ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/20 от 09.01.2020 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

12-83/2020

Р Е Ш Е Н И Е

9 января 2020 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8

Судья Всеволожского городского суда <адрес>ФИО2, с участием защитника ФИО1,

рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, ЗАО «Промотходы», ИНН <***>, на постановление главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № АД-13-136/2019 по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № АД-13-136/2019 ЗАО «Промотходы» признано виновным по ст. 8.2 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 160 000 рублей.

в жалобе на указанное постановление ЗАО «Промотходы» просит его оттенить, производство по делу прекратить, указывает на нарушения норм материального и процессуального права.

В судебном заседании защитник жалобу поддержал. Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, законный представитель юридического лица, извещенные о времени месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении дела суд не заявили, судья счел возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, выслушав мнение защиты, суд приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления, ввиду отсутствия события административного правонарушения. При этом суд исходит из следующего.

Ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на день совершения предполагаемого правонарушения) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как следует из представленных материалов дела, Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры <адрес> и плана работы природоохранной прокуратуры на 1 полугодие 2019 года с привлечением специалистов Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в период с 11.30 по 14.15 проведена выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства ЗАО «Промотходы» при осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации полигона твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>.

Установлено, что на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности Серия 78 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Промотходы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 470301001) осуществляет эксплуатацию полигона твердых отходов «Северная Самарка» на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0612002:0266 (земли промышленности), расположенном по адресу: 188683, <адрес>, д. Самарка, уч. .

В ходе осмотра установлено, что на части участка тела полигона ТКО, которая не использовалась для размещения отходов, присутствовали оголенные участки свалочных масс, откосы не выровнены, что является нарушением пункта 5.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

В соответствии с требованиями пункта 6.8 СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» захоронение следует проводить послойным чередованием ТКО и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).

Пунктом 7.1 указанных Правил предусмотрено, что при захоронении отходов, захоронение ТКО допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5 °С ежесуточно, при температуре 5 °С и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО.

Согласно пункту 2.8 Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России ДД.ММ.ГГГГ) промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток.

На выделенной суточной карте осуществлялась разгрузка мусоровозов и разравнивание завезенных отходов в отсутствие установленных переносных сетчатых ограждений от места разгрузки и складирования ТБО, что является нарушением пункта 5.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Согласно пункта 6.9 СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» территория полигона должна быть огорожена. Пунктом 7.5 данных Правил установлено, для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают, как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТКО, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.

Пунктом 2.10 Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов тая твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России ДД.ММ.ГГГГ) также предусмотрено, что переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов. Высота ограждений - 4-4,5 м. Рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40-50 мм. Ширина щитов принимается 1-1,5 м.

В ходе осмотра установлено загрязнение по всему периметру водоотводной канавы отходами производства и потребления, что является нарушением пункта 2,14 Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пункту 2.14 Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России ДД.ММ.ГГГГ) регулярной очистке подлежат водоотводные канавы, загрязнения из которых могут попасть в поверхностные воды.

На полигоне твердых отходов «Северная Самарка» имеется пункт сортировки отходов, который на момент осмотра не функционировал. При этом при осмотре тела полигона выявлены отходы металла (Лом и отходы стальных изделий незагрязненные, код по ФККО 4 61 200 01 51 5), размещенные на теле полигона с целью захоронения.

Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещаются.

Перечнем видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, вид отходов - Лом и отходы стальных изделий незагрязненные, код по ФККО 4 61 200 01 51 5, запрещен для размещения.

Подтверждают размещение данного вида отходов на полигоне твердых отходов «Северная Самарка» и данные учета отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды от 01,09.2011 . То есть в нарушении требований законодательства ЗАО «Промотходы» осуществляет захоронение отходов, запрещенных к захоронению.

Таким образом, по мнению должностного лица, установлены нарушения при эксплуатации полигона: нарушены требования статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Кроме того, по мнению должностного лица, нарушен пункт 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

По мнению должностного лица, достаточных мер со стороны юридического лица - ЗАО «Промотходы» по обеспечению вышеуказанных требований федерального законодательства не принято.

Данные нарушения, по мнению должностного лица, подтверждаются Актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ и действия юридического лица квалифицируются по ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем суд не может согласиться с выводами государственного инспектора, по следующим основаниям.

Фактические обстоятельства, с которыми государственный инспектор в постановлении связывает наличие в действиях ЗАО «Промотходы» нарушений при эксплуатации полигона, указаны в пункте 6 Акта проверки (осмотра территории) от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Акт проверки).

Согласно пункту 6 Акта проверки «На территории полигона твердых отходов расположены следующие объекты:

...

6. Участок складирования отходов, состоящий их трех рабочих карт. На момент осмотра территории размещение отходов осуществляется на суточной карте , откосы не изолированы. Велись работы по изоляции отходов грунтами на карте .

На момент осмотра территории установлено наличие мусора в обводной канаве полигона твердых отходов и рядом с ней в юго-восточной части тела полигона. Сетчатые ограждения установлены не в месте разгрузки отходов, место разгрузки отходов ими не ограждено».

1) На момент осмотра территории размещение отходов осуществляется на суточной карте , откосы не изолированы. Велись работы по изоляции отходов грунтами на карте .

По мнению государственного инспектора, изложенное свидетельствует о нарушении пункта 5.1. Санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, пунктов 6.8., 7.1. Свода правил СП 320,1325800.2017, пункта 2.8. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция).

Вместе с тем, согласно Санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01:

5.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре + 5°С - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.

6.8. Захоронение следует проводить послойным чередованием ТКО и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).

7.1. При картном захоронении отходов, захоронение ТКО допускается только на рабочей карте, Промежуточиая (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5°С ежесуточно, при температуре 5°С и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО. Минимальное расстояние между рабочими картами - 5 м.

Согласно п. 2.8. Инструкции промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м, при уплотнении ТБ катками КМ-305 - 0,15 м. Разработка грунта и доставка его на рабочую карту производится скреперами. Схема организации работ показана на рис. 13. Нормы времени в часах на разработку и перемещение грунта скреперами приведены в ЕНиР, сб. 2, 2-1-4. Дополнительное разравнивание и уплотнение грунта осуществляется по ЕНиР, сб. 2, 2-1-15. Работа по изоляции строительными отходами нормируется как грунтом II группы.В зимний период в качестве изолирующего материала разрешается использовать строительные отходы, отходы производства (отходы извести, мела, соды, гипса, графита и т.д.). В виде исключения в зимний период допускается применять для изоляции снег, подаваемый бульдозерами с ближайших участков. В весенний период, с установлением температуры свыше 5°С, площадки, где была применена изоляция снегом, покрываются слоем грунта. Укладка следующего яруса ТБО на изолирующий слой из снега недопустима.

При сопоставлении текста указанных пунктов нормативно-технической документации с тем, что зафиксировано в пункте 6 Акта проверки, следует, что никаких нарушений ЗАО «Промотходы» не допущено. Напротив, имеет место соответствие с вышеуказанными требованиями: на одной карте () велось текущее размещение отходов (поэтому и откосы на данной карте не были еще изолированы), а на другой карте () производилась изоляция ранее размещенных на этой карте отходов.

Кроме того, исходя из того, что продолжительность пребывания проверяющих на полигоне составила менее трех часов, они не могли зафиксировать нарушение сроков проведения изоляции размещенных отходов, минимальный из которых равняется суткам.

Таким образом, выводы постановления о якобы имевшем место нарушении требований пункта 5.1, Санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, пунктов 6.8., 7.1. Свода правил СП 320.1325800.2017, и пункта 2.8. Инструкции являются необоснованными, и противоречат установленным в Акте проверки фактическим обстоятельствам.

Согласно акту проверки, сетчатые ограждения установлены не в месте разгрузки отходов, место разгрузки отходов ими не ограждено.

По мнению инспектора, изложенное свидетельствует о нарушении ЗАО «Промотходы» пункта 5.3. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, пунктов 6.9., 7.5. СП 320.1325800.2017 и пункта 2.10. Инструкции.

Вместе с тем, согласно пункту 5.3. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01:

5.3. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно блиэ/се к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Пункты 6.9., 7.5. СП320.1325800.2017:

7.5. Для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТКО, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.

Пункт 2.10. Инструкции:

2.10. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов. Высота ограждений 4-4,5 м. Рама щитов выполняется излегких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40-50 мм. Ширина щитов принимается 1-1,5 м. Регулярно, не реже одного раза в смену, щиты очищаются от частиц отходов. Размеры участка, защищаемого переносным сетчатым ограждением, должныобеспечивать работу без перестановки щитов не менее недели.

Как видно, вышеуказанные пункты нормативно-технической документации не требуют устанавливать переносные сетчатые ограждения непосредственно на месте разгрузки отходов. Они должны располагаться как можно ближе к нему, но не на нем непосредственно.

Также указанные пункты нормативно-технической документации не содержат требований об обязательном огораживании места разгрузки отходов сетчатыми ограждениями. Перпендикулярность к направлению ветра, а не полный охват места разгрузки отходов, является обязательным. Если место разгрузки будет полностью (по кругу) огорожено сетчатыми ограждениями, то к такому месту разгрузки элементарно невозможно будет подъехать мусоровозу.

При названных обстоятельствах, нарушение правил установки сетчатых ограждений ЗАО «Промотходы» не допущено.

На момент осмотра территории установлено наличие мусора в обводной канаве полигона твердых отходов и рядом с ней в юго-восточной части тела полигона.

Вместе с тем, согласно пункту 2.14. Инструкции:

2.14. Регулярной очистке подлежат водоотводные канавы, загрязнения из которых могут попасть в поверхностные воды. На участках, где в граничных водоотводных сооружениях постоянно имеется сток, из канав также берут пробы воды на анализы.

В пункте 2.14. Инструкции речь идет о водоотводных канавах, имеющих сток в поверхностные воды. В то время как на полигоне обустроена обводная канава (о чем и указано в Акте проверки), которая совместно с имеющимся валом-дамбой выполняют функции ограждения полигона.

Обводная канава Полигона «Северная Самарка» расположена внутри границ земельного участка полигона, закольцована на пруд-накопитель и не имеет стока или иного сообщения с водными объектами, что исключает возможность попадания собранного в канаве мусора во внешнюю среду.

В этой связи выявленное в ходе осмотра полигона присутствие мусора в обводной канаве не является нарушением пункта 2.14. Инструкции, устанавливающим требования к водоотводным канавам.

Собранный их обводной канавы мусор в соответствии с пунктами 5.5., 5.6. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 обслуживающий персонал полигона регулярно, не реже 10 дней, направляет на рабочую карту, где он подлежит размещению вместе с поступающими отходами, о чем ведется соответствующий журнал. В этой части у суда нет оснований не доверять доводам жалобы.

С учетом изложенного, выводы постановления о нарушении ЗАО «Промотходы» пункта 2.14. Инструкции являются необоснованными, так же как и само по себе кратковременное (до 10 дней) присутствие мусора в обводной канаве, не может рассматриваться как нарушающее положения действующего законодательства.

По вопросу исполнения требований законодательства в части запрета захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, суд учитывает следующее.

Пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) установлен запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017г. -р определен перечень таких видов отходов (далее - Перечень).

Согласно Перечню запрещено захоронение именно конкретных видов отходов, а не в целом материала, в данном случае - металла, который может присутствовать в различных видах отходов, например, отходах строительства, обрабатывающих производств и множества других, в отношении которых в настоящее время запрета на захоронение не установлено.

Вывод инспектора о якобы имевшем место приеме на полигон отхода «Лом и отходы стальных изделий незагрязненные», код по ФККО 4 61 200 01 51 5, является несостоятельным в силу следующего:

- акт проверки не содержит сведений об обнаружении на полигоне запрещенных к захоронению отходов, в том числе отхода «Лом и отходы стальных изделий незагрязненные», код по ФККО 4 61 200 01 51 5;

- акт проверки не имеет сведений о том, что в ходе осмотра территории полигона производился отбор проб отходов. Как следствие, не могли проводиться лабораторные исследования отходов, что исключает возможность отнесения того или иного отхода к соответствующему виду и классу опасности в соответствии со статьей 14 Закона об отходах.

Что касается учетных данных ЗАО «Промотходы» о принятых отходах, то в данном случае имеет место техническая неточность, допущенная при оформлении отчетной документации о приеме отходов за 2018 год.

В отчетности имеется ошибочная информация о размещении на Полигоне «Северная Самарка» в Ш-ем квартале 2018 года организацией ООО «Генподрядная компания БВИ» (перевозчик отходов ООО «Контраст») отхода «Лом и отходы стальных изделий незагрязненные», код по ФККО 4 61 200 01 51 5, в количестве 7,30 тонн.

Ошибка связана с тем, что подписанный с указанной организацией Акт приема-передачи отходов за Ш-ий квартал 2018 содержит опечатку, где вместо кода ФККО 4 57 112 01 20 4 («Отходы базальтового волокна и материалов на его основе») указан код ФККО 4 61 200 01 51 5 («Лом и отходы стальных изделий незагрязненные»). Поскольку в информационную базу сведения об отходе вносятся по коду ФККО, а не по его наименованию, это повлекло за собой последующее внесение в отчетную документацию сведений о приеме запрещенного отхода.

Таким образом, по факту, на полигон был принят разрешенный к захоронению отход - «Отходы базальтового волокна и материалов на его основе», а не «Лом и отходы стальных изделий незагрязненные», что подтверждается Актом приема-передачи отходов за третий квартал 2018 и паспортом на отход.

Таким образом событие правонарушения, предусмотренного п. 8.2 КоАП РФ, отсутствует. В связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, дело об административном правонарушении – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № АД-13-136/2019 по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Промотходы» отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: