ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/19 от 17.04.2019 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело 12-83/2019

26RS0029-01-2019-001433-63

Р Е Ш Е Н И Е

17 апреля 2019 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

судьи Минераловодского городского суда Гориславской Ж.О.,

С участием:

представителя юридического лица ООО «Центральная диспетчерская служба» генерального директора ФИО1,

представителя юридического лица ООО «Центральная диспетчерская служба», выступающего по надлежащей доверенности, ФИО2

должностного лица государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Центральная диспетчерская служба» на постановление №009577 от 20 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №.............. по делу об административном правонарушении от 20 февраля 2019 года, вынесенным государственным инспектором ТО госавтодорнадзора по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО3, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Центральная диспетчерская служба» (ООО «ЦДС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», без договора фрахтования, без программы маршрута и без списка детей, а также без списка назначенных сопровождающих, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно обстоятельств дела, изложенных в постановлении, 26.12.2018 года примерно в 10 часов 40 минут по адресу <...> в ходе проверки транспортного средства марки(модель) 222334 государственный регистрационный знак <***> в процессе его эксплуатации, в целях проведения мероприятия по контролю выполнения обязательных требований, осуществлялась организованная перевозка группы детей автобусом по маршруту г Минеральные Вод- г.Пятигорск -г.Минеральные Воды согласно путевого листа №3620 от 26.12.2018 годла под управлением водителя ФИО4 с нарушением Правил организованной перевозки группы детей автобусом, а именно: отсутствовал договор фрахтования ТС, отсутствовал список детей, перевозимых в автобусе, отсутствовал список назначенных сопровождающих, отсутствовала программа маршрута.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «ЦДС» ФИО1 подал жалобу, в которой указал, что считает постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании письма Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2018 года №08-46/18677 «О проведении краевой благотворительной Новогодней Ёлки» управлением образования администрации Минераловодского городского округа был утвержден приказ «О направлении учащихся общеобразовательных учреждений на краевую благотворительную Ёлку» от 06 декабря 2018 года № 1222. Организованная перевозка группы детей из города Минеральные Воды в город-курорт Пятигорск на краевую благотворительную Новогоднюю Ёлку (далее - мероприятие) осуществлялась 26 декабря 2018 года организованной колонной транспортных средств автобусами в количестве 4 единиц) под сопровождением отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Минераловодскому городскому округу (далее - ОГИБДД), в числе которых было транспортное средство марки «Peugeot Boxer 222334», государственный регистрационный номер <***>, на основании договора фрахтования от 20 декабря 2018 года (далее - договор фрахтования), заключенного между управлением образования администрации Минераловодского городского округа (далее - управление образования) в лице начальника управления образования ФИО5, именуемым фрахтовщиком и ООО «ЦДС» в лице генерального директора ФИО1, именуемым фрахтователем.

Ответственным за сбор всех необходимых документов, предусмотренных Правилами организованной перевозки группы детей автобусом являлось управление образования, сотрудниками которого заблаговременно до начала осуществления перевозки в соответствии с требованиями Правил организованной перевозки группы детей автобусом в адрес ОМВД России по Минераловодскому городскому округу 20 декабря 2018 года было направлено уведомление об организованной перевозке группы детей с предоставлением полного пакета соответствующих документов.

25 декабря 2018 года до дня начала осуществления перевозки детей, водителю указанного транспортного средства ФИО4 были переданы копии всех необходимых документов, предусмотренных Правилами организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года №1177. Все необходимые документы во время движения находились у водителя от начала до конца осуществления поездки организованной группы детей на мероприятие.

Во время прибытия организованной группы детей на мероприятие по адресу: <...>, ответственное лицо управления образования, отвечающее за сопровождение организованной Группы детей, забрало с собой папку с копиями документов, находящихся у водителя транспортного средства, в которой находился договор фрахтования транспортного средства, список детей, перевозимых в автобусе, список назначенных сопровождающих, и ушло на мероприятие, для возможности осуществления беспрепятственного доступа детей через контрольно- пропускной пункт на мероприятие. Одновременно, в тот период, когда детей уводили на мероприятие, сотрудниками территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю (далее - сотрудники Ространснадзора) началась проверка, в ходе которой у водителя транспортного средства были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии документов, предусмотренных п. 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 года № 1177.

Во время проведения проверки сотрудниками Ространснадзора, водитель транспортного средства вынужден был покинуть транспортное средство, так как ему необходимо было забрать недостающие документы у ответственного лица управления образования, отвечающего за сопровождение организованной группы детей.

После того, как документы были представлены водителем транспортного средства для проверки, сотрудниками Ространснадзора был составлен протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства с применением фото-видеофиксации, которая велась преимущественно в его отсутствие, что также, нарушило его права. В дальнейшем сотрудниками Ространснадзора было принято решение составить протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «ЦДС».

Перед отправкой колонны транспортных средств (автобусов в количестве 4 штук), перевозящих организованную группу детей из г. Минеральные Воды на мероприятие в г. Пятигорск, сотрудниками ОГИБДД проводилась проверка всех необходимых документов, предусмотренных Правилами организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года №1177, что подтверждается справкой от 11 февраля 2019 года № 16/76. От начала и до конца осуществления перевозки организованной группы детей в соответствии с п. 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177, у водителя транспортного средства имелись в наличии следующие документы: договор фрахтования от 20 декабря 2018 года, подписанный обеими сторонами, к которому прилагался заказ-наряд; копия уведомления от 20 декабря 2018 год № 3490, направленного в адрес ОМВД России по Минераловодскому городскому округу об организованной перевозке группы детей; список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона); документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона); документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность; программа маршрута, включающая в себя график движения с расчетным временем перевозки, места и время остановок для отдыха, схему маршрута.

Таким образом, в период оказания транспортных услуг 26 декабря 2018 года, водителем транспортного средства осуществлялась перевозка организованной группы детей на мероприятие по договору фрахтования с необходимыми документами, оформленными в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года №1177, требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», на что сотрудники Ространснадзора в рамках проведения контрольных мероприятий не обратили внимание.

Кроме того, как указал в жалобе представитель юридического лица ФИО1, при заполнении его объяснений в протоколе серии СК №028808, составленном 15 февраля 2019 года государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю ФИО3 к материалам была приобщена ведомость выдачи билетов (с правом получения подарков и питания), которую он ошибочно указал в объяснениях.

На самом деле у водителя был список детей, оформленный в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177. Также имелась отдельно ведомость выдачи билетов (с правом получения подарков и питания), которая находилась у сотрудников управления образования.

Однако при составлении протокола об административном правонарушении 15 февраля 2019 года государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю ФИО3 была предоставлена ведомость выдачи билетов (с правом получения подарков и питания), вместо списка детей, который по словам государственного инспектора, якобы отсутствовал на момент проверки.

Таким образом, ФИО1 считает, что его ввели в заблуждение, с целью оказания на него давления со стороны государственного инспектора для указания недостоверных сведений в протоколе об административном правонарушении, которые не соответствуют обстоятельствам, произошедшим 26 декабря 2019 года при проведении проверки.

При изложении пояснений в постановлении № 009577 от 20 февраля 2019 года им - ФИО1 была внесена соответствующая запись о несогласии с вынесенным постановлением.

Также ФИО1 считает, что в постановлении № 009577 от 20 февраля 2019 года государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю ФИО3 неправильно указаны нормы Федерального законодательства и Постановления Правительства Российской Федерации, а именно: во втором абзаце текста постановления № 009579 от 20 февраля 2019 года указана ссылка на пункт Правил организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 - «п. 4а», которого на самом деле не существует; во втором абзаце текста постановления указана ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», согласно которой государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю ФИО3 разъяснена неправильная трактовка текста указанной статьи, а именно указано в тексте следующее: «В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 года, представляют собой нормативно-правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а так же условия перевозок пассажиров и багажа и представления транспортных средств для таких перевозок».

Таким образом, как считает представитель юридического лица ФИО1, имеется несоответствие указанной трактовки тексту действующей нормы ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», поскольку ст. 2 определены основные понятия, используемые в указанном Федеральном законе, а не нормативноправовые акты. По мнению ФИО1, неправильно указанные норм приведенного выше Федерального законодательства и постановления Правительства Российской Федерации в постановлении №009577 от 20 февраля 2019 года являются обстоятельствами, фактически указывающими на процессуальное нарушение при составлении и вынесении постановления № 009577 от 20 февраля 2019 года.

Так, в акте осмотра транспортного средства от 26 декабря 2018 года указано, что договор фрахтования (заказ-наряд) не соответствует требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года №1177.

Таким образом, на момент проверки у водителя транспортного средства договор фрахтования (заказ-наряд) был, а в постановлении № 009577 от 20 февраля 2019 года указано, что он отсутствует, что, как считает ФИО1, не соответствует действительности.

Также, по мнению ФИО1 при оформлении результатов проверки допущены разночтения между актом осмотра транспортного средства и вынесенным постановлением № 009577 от 20 февраля 2019 года.

Учитывая тот факт, что при проведении контрольного мероприятия государственным инспектором не полностью, как считает ФИО1, были изучены документы, находящиеся у водителя, то при принятии оспариваемого постановления № 009577 от 20 февраля 2019 года были сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, тем самым нарушены права и законные интересы юридического лица.

Таким образом, ФИО1 считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в его действиях, как должностного лица ООО «ЦДС», состава административного правонарушения.

По изложенным основаниям генеральный директор ООО «ЦДС» ФИО1 просил суд отменить постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю ФИО3 № 009577 от 20 февраля 2019 года о признании юридического лица ООО «ЦДС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по делу прекратить на основании ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Должностным лицом государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю ФИО3 подано возражение на данную жалобу, из которого следует, что 26.12.2018г. сотрудниками Территориального отдела госавтодорнадзора по Ставропольскому краю, на основании распоряжения заместителя начальника МТУ Ростанснадзора по СКФО № 029077 от 28.11.2018г., проводились рейдовые мероприятия по проверке транспортных средств, осуществляющих регулярные, не регулярные перевозки пассажиров автобусами с целью выявления нарушений транспортного законодательства и принятия мер для его соблюдения, в ходе которых было выявлено осуществление по маршруту «г. Минеральные Воды - г. Пятигорск - г. Минеральные Воды» организованной перевозки группы детей автобусом марки 222334 государственный регистрационный знак <***> по путевому листу № 3620 от 26.12.2018г. под управлением водителя ФИО4, используемого для осуществления организованной перевозки детей по заказу обществом с ограниченной ответственностью «Центральная диспетчерская служба» с нарушением подпунктов а), д), з) пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. № 1 177, а именно: отсутствовал договор фрахтования транспортного средства, заключенный в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; отсутствовал список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, номера его контактного телефона); отсутствовала программа маршрута, включающая в себя: - график движения с расчетным временем перевозки: - места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки. Событие административного правонарушения было зафиксировано Актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства, оформленным государственным инспектором ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО3 от 26.12.2018г., материалом видео/фотофиксации, произведенным 26.12.2018г. По данному факту в отношении водителя ФИО4 был оформлен протокол об административном правонарушении серия СК № 023056 от 26.12.2018г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, при составлении которого ФИО4 присутствовал, при этом отдачи объяснений, от ознакомления с протоколом и получения его копии отказался, что зафиксировано видеозаписью. Присутствие ФИО4 подтверждается так же росписью в получении 26.12.2018г. повестки, согласно которой назначено время и дата рассмотрения правонарушения - 28.12.2018г. В указанное время, по результатам рассмотрения административного материала государственным инспектором ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО3 в присутствии ФИО4 было рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление от 28.12.2018г. серии СК № 004854 о привлечении водителя ООО «ЦДС» ФИО4 к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 3000 рублей, копию постановления ФИО4 получил лично 28.12.2018г. 15.02.2019г. в отношении юридического лица - ООО «Центральная диспетчерская служба» был оформлен протокол об административном правонарушении серия СК № 028808 от 15.02.2019г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, при оформлении которого присутствовал представитель юридического лица генеральный директор ООО «ЦДС» ФИО1, собственноручно давал объяснения в протоколе, получил его копию. Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.02.2019г. серии СК № 009577 юридическое лицо ООО «ЦДС» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 100 000 рублей. Данное постановление вынесено в присутствие представителя юридического лица генерального директора ООО «ЦДС» ФИО1, с которым он ознакомился, давал объяснения, и копия которого ему же была вручена под роспись 20.02.2019г. С учетом изложенного, должностным лицом ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО был соблюден процессуальный порядок привлечения водителя ФИО4 и юридического лица ООО" «Центральная диспетчерская служба» к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, предусмотренный ст. 25.15, 28.2, 29.1 1 КоАП РФ. Общество с ограниченной ответственностью «Центральная диспетчерская служба» считает, что были соблюдены требования перевозки организованной группы детей 26.12.2018г. и у водителя ФИО4 находился полный пакет документов в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. № 1177. Однако, данные утверждения не соответствуют обстоятельствам настоящего дела и имеющимся в нем материалам. Так, в соответствии с п. 94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112, договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, должен находиться у водителя от начала и до конца осуществления перевозки по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов. На момент проверки водителем ФИО4 были представлены государственному инспектору ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО3 следующие документы: - свидетельство о государственной регистрации ТС, договор безвозмездного пользования транспортными средствами № 3 от 27.08.2018г. с передаточным актом к нему, контракт на оказание транспортных услуг для образовательных учреждений Минераловодского городского округа в сентябре-декабре 2018г., акт технического осмотра транспортного средства от 26.12.2018г., путевой лист № 3620 от 26.12.2018г., водительское удостоверение ФИО4, выписка из правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности ООО «ЦДС» от 18.04.2013г., страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства серии МММ № 5007479114 сроком действия с 01.09.2018г. по 31.08.2019г., диагностическая карта ТС, инструктаж водителю автобуса по обеспечению безопасности при перевозке групп детей, памятка водителю. Предусмотренные подпунктами а), д), з) пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. № 1177, договор фрахтования, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», список детей, список назначенных сопровождающих, программа маршрута, водителем ФИО4 представлены не были. В соответствии с п. 7 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. № 1 177, фрахтовщик, т.е. в нашем случае юридическое лицо принявшее на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю одного или нескольких транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, не позднее дня предшествующего дате, на которую запланировано начало такой перевозки, обеспечивает передачу водителю копии договора фрахтования, копии графика движения, а так же копий документов, предусмотренных подпунктами б) - г) пункта 4 настоящих правил. При осуществлении перевозки 2 и более автобусами каждому водителю так же передаются копия документа, предусмотренного подпунктом д) пункта 4 настоящих Правил (для автобуса, которым он управляет). Частью 4 статьи 12.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки групп детей автобусами. ООО «Центральная диспетчерская служба» не обеспечило наличие у водителя ФИО4 документов, предусмотренных подпунктами а), д), з) пункта 4 Правил организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. № 1177, при осуществлении 26.12.2018г. организованной перевозки группы детей автобусом марки 222334 государственный регистрационный знак Р71 8ХК26, по маршруту «г. Минеральные Воды - г. Пятигорск - г. Минеральные Воды». Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, подтверждается доказательствами по делу: - актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 26.12.2018г., оформленным государственным инспектором ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО3, материалами видео/фотофиксации, произведенными 26.02.2018г. Учитывая вышеизложенное, постановление по делу об административном правонарушении от 20.02.2019г. серии СК № 009577 о привлечении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Центральная диспетчерская служба», к административной ответственности по части 4 статьи 12.23 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 100 000 рублей, является законным и обоснованным, назначено в пределах санкции статьи. Оснований для отмены постановления не имеется. Просит оставить постановление без изменения.

В судебном заседании представитель юридического лица ООО «ЦДС» ФИО2 жалобу поддержал и просит ее удовлетворить, постановление о признании юридического лица ООО «ЦДС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 КРФ об АП отменить за отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель юридического лица ООО «ЦДС» ФИО1 жалобу поддержал, пояснил, что ООО «ЦДС» осуществляет перевозку людей, в том числе детей в соответствии с заключенными контрактами. Новогоднее мероприятия организовано Управлением образования Минераловодского городского округа. 25.12.2018 года ему как руководителю ООО «ЦДС» был предоставлен весь пакет документов, предусмотренных Правилами организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года №1177. Он лично 25.12.2018 года провел инструктаж с водителями ФИО4 и ФИО6 и дал им все необходимые документы для ознакомления и изучения. В день поездки водители и он прибыли в Управление образования, где сотрудники ГИБДД проводили свой инструктаж водителям, он также еще раз проинструктировал водителей, уполномоченный сотрудник ГИБДД проверил досконально все документы на соответствие их Правилам перевозки детей, весь комплект документов был в наличии и оформленный надлежащим образом. Весь сформированный пакет документов перед отправкой автобусов передан водителю транспортного средства марки(модель) 222334 государственный регистрационный знак <***> ФИО4 В момент поездки и движения транспортного средства все документы находились у водителя, в том числе и те, на отсутствие которых неправомерно указано госинспектором Ространснадзора. Когда автобусы подъехали к театру, сопровождающие вывели из автобусов детей и руководитель поездки специалист управления образования забрала документы с собой и ушла вместе с детьми. Во время проверки инспекторами Ространснадзора водитель ФИО4 пытался найти организатора поездки в театре, чтобы забрать документы, но когда специалист управления образования вышла из театра, и пояснила, что все документы, необходимые для перевозки детей имеются, ее не стали слушать, т.к. уже составили акт об отсутствии этих документов инспектора. В момент движения все документы, предусмотренные Правилами перевозки детей, у водителя ФИО4 были в наличии. Считает, что в действиях общества нет состава административного правонарушения, просит производство по делу прекратить.

Должностное лицо- государственный инспектор территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю ФИО3 в судебном заседании пояснил, что сотрудниками ГИБДД осмотрен автобус, составлен акт, проведен инструктаж. На момент проверки инспекторам автонадзора предоставлены документы, которые имелись в наличии, все недостающие документы, которые явились основанием к составлению протокола и вынесению постановления, директор общества приложил, по его мнению, после проверки. В момент проверки водитель ФИО4 пояснял, что все документы забрала сопровождающая детей, но проверка проводилась в течение 30-40 минут, и была возможность предоставить недостающие документы, однако, когда подошла сопровождающая, она ничего не пояснила. Считает постановление законным и просит оставить его без изменения.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля госинспектор ОГИБДД по Минераловодскому городскому округу ФИО7 пояснил, что документы для осуществления перевозки детей собирались заблаговременно. Все документы были в полном комплекте в соответствии с требованиями Правил перевозки детей, утвержденных Постановлением Правительства, весь необходимый перечень документов был предоставлен и проверен органом ГИБДД на соответствие нормативным документам, утвержден начальником, поскольку только после этого была разрешена перевозка детей. 26.12.2018 года перед поездкой в Управлении образования проводился инструктаж водителей, сопровождающих, руководителя поездки, присутствовали руководитель поездки, сопровождающие, водители автобусов, директор ООО «ЦДО» Волков, заместитель командира роты ГИБДД, сопровождающий экипаж ГИБДД. Был еще раз проверен весь пакет документов, все имелось в наличии, в том числе договор фрахтования, копия уведомления, список детей с указанием всех данных их и их родителей, документы на водителей, страховые документы, список сопровождающих со всеми данными, программа маршрута, график движения. После инструктажа все документы переданы каждому водителю, в том числе и ФИО4 Он- ФИО7 был в экипаже сопровождения ГИБДД группы автобусов и утверждает, что все требуемые по Правилам перевозки детей документы были оформлены и имелись у водителя ФИО4 в момент поездки.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 пояснила, что 26.12.2018 года она являлась ответственной от Управления образования по Минераловодскому городскому округу-руководителем группы. Поездка осуществлялась на 4 автобусах. Перед поездкой все документы предоставлялись на согласование в ГИБДД. Все документы готовились в трех экземплярах-ОМВД, ГИБДД, ЦДС. 25.12.2018 года все документы в соответствии Правилами переданы директором ФИО1 водителю ФИО4, чтобы он мог их изучить. 26.12.2018 года в Управлении образования сотрудниками ГИБДД проводился инструктаж с водителями, сопровождающими, с ней как руководителем группы, проверялся весь пакет документов и только после этого состоялась поездка. Она лично с инспектором ГИБДД ФИО7 перед выездом еще раз проверила все документы. Она как руководитель группы, когда колонна автобусов прибыла в Пятигорск, попросила сопровождающих, находившихся в каждом автобусе, принести ей все имеющиеся списки на каждый автобус, чтобы ей было удобно осуществлять контроль за детьми, все списки детей, сопровождающих, списки на подарки и другие документы были у нее, заказ-наряд также, все документы, касающиеся поездки, были у нее, т.к. находились в одной папке. Ей необходимы были эти документы, чтобы заводить детей по списку по каждому автобусу и рассаживать по списку с целью контроля за детьми. Когда ее в театре нашел водитель ФИО4 и просил принести документы, которые она забрала, пояснив, что проверяются автобусы и водителя, она вышла и увидев инспекторов автонадзора в другом автобусе, зашла туда и инспектору автонадзора ФИО9 показала все документы, которые у нее потребовали и были в папке на данный автобус. Ей пояснили, что все в порядке и не сказали, что необходимо предъявить документы на другой автобус, которым управлял водитель ФИО4, хотя все документы на этот автобус у нее были.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля водитель ФИО4 пояснил, что работает в ООО «ЦДС». 25.12.2018 года его вызвал диспетчер и директор ООО «ЦДС» ФИО1 пояснил ему, что 26.12.2018 года состоится перевозка детей и необходимо изучить документы, касающиеся поездки, лично провел с ним инструктаж и передал ему пакет документов. Утром 26.12.2018 года колонна автобусов прибыла к Управлению образования, где сотрудниками ГИБДД проведен инструктаж водителей, сопровождающих. Директором ФИО1 также еще раз проведен был инструктаж с водителями, сотрудники ГИБДД проверили еще раз все документы, необходимые для поездки детей, замечаний не было. По прибытии в г.Пятигорск, сопровождающая забрала папку с документами и увела детей в театр. Когда инспектора автонадзора стали требовать у него документы согласно перечня правил перевозки, он пошел в театр и нашел ответственную за поездку сопровождающую. Когда та принесла все документы, инспектора отказались их смотреть, пояснив, что уже поздно, т.к. они составил акт осмотра. Он утверждает, что все документы при осуществлении перевозки и движения автобуса были в наличии, в том числе договор фрахтования, программы маршрута, список детей, список назначенных сопровождающих, поскольку он их лично видел перед началом поездки, когда документы ему отдал сотрудник ГИБДД после проверки.

Заслушав объяснения представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства. отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения не тождественна вине физического лица в совершении административного правонарушения или преступления. Установление вины юридического лица в совершении административного правонарушения, в том числе определение того, имелась ли у него возможность не допустить факт нарушения должностным лицом требований законодательства, должно быть осуществлено в производстве по делу об административном правонарушении (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012 N 2360-О, от 09.11.2017 N 2514-О).

Предмет исследования в каждом виде судопроизводства имеет свои особенности, исходя из которых определяются не только компетентный суд, но и специфика процессуальных правил доказывания по соответствующим делам, включая порядок представления и исследования доказательств, а также основания для освобождения от доказывания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П).

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД РФ) организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.

В силу п. 22.6 ПДД РФ организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

Требования, предъявляемые к организации и осуществлению организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении установлены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177.

На основании п.4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие, в том числе, следующих документов: договора фрахтования, заключенного в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования, список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка), номера контактного телефона родителей (законных представителей); программа маршрута, включающая в себя: график движения с расчетным временем перевозки; места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки.

Пунктом 7 Правил организованной перевозки группы детей автобусами предусмотрено, что руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщик: не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало такой перевозки, обеспечивает передачу водителю (водителям) копии договора фрахтования, а также утвержденных руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, или уполномоченным лицом фрахтовщика копии графика движения и схемы маршрута - в случае организованной перевозки группы детей по договору фрахтования; не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало такой перевозки, обеспечивает передачу водителю (водителям) копий документов, предусмотренных подпунктами "б" - "г", "е" и "ж" пункта 4 настоящих Правил.

В соответствии с частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Установленное административным органом Росавтонадзора деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако следует учитывать, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, образуют лишь действия, выразившиеся в организации перевозки группы детей автобусами в отсутствии договора фрахтования, либо списка детей и списка назначенных сопровождающих, программы маршрута, предусмотренных указанными Правилами.

Как установлено судом в ходе судебного заседания, подтверждено вышеприведенными показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО4 договор фрахтования транспортного средства для перевозки детей, программа маршрута и список детей, список назначенных сопровождающих установленной Правилами формы в момент осуществления перевозки 26.1.2018 года и составления акта осмотра имелись в наличии, в момент поездки находились в автобусе у водителя, к моменту составления протокола, который составлен 15.02.2019 года, в автобусе марки 222334 государственный регистрационный знак <***>, осуществлявшем перевозку группы детей, имелся.

Суду для приобщения к материалам дела был представлены договор фрахтования транспортного средства для перевозки детей, заказ-наряд, списки детей и списки сопровождающих установленных форм, программа маршрута, график движения.

Доводы представителя юридического лица директор ООО «ЦДС» ФИО1 о том, что в период оказания транспортных услуг 26 декабря 2018 года, водителем транспортного средства ФИО4 осуществлялась перевозка организованной группы детей на мероприятие по договору фрахтования с необходимыми документами, оформленными в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года 1177, требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и Федерального закона от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», что сотрудники Ространснадзора в рамках проведения контрольных мероприятий не приняли во внимание, подтверждены показаниями свидетелей ФИО4, ФИО8, которые подтвердили, что после составления акта осмотра сотрудники Ространснадзора не пожелали проверить предоставленные им документы подтверждаются представленным суду договором фрахтования от 20 декабря 2018 года, к которому прилагался заказ-наряд; копия уведомления от 20 декабря 2018 года, направленного в адрес ОМВД России по Минераловодскому городскому округу об организованной перевозке группы детей: список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона); документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона); документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность; программа маршрута, включающая в себя: график движения с расчетным временем перевозки; места и время остановок для отдыха; схему маршрута.

Копии указанных документов, на отсутствие которых указал в обжалуемом постановлении государственный инспектор ТО госавтодорнадзора по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО, находятся в материалах дела, то есть приведенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении по делу обстоятельства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.

В акте осмотра транспортного средства от 26 декабря 2018 года указано одновременно на отсутствие договора фрахтования и его несоответствие требованиям, что не позволяет однозначно определить наличие несоответствующего договора в момент составления акта осмотра или отсутствие договора фрахтования вообще на момент составления акта осмотра.

Статьей 787 ГК РФ предусмотрено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

В соответствии с п. 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта.

В момент проведения проверки договор фрахтования не был еще исполнен, поездка не была завершена.

Договор фрахтования, копия которого имеется в материалах дела, соответствует положениям Гражданского Кодекса РФ.

Видеозапись, просмотренная в судебном заседании, не опровергает доводов подателя жалобы, а лишь фиксирует факт разъяснения прав водителю ФИО4 в момент составления акта осмотра транспортного средства и его отказ от подписания этого акта.

Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, доводы жалобы ООО «ЦДС» о том, что им не допущено нарушений, которые указаны в обжалуемом им постановлении, обоснованы.

Судом бесспорно установлено, что перевозка группы детей автобусами 26.12.2018 года организована и осуществлена ООО «ЦДС» в полном соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами", при наличии договора фрахтования, списка детей, списка назначенных сопровождающих, программы маршрута, предусмотренных указанными Правилами.

При таких обстоятельствах, в действиях юридического лица ООО «ЦДС» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление Государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО №.............. от 20 февраля 2019 года в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Центральная диспетчерская служба» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ООО «Центральная диспетчерская служба» состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья Ж.О.Гориславская