля 2020 года № 36 о проведении с 03 по 07 августа 2020 года плановых (рейдовых) осмотров территорий муниципальных районов Республики Башкортостан Стерлибашевский, Гафурийский, 07 августа 2020 года;
плановым (рейдовым) заданием на проведение плановых (рейдовых) осмотров от 22 июля 2020 года;
журналом фиксации рейдовых осмотров;
отчетом о выполнении планового задания;
актом осмотра территории от 07 августа 2020 года;
актом осмотра территории АСП Красноусольский сельсовет МР Гафурийский район РБ №15-1 от 07 августа 2020 года (л.д. 16-17);
актом осмотра территории АСП Красноусольский сельсовет МР Гафурийский район РБ №15-2 от 07 августа 2020 года (л.д. 22-23);
актом осмотра территории АСП Красноусольский сельсовет МР Гафурийский район РБ №15-3 от 07 августа 2020 года (л.д. 30-31);
фотографиями к актам осмотра;
договором № 11-ТР от 27 ноября 2019 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан, согласно которому ООО «ЭкоТранс» приняло на себя обязательство по поручению ООО РО «Эко-Сити» оказывать услуги в границах территории оказания услуг по транспортированию ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (л.д. 73-85);
соглашением №1 от 01 мая 2020 года о замене сторон в договоре на оказание услуг по транспортированию ТКО, согласно которому ООО «ЭкоТранс» передает ООО «Мохит-СТР» свои права и обязанности по договору на оказание услуг по транспортированию ТКО №11-ТР от 27 ноября 2019 года, заключенному с ООО РО «Эко-Сити» (л.д. 70-72);
договором № 01-МС от 31 мая 2020 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан, согласно которому ООО «ДВОРЭКОСЕРВИС» приняло на себя обязательство по поручению ООО «Мохит-СТР» оказывать услуги по транспортированию ТКО в границах Северо-западной части города Стерлитамак, Муниципального района Аургазинский район и Муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (л.д. 44-55).
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств, в том числе фотоматериала, сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Представленные доказательства проверены судьей Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что дело было рассмотрено с нарушением правил подсудности, поскольку проводилось административное расследование, соответственно дело должно было быть рассмотрено судьей Стерлитамакского городского суда РБ, нельзя признать состоятельным, поскольку в силу положений ст. 28.7 КоАП РФ, административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Процессуальные действия в виде запросов, не могут квалифицироваться как элементы административного расследования, в связи с чем, данное дело подведомственно судье Гафурийского межрайонного суда РБ в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ООО РО «Эко-Сити» не является субъектом административного правонарушения, ответственность должно нести ООО «Дворэкосервис», осуществляющее деятельность по транспортированию ТКО, является необоснованным.
На основании договора № 11-ТР от 27 ноября 2019 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан, ООО «ЭкоТранс» приняло на себя обязательство по поручению ООО РО «Эко-Сити» оказывать услуги в границах территории оказания услуг по транспортированию ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан.
Согласно соглашению №1 от 01 мая 2020 года о замене сторон в договоре на оказание услуг по транспортированию ТКО ООО «ЭкоТранс» передало ООО «Мохит-СТР» свои права и обязанности по договору на оказание услуг по транспортированию ТКО №11-ТР от 27 ноября 2019 года, заключенному с ООО РО «Эко-Сити».
На основании договора № 01-МС от 31 мая 2020 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан, ООО «Дворэкосервис» приняло на себя обязательство по поручению ООО «Мохит-СТР» оказывать услуги по транспортированию ТКО в границах Северо-западной части города Стерлитамак, Муниципального района Аургазинский район и Муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан.
Таким образом, ООО «Дворэкосервис» является лишь исполнителем по гражданско-правовому договору, оказывает ООО РО «Эко-Сити» услуги по транспортированию ТКО.
Следовательно, ООО РО «Эко-Сити», как региональный оператор по обращению с ТКО, является ответственным юридическим лицом за надлежащее исполнение обязанностей по размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой размещения твердых коммунальных отходов, в том числе, за транспортирование отходов исполнителем по гражданско-правовому договору.
Доводы жалобы о нарушении органом надзора требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Для привлечения ООО РО «Эко-Сити» за совершенное противоправное деяние к административной ответственности проведение проверки по правилам, установленным Федеральным Законом № 294-ФЗ не требовалось, так как имело место непосредственное выявление должностным лицом совершенного административного правонарушения, что является достаточным для возбуждения дела об административном правонарушении основанием в силу положений п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам защитника, надзорным органом в Верховный Суд РБ представлены документы которые явились основанием для проведения рейдового осмотра, и они сомнений не вызывают, это поручение Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №30/2228-вн от 08 мая 2020 года и №30/3265-вн от 29 июня 2020 года о необходимости проведения рейдовых мероприятий по соблюдению региональным оператором территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденной приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п, распоряжение начальника Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 от 22 июля 2020 года № 36 о проведении с 03 по 07 августа 2020 года плановых (рейдовых) осмотров территорий муниципальных районов Республики Башкортостан Стерлибашевский, Гафурийский, 07 августа 2020 года, журнал рейдовых осмотров.
Также не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что письмом Министерства природопользования и экологии РБ от 26 июня 2020 года общество уведомлено об исключении из территориальной схемы объекта размещения отходов – полигон твердых коммунальных отходов ГО г. Стерлитамак, принадлежащей ООО «Табигат», эксплуатирующей в свою очередь компанией ООО «Вториндустрия», поскольку письмом от 24 июля 2020 года данного министерства было в свою очередь сообщено о необходимости соблюдения потоков отходов, предусмотренной территориальной схемой.
При этом, наличие письма от 26 июня 2020 года, не освобождает общество от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Иные доводы жалобы, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи первой судебной инстанции при рассмотрении дела, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО «Эко-Сити» в совершении административного правонарушения в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица нарушен не был.
Назначенное юридическому лицу административное наказание с учетом характера общественной опасности деяния отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья межрайонного суда Ахметов Р.Р.
дело межрайонного суда № 5-722/2020