УИД 22RS0067-01-2020-002358-46№ 12-83/2020РЕШЕНИЕ
г. Барнаул, бульвар 9-го Января, 19 28 августа 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Н.И.Герлах, рассмотрев протест Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Сухоплюева Дмитрия Валерьевича № от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора по финансам и экономике АО ХК «Барнаултрансмаш»
Битусовой Екатерины Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, при проверке соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе на основании информации Прокуратуры Алтайского края выявлено, что Битусова Е.В., являясь директором по финансам и экономике АО ХК «Барнаултрансмаш», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечила ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственным контрактам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не составила и не направила в Министерство обороны Российской Федерации отчеты об исполнении вышеуказанных договоров, что не соответствует пункту 16 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон № 275-ФЗ), пункту 1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее – Правила ведения раздельного учета), пунктам 1,2,3 Правил заполнения отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее – Правила заполнения отчета), пункту 2 Порядка и сроков представления организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47, а также порядка истребования указанного отчета у иных организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, и сроков его представления, определенного Приказом Министра обороны РФ от 08.10.2018 N 554 (далее - Порядок и сроки предоставления отчета). Бездействие квалифицировано по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено оспариваемое постановление, которым производство по делу в отношении Битусовой Е.В. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием события административного правонарушения.
В протесте, поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ, прокурор просил постановление отменить, дело об административном правонарушении в отношении Битусовой Е.В. возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, ссылаясь на то, что иных способов отражения результатов ведения исполнителями государственного оборонного заказа раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности отдельно по каждому контракту действующим законодательством не предусмотрено, по смыслу Правил отчет должен составляться исполнителем государственного оборонного заказа в каждом случае и является документом, подтверждающим исполнение обязанности о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
ДД.ММ.ГГГГ материалы дела об административном правонарушении в отношении Битусовой Е.В. поступили в суд.
Определением судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Алтайскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по его ходатайству восстановлен срок на принесение протеста.
В судебном заседании помощник прокурора Хворов И.А. доводы протеста поддержал, просил удовлетворить.
ФИО1 и ее защитник Иванов О.А. возражали против удовлетворения протеста, согласившись с вынесенным постановлением.
Изучив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, выслушав прокурора, ФИО1 и ее защитника, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Согласно пункту 16 части 2 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует неисполнение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, по государственному оборонному заказу.
Правилами ведения раздельного учета установлено, что организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (далее - организация), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.
Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее - продукция).
Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса.
Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за счет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно.
При направлении организацией части ранее сформированных ресурсов контракта на выполнение обязательств по другим контрактам или использовании их в собственной хозяйственной деятельности указанные ресурсы подлежат раздельному учету.
Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" (далее - отчет).
Стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции.
Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.
Фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:
1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;
3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;
4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.
Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.
Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Пунктами 1-3 Правил заполнения отчета установлено, что отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ (далее соответственно - отчет, контракт, организация) составляется по каждому контракту. Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком. Отчет составляется нарастающим итогом по всем хозяйственным операциям, отраженным на дату составления отчета отдельно по каждому контракту. Отчет составляется включительно по месяц полного исполнения организацией и заказчиком своих обязательств по контракту.
Исходя из положений пункта 2 Порядка и сроков представления отчета, отчет представляется Организацией в Министерство обороны ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 21.11.2019 N 686, действующей с 11.01.2020). В предыдущей редакции Приказа, действующей до 11.01.2020 указано, что отчет представляется Организацией в Министерство обороны ежемесячно не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что содержание раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности раскрыто в Правилах ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47, и выражается в порядке отражения в первичной учетной документации фактических расходов по каждому контракту отдельно: прямые затраты, накладные расходы, административно-управленческие расходы и расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции. При этом составление отчета об исполнении контракта не входит в содержание ведения раздельного учета, а является отдельной самостоятельной обязанностью исполнителя наряду с обязанностью ведения раздельного учета, направленной на раскрытие организацией состава и направлений использования ресурсов в дополнение к такому ведению учета финансово-хозяйственной деятельности.
Аналогичные выводы содержаться и в разъясняющем письме заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 не отрицала, что отчеты об исполнении контрактов по договорам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ не были предоставлены в Министерство обороны РФ, а также не были представлены отчеты об исполнении контрактов по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по договору № от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ, по договору № от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в данном случае сторонами не оспорено, что непредоставление этих отчетов АО ХК «Барнаултрансмаш» произошло не по причине отсутствия ведения раздельного учета в организации, а в связи с техническим сбоем в программе при направлении этих отчетов системой ЕИС ГОЗ, что подтверждается протоколом обработки электронного сообщения, содержащего отчеты об исполнении государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и письмом 238 Военного представительства от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы прокурора о том, что иных способов отражения результатов ведения исполнителями государственного оборонного заказа раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности отдельно по каждому контракту действующим законодательством не предусмотрено, и что по смыслу Правил отчет является документом, подтверждающим исполнение обязанности о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту, не состоятельны, поскольку согласно Правил ведения раздельного учета первичная учетная документация и является отражением раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающая данный факт. Между тем, в судебном заседании помощник прокурора указал, что первичная учетная документация АО ХК «Барнаултрансмаш» по данным договорам в ходе проверки не анализировалась, так как был проверен только факт направления отчетов.
Таким образом, судья полагает, что должностное лицо обоснованно пришло к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 события административного правонарушения, поскольку часть 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность только за неисполнение исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, ответственность же за неисполнение исполнителем по государственному оборонному заказу требования о предоставлении отчета об исполнении контракта Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (в том числе его частью 1 статьи 15.37) не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, выносится в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В ходе рассмотрения протеста прокурора судьей не установлено существенного нарушения должностным лицом процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а потому оснований для отмены постановления должностного лица и о возвращении дела на новое рассмотрение не имеется.
С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения протеста прокурора судья не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора по финансам и экономике АО ХК «Барнаултрансмаш» ФИО1 оставить без изменения, протест Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.
Судья Н.И.Герлах