№ 12-83/2020
РЕШЕНИЕ
26 августа 2020 г. г. Орел
Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Севостьянова Н.В., рассмотрев жалобу начальника сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 на постановление государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору ФИО2 № 101 от 14.07.2020 о назначении административного наказания по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Начальник сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору ФИО2 № 101 от 14.07.2020 о назначении административного наказания по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, которым на основании ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) был подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что не согласен с постановлением по причине того, что организационно-распорядительным и административно-хозяйственными функциями ФИО1 не наделен, поскольку не обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия; не управляет и не распоряжается имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах учреждения, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности ФИО1 входит организация противопожарной безопасности не свидетельствует о том, что ФИО1 наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. В связи с чем, ФИО1 не может быть признан должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Просил отменить постановление от 14.07.2020 года №101 о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник начальника сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 – ФИО3 доводы жалобы подержала в полном объеме.
В судебном заседании заинтересованное лицо государственный инспектор г. Орла по пожарному надзору ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ № «О пожарной безопасности».
Согласно статье 1 Закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона № 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, 17.06.2020 года в 10ч. 00 мин., на основании задания военной прокуратуры Западного военного округа № от 07.04.2020, уведомления о проведении проверки № (ПУ) от 17.06.2020 при участии в качестве специалиста сотрудника органа государственного пожарного надзора - государственного инспектора по пожарному надзору г. Орла ФИО2 на объекте защиты - сборном пункте Военного комиссариата Орловской области, расположенного по адресу; <адрес> были выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской,Федерации от 25 апреля 2012 N 390 (далее - ППР), Федерального закона от 22.07.2012 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ 123), а также на основании ст, 4,6 ФЗ 123 Свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объекта защиты» (далее - СП 2), Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (далее - СП 3), Свода правил СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты,Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (далее -СП 4), Свод правил (СП 5.11330.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее - СП 5), Слюда правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по противопожарной и пожарной опасности» (далее СП 12), Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003, per. № 4836; НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности. «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утв. Приказом МЧС РФ № 323 от 20.06.2003, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003, peг. № 4837, а именно:
в кабинете вневойсковой подготовки на третьем этаже, в классе отделения формирования команд на втором этаже, в коридоре, в кабинете секретаря ВВК, в кабинете 48, в комнате сбора призывников на первом этаже, в накопительном складе, на складе личных вещей № 54 цокольного этажа, в помещении выдачи ИРП - П пристройки к трехэтажному зданию допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
допущено хранение под лестничным маршем в цокольном этаже трехэтажного здания горючих материалов (бумажные мешки);
на первом и третьем этажах трехэтажного здания не размещены огнетушители;
не определены категории складских помещений объекта защиты по пожарной и взрывопожарной опасности;
в пункте переодевания (кабинеты 52 и 54) дымовые извещатели АПС установлены на расстоянии менее 0,5 м от светильников;
на путях эвакуации (в коридорах и на лестничных маршах трехэтажного здания) использованы в качестве отделки стен декоративно-отделочные материалы (пластиковые панели), с неизвестными показателями класса пожарной опасности, на которые не представлены сертификаты пожарной безопасности;
7. не проведена огнезащитная обработка несущих деревянных конструкций чердачного помещения трехэтажного здания;
8. помещения общественного и административного назначения трехэтажного здания не оборудованы системой и установками противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализацией);
9. объект защиты не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара;
10. не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, установленной в помещениях складского назначения и в помещениях одноэтажной пристройки к трехэтажному зданию (не проводится техническое обслуживание ни специализированной организацией на договорной основе, имеющей лицензию на данный вид деятельности, ни собственными специалистами объекта, прошедшими соответствующую подготовку).
Постановлением №101 о назначении административного наказания от 14.07.2020 года начальник сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ был привлечен к административной ответственности и назначено наказание в виде предупреждения.
Как следует из обязанностей начальника сектора (пункта), являющихся приложением к трудовому договору № от 01.04.2009 года, ФИО1 следить за состоянием противопожарных средств и обеспечивать поддержание их готовности к применению.
Также из материалов дела следует, что начальник сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 обращался в период с 2013 года по 2019 год с заявлениями, письмами в военный комиссариат Орловской области о выделении средств на противопожарные мероприятия, в том числе оборудование здания пункта системой автоматической противопожарной сигнализации, а также иные действия по поддержанию противопожарной безопасности.
Как следует из Указа Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Между тем, финансирование из Министерства обороны РФ на указанные цели не поступали, что было подтверждено в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО6., начальника административно-хозяйственного отделения военного комиссариата Орловской области.
Таким образом, судом установлено, что должностным лицом начальником сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 предпринимались меры для поддержания противопожарной безопасности в помещении сборного пункта, в том числе по установке колпаков на светильники, установке системы противопожарной защиты, по отделке стен противопожарными материалами, огнезащитной обработке деревянных конструкций здания, в связи с чем указанные правонарушения, предусмотренные пунктами 1, 4-10 постановления о назначении административного наказания от 14.07.2020 г. №101 в отношении ФИО1, подлежат исключению из постановления.
Вместе с тем, судом установлено и не оспаривалось защитником ФИО1, что под лестничным маршем в цокольном этаже трехэтажного здания находятся горючие материалы (бумажные мешки), а на первом и третьем этажах трехэтажного здания не размещены огнетушители, несмотря на то, что огнетушители имеются в достаточном количестве.
Поскольку указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что квалификация действий начальнику сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ дана правильно.
Объективных данных, свидетельствующих о недостоверности сведений, изложенных в материалах дела, либо опровергающих установленные и зафиксированные нарушения требований пожарной безопасности начальником сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 не представил.
Постановление о привлечении начальника сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание начальнику сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 назначено по общим правилам назначения наказания, в пределах санкции статьи.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено.
Доводы защитника о том, что ФИО1 не является должностным лицом, ответственным за противопожарное состояние сборного пункта, опровергаются имеющимися обязанностями и трудовым договором ФИО1
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст.30.1 - 30.2, 30.6 -30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление главного государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору ФИО2 о привлечении начальника сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу начальника сборного пункта военного комиссариата Орловской области ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Орловский облсуд через Железнодорожный районный суд г.Орла.
Судья Н.В. Севостьянова