ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/20 от 27.07.2020 Илишевского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 12-83/2020

РЕШЕНИЕ

27 июля 2020 года с. Верхнеяркеево

Судья Илишевского районного суда Республики Башкортостан Миннебаева Л.Я.,

с участием заявителя ФИО1 и его защитника Мухамадуллиной С.А.,

рассмотрев жалобу директора ООО «Водолей» ФИО2 на постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Водолей» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000,0 руб.

Как указано в вышеприведенном постановлении, основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности явилось совершение нецелевого использования бюджетных средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В жалобе, поданной в Илишевский районный суд Республики Башкортостан, ФИО2 выражает несогласие с вышеуказанным постановлением, указывает на то, что часть полученной субсидии Обществом действительно направлена на проведение медицинского осмотра работников организации, на уплату налога на доходы физических лиц, на уплату взносов на обязательное страхование от несчастных случаев, на уплату страховых взносов на выплату части трудовой пенсии, то есть, на устойчивое функционирование предприятия. Нецелевое использование бюджетных средств не допущено.

Ссылаясь на изложенное, ФИО2 просит заменить назначенное ему административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В ходе разбирательства жалобы директор ООО «Водолей» ФИО2 и его защитник Мухамадулина С.А. жалобу поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Заместитель министра – начальник Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 о времени и месте рассмотрения жалобы ФИО2 извещена надлежащим образом.

В направленном в адрес суда отзыве на жалобу заместитель министра – начальник Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 просила жалобу директора ООО «Водолей» ФИО2 оставить без удовлетворения по доводам, приведенным в отзыве.

Выслушав заявителя жалобы ФИО2 и его защитника Мухамадуллину С.А., исследовав материалы дела, а также материалы дела об административном правонарушении № АМБ/20-21 в отношении директора ООО «Водолей» ФИО2, поступившие из Министерства финансов Республики Башкортостан, суд приходит к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Субъектом данного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Закрепленный в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

По смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

При разрешении жалобы ФИО2 учитываю следующее.

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления из бюджета РБ субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования коммунальных организаций, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающих возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.

В соответствии с п. 3 Порядка целью предоставления субсидий является оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований РБ для финансировании работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду коммунальных объектов муниципальной собственности, том числе для погашения кредиторской задолженности коммунальной организаций по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

В силу п. 17 Порядка субсидии местным бюджетам носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

Постановлением главы Администрации муниципального и района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального района <адрес> РБ для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования коммунальных организаций, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.

В соответствии с п. 3 названного порядка целью предоставления субсидий является оказание финансовой помощи коммунальным организациям для финансирования работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду коммунальных объектов муниципальной собственности, в том числе для погашения кредиторской задолженности коммунальных организаций по оплате топливно- энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

В силу п. 9 названного порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района <адрес> РБ и ООО «Водолей» заключено соглашение о предоставлении из бюджета муниципального района <адрес> РБ субсидий для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования коммунальных организаций, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.

Согласно п.1.1 указанного Соглашения Администрация муниципального района обязалась предоставить ООО «Водолей» субсидию для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования коммунальных организаций, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, в размере 1 261 800 рублей, из них 1 072 500 рублей средства бюджета РБ, 189 300 рублей средства местного бюджета, ООО «Водолей» обязалось принять указанную субсидию, использовать её в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением главы администрации муниципального района от 29.0.42019 год .

Пунктом 3.2.1 Соглашения установлено, что ООО «Водолей» обязуется использовать субсидию по целевому назначению.

Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 1 261 800 рублей Администрацией муниципального района <адрес> РБ перечислены ООО «Водолей».

Между тем, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения бюджетного законодательства при использовании субсидий организациями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, в деятельности ООО «Водолей» <адрес>, установлено, что в нарушение положений п.п. 1.1, 3.2.1 Соглашения , п.п. 3,9 Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального района <адрес> РБ для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования коммунальных организаций, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, утвержденного постановлением главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 3,17 Порядка предоставления из бюджета РБ субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования коммунальных организаций, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Водолей» полученные бюджетные средства в размере 51 941 рублей использованы не для финансирования работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду коммунальных объектов муниципальной собственности, погашения кредиторской задолженности организации по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а направлены на проведение медицинского осмотра работников организации (платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ перечислены в ГБУЗ РБ Верхнеяркеевская ЦРБ).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ от 26.10.20018 года утверждена инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Водолей» «Реконструкция систем водоснабжения <адрес> муниципального района <адрес> РБ на 20419-2023 годы».

Пунктом 3.1.1 Инвестиционный программы ООО «Водолей» в 2019 году предусмотрена реконструкция систем водоснабжения <адрес> муниципального района <адрес> РБ.

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета РБ бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ для обеспечения реализации инвестиционных программ организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п.3 указанного Порядка, целью предоставления субсидий является финансовая поддержка муниципальных образований для обеспечения реализации инвестиционных программ организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, для выполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами, в том числе для погашения кредиторской задолженности организаций по оплате выполненных объемов работ (услуг), приобретенных материалов и оборудования в рамках реализации инвестиционных программ.

В силу п. 15 Порядка субсидии местным бюджетам носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

Постановлением главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района <адрес> Республики Башкортостан для обеспечения реализации инвестиционных программ коммунальными организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2019 году.

В соответствии с п. 3 указанного порядка целью предоставления субсидий является финансовая поддержка коммунальных организаций для обеспечения реализации инвестиционных программ, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 8 указанного порядка субсидииносят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района <адрес> РБ и ООО «Водолей» заключено соглашение о предоставлении из бюджета муниципального района <адрес> РБ субсидий для обеспечения реализации инвестиционных программ коммунальными организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере водоснабжения в 2019 году.

Согласно п.п. 1.1, 1.2 Соглашения Администрация муниципального района <адрес> РБ обязалась предоставить ООО «Водолей» субсидию для обеспечения реализации инвестиционных программ коммунальными организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в 2019 году в размере 959 160 рублей, из них средств бюджета РБ 911 200 рублей и средств местного бюджета 47 960 рублей. ООО «Водолей» обязалось принять указанную субсидию, использовать её в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением главы Администрация муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3.2.1 Соглашения установлено, что ООО «Водолей» обязуется использовать субсидию по целевому назначению.

Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 959 160 рублей Администрацией муниципального района <адрес> РБ перечислены ООО «Водолей».

Между тем, проведенной прокуратурой <адрес> РБ проверкой установлено, что в нарушение положений п.п. 1.1, 1.2, 3.2.1 Соглашения , п.п. 3, 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета РБ бюджету муниципального района <адрес> для обеспечения реализации инвестиционных программ коммунальными организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2019 году, утвержденного постановлением главы Администрация муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 3,15 Порядка предоставления субсидий из бюджета РБ бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ для обеспечения реализации инвестиционных программ коммунальными организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2019 году, утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ года , ООО «Водолей» полученные бюджетные средства в размере 83 780 рублей использованы не для обеспечения реализации инвестиционно программы в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Водолей» «Реконструкция систем водоснабжения <адрес> муниципального района <адрес> РБ на 2019 -2023 годы». Так, 12 000 рублей платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ направлены на уплату налога на доходы физических лиц за декабрь 2019 года, 180 рублей платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ направлены на уплату взносов на обязательное страхование от несчастных случаев, 20 000 рублей платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ направлены на уплату страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии за декабрь 2019 года, 4600 рублей платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ направлены на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за декабрь 2019 года, 47 000 рублей платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ направлены на уплату страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии за декабрь 2019 года.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ФИО2 является учредителем ООО «Водолей» и имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Соглашения №, 51 со стороны ООО «Водолей» подписаны ФИО2

По результатам проверки прокурором <адрес> РБ вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ООО «Водолей» ФИО2 по ст. 15.14 КоАП РФ по факту нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены для рассмотрения в Министерство финансов Республики Башкортостан.

Постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Водолей» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000,0 руб.

Обсуждая доводы жалобы, оснований для их удовлетворения не нахожу по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе рассмотрения жалобы материалами дела.

Так, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ФИО2, являющийся руководителем ООО «Водолей» совершил нецелевое использование бюджетных средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. А именно, в нарушение приведенных выше требований БК РФ, допустил направление бюджетных средств (субсидии) на проведение медицинского осмотра работников организации, уплату налога на доходы физических лиц, уплату взносов на обязательное страхование от несчастных случаев, на уплату страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии, на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, то есть, на не цели, не предусмотренные Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан, Соглашениями №, 51.

Действия директора ООО «Водолей» ФИО2 правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

Доказательств того, что директором ООО «Водолей» ФИО2 были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено. В данном случае директор ФИО2 не проявил достаточной степени заботливости и осмотрительности и не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины директора ООО «Водолей» ФИО2 в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае действия директора ООО «Водолей» ФИО2 ЭГ. по расходованию денежных средств за счет вышеуказанной субсидии из бюджета бюджетной системы РФ на проведение медицинского осмотра работников организации, уплату налога на доходы физических лиц, на уплату взносов на обязательное страхование от несчастных случаев, на уплату страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии, на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на уплату страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии, за декабрь 2019 года, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Наказание, назначенное директору ООО «Водолей» ФИО2, соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, оснований для применения ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводов обжалуемого постановления не опровергают.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.

Обсуждая доводы заявителя о возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статей раздела II настоящего кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях,административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 Ко АП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Характер правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, и конкретные обстоятельства настоящего дела свидетельствуют об имущественном ущербе, нанесенном бюджету бюджетной системы РФ (допущено нецелевое использование бюджетных средств в общем размере 135 721 руб.), следовательно, основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Водолей» <адрес>ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Миннебаева Л.Я.