В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 21-400/2020
№ 12-83/2020
Р Е Ш Е Н И Е
«28» июля 2020 года судья Воронежского областного суда Кобзева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе ООО «Левобережные очистные сооружения» на решение судьи Левобережного районного суда г.Воронежа от 25 мая 2020 года дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Левобережные очистные сооружения» (далее по тексту – ООО «ЛОС»),
(судья районного суда Удоденко Г.В.)
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 196/ПВ/2019 от 10 декабря 2019 года ООО «ЛОС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 95 000 рублей (т.1 л.д.40-55).
Решением судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 25 мая 2020 года постановление должностного лица № 196/ПВ/2019 от 10 декабря 2019 года изменено в части назначенного наказания, размер штрафа снижен до 80 000 рублей (т.3 л.д.216-221).
В жалобе ООО «ЛОС» просит об отмене постановления от 10 декабря 2019 года и решения судьи от 25 мая 2020 года, как незаконных и необоснованных, прекращении производства по делу (т.3 л.д.225-227).
В судебном заседании защитник ООО «ЛОС» по доверенности ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Представители Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора по Воронежской области по доверенности ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы, пояснили, что считают решение районного суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу статьи 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды; мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
Из постановления и материалов дела усматривается, что на основании мотивированного представления начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области ФИО5 от 16 сентября 2019 года о фактах возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области ФИО1 вынесен приказ № 176-пр/в/в от 18 сентября 2019 года о проведении в отношении ООО «ЛОС» (юридический и фактический адрес: <...>; сброс загрязняющих веществ в Воронежское водохранилище по выпуску № 1 (АЗО ДОН 1403 5, на 15 км выше устья реки Воронеж, на 10 км от плотины) внеплановой выездной проверки, сроком проведения 20 рабочих дней (с 14 октября по 11 ноября 2019 года) (т.1 л.д.133-136). К проведению проверки привлечены специалисты филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО».
20 сентября 2019 года проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЛОС» согласовано с заместителем прокурора Воронежской области Буслаевым Г.И. (т.1 л.д.137).
09 октября 2019 года копия приказа № 176-пр/в/в от 18 сентября 2019 года получена ООО «ЛОС» (т.1 л.д.132).
На основании актов отбора проб сточной воды № 2/1157, № 2/1162, № 2т/330, проведенных в ходе проверки, протоколов результатов анализа проб сточной воды № 2/1157, № 2/1162, № 2/878, протокола биотестирования сточной воды № 2т/330, заместителем руководителя филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ФИО6 составлено экспертное заключение от 22 октября 2019 года, согласно которому в ходе лабораторных исследований проб сточной воды выявлены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в водный объект по аммоний-иону в 97,8 раза, по взвешенным веществам в 6,9 раза, по БПКп в 26,5 раза, железу общему в 3 раза, фосфору фосфатов в 17 раз, меди в 11 раз, ХПК в 2,6 раза, нефтепродуктам в 4,2 раза; сточная вода оказывает острое токсическое действие на тест объекты (т.1 л.д.91-94, 97, 98- 99,100-101, 102-104, 105-106,107-109).
Согласно акту проверки № 77 от 11 ноября 2019 года ООО «ЛОС» при эксплуатации левобережных очистных сооружений: блока механической очистки, первичных отстойников И и III технологических линий, аэротенков II и III технологических линий, иловой площадки с подземным дренажем, камеры переключении сырого осадка со II и III технологических линий, не соблюдаются требования Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Гостроя от 30 декабря 1999 года № 168, Постоянного технологического регламента приема, нейтрализации, очистки и отведения промышленно-бытовых сточных вод от населения и предприятий, утвержденного Генеральным директором ООО «ЛОС» ФИО7 24 октября 2014 года, сроком действия до 24 октября 2021 года с изменениями № 2 от 01 мая 2018 года и дополнениями № 2 от 22 июля 2019 года (т.1 л.д.110-121). Акт проверки составлен в присутствии представителя ООО «ЛОС» ФИО8 без замечаний к его содержанию.
В связи с выявленными нарушениями в отношении ООО «ЛОС» с участием представителя юридического лица по доверенности ФИО8 был составлен протокол об административном правонарушении № 169 от 27 ноября 2019 года (т.1 л.д.61-76).
Постановлением заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 196/ПВ/2019 от 10 декабря 2019 года ООО «ЛОС» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.40-55). Основанием для привлечения к ответственности послужило нарушение юридическим лицом требований статей 39, 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; пунктов 1.1.4, 3.3.1, 3.3.13, 3.3.15, подпункта «г» пункта 3.3.24, подпунктов «б», «г», «д» пункта «д» пункта 3.4.10, подпункта «б» пункта 3.3.25, подпунктов «б», «г» пункта 3.5.13,подпункта «а» пункта 5.3.31, подпункта «д» пункта 3.4.10, пункта 5.1.1, подпунктов «а», «б», «в» пункта 5.1.4 МДК 3-02.2001 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 168); приложения 8 Пособия по водоснабжению и канализации городских и сельских поселений (к СниП 2.07.01-89) (утвержденного приказом Госархитектуры СССР от 06 ноября 1990 года № 22); части 1 статьи 44, части 2 статьи 55, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ.
Факт совершения ООО «ЛОС» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 169 от 27 ноября 2019 года (т.1 л.д.61-76), актами отбора проб сточной воды № 2/1157, № 2/1162, № 2т/330, протоколами результатов анализа проб сточной воды № 2/1157, № 2/1162, № 2/878, протоколом биотестирования сточной воды № 2т/330 (т.1 л.д.91-94, 97, 98- 99,100-101, 102-104, 105-106,107-109), актом проверки № 77 от 11 ноября 2019 года, экспертным заключением от 22 октября 2019 года (т.1 л.д.92-94), в связи с чем, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в ООО «ЛОС» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Доказательства, представленные по делу, всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Оснований для переоценки доказательств не имеется, судьёй районного суда сделан обоснованный вывод о виновности ООО «ЛОС» в совершении вмененного правонарушения и дана правильная оценка имеющимся по делу доказательствам.
Постановление о привлечении ООО «ЛОС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы жалобы, в том числе о том, что рейдовые осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, аналогичны доводам, исследованным судом первой инстанции, они получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном акте, оснований не согласиться с которой не имеется. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рейдовый осмотр осуществлялся не в отношении конкретной организации, а проведен по определенному маршруту.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм закона, не свидетельствуют о том, что судьей и должностным лицом допущены нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не являются основаниями к отмене состоявшегося по делу судебного акта и постановления должностного лица.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для удовлетворения жалобы, отмены решения районного суда и постановления должностного лица, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 25 мая 2020 года, которым изменено в части размера назначенного административного штрафа постановление заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 196/ПВ/2019 от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Левобережные очистные сооружения» оставить без изменения, жалобу ООО «Левобережные очистные сооружения» – без удовлетворения.
Судья областного суда И.В. Кобзева