ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/2016 от 01.03.2016 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 12-83/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Липецк 01 марта 2016 года

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе судьи Коса Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Городская энергосбытовая компания» на постановление мирового судьи судебного участка №26 Октябрьского судебного района г.Липецка от 18.12.2015 года по делу № 5-568/2015 об административном правонарушении, которым ООО «Городская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

18.12.2015 года мировым судьёй судебного участка № 26 Октябрьского судебного района города Липецка вынесено постановление в отношении ООО «Городская энергосбытовая компания», которым ООО «Городская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело № 5-568/2015).

ООО «Городская энергосбытовая компания» обратилось с жалобой на указанное постановление, в которой ссылается на то,что постановление о привлечении ООО «Городская энергосбытовая компания» к административной ответственности незаконно, в связи с чем подлежит отмене, а производство по делу прекращению, поскольку в период с сентября по октябрь 2015 года в адрес ООО «Городская энергосбытовая компания» поступило большое количество запросов (порядка 200), сбор документов к ответам на запросы, составление расчётов и таблиц связано с большим объёмом мероприятий, что отстраняет работников центра обслуживания клиентов от их непосредственных обязанностей. ООО «ГЭСК» направило в адрес государственного органа ряд писем, в которых просило о продлении срока проверки в связи с большим количеством запросов. Фактически уклонения от проверки, о котором заявляет госжилинспекция, не было, так как ООО «ГЭСК» добровольно уведомило госорган о невозможности исполнения в срок. Срок проверки по обращению гражданина мог быть продлён, однако государственный орган в этом отказал. У ООО «ГЭСК» отсутствует вина. Кроме того, в данном случае объективной стороной является бездействие, вина в виде неосторожности и применима ст. 19.7 КоАП РФ, а не ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель ООО «Городская энергосбытовая компания» по доверенности Бубнова М.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Государственной жилищной инспекции Липецкой области по доверенности Букреева С.В. возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить постановление мирового судьи без изменения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части второй ст. 19.4.1. КоАП РФ, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493.

Согласно п. 10 Положения о государственном жилищном надзоре, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

На основании п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, предметом проверок является соблюдение юридическими лицами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги и других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с п. 2.1 распоряжения администрации Липецкой области от 04.09.2008 N 372-р "О Государственной жилищной инспекции Липецкой области", государственная жилищная инспекция Липецкой области осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

Согласно п. 3.1 распоряжения администрации Липецкой области от 04.09.2008 N 372-р, государственная жилищная инспекция Липецкой области вправе запрашивать и получать в установленном порядке от организаций, независимо от их организационно- правовой формы, сведения, материалы, документы, необходимые для реализации возложенных на инспекцию функций.

Положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, информации о нарушении прав потребителей.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований. Если сведения, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

Согласно ст. 25 указанного Федерального закона, при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с протоколом об административном правонарушении от (дата) в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области поступило обращение ФИО3 по вопросу начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды ООО «ГЭСК», в связи с чем на основании распоряжения заместителя руководителя Госжилинспекции от (дата) о проведении внеплановой документарной проверки в ООО «ГЭСК» был направлен запрос об обеспечении явки представителя (дата) в 14.00 для участия в мероприятии по государственному контролю и предоставлению информации, а именно: информации расчёта платы за электроэнергию, предоставляемую в жилое помещение со ссылкой на действующие нормативные акты, подробный расчёт платы за предоставленную коммунальную услугу за период с июня по август 2015 года с приложением копий документов-оснований, в том числе копий квитанций на оплату данной коммунальной услуги, выписок из лицевого счёта и т.д. Вышеуказанная информация была необходима для проверки соблюдения ООО «ГЭСК» требований действующего законодательства по начислению платы за электроэнергии, а также для рассмотрения и направления ответа заявителю. Запрос от (дата), направленный в ООО «ГЭСК», был доставлен адресату (дата), о чём имеется отметка о вручении. Указанные в запросе документы ООО «ГЭСК» в срок не позднее (дата) не представило, представитель ООО «ГЭСК» на проверку (дата) к 14.00 не явился, о причинах неявки и не предоставлении информации ООО «ГЭСК» Госжилинспекцию не известило, то есть фактическое уклонение ООО «ГЭСК» от проверки повлекло невозможность её проведения и завершения.

Помимо протокола об административном правонарушении от (дата) вина ООО «ГЭСК» в совершении административного правонарушения подтверждается:

заявлением ФИО3 в госжилинспекцию о проведении проверки по факту законности начисления платы ООО «ГЭСК» за потребленную электроэнергию,

распоряжением заместителя руководителя Госжилинспекции от (дата) о проведении внеплановой, документарной проверки,

запросом Госжилинспекции от (дата) директору ООО «ГЭСК» о предоставлении соответствующей информации,

актом проверки Госжилинспекции от (дата), согласно которому запрошенные документы в срок до (дата) ООО «ГЭСК» не представлены,

уведомлением о явке для составления протокола об административном правонарушении от (дата).

С учётом указанных доказательств мировой судья пришел к правильному выводу о том, что документы, необходимые для проведения проверки ООО «ГЭСК», в нарушение действующего законодательства представлены не были, представитель ООО «ГЭСК» в надзорный орган не явился, в связи с чем проверка Госжилинспекцией не была завершена.

Суд не принимает во внимание довод жалобы о том, что ООО «ГЭСК» обращалось с письмом о продлении срока предоставлении документов в связи с большой загруженностью, однако Госжилинспекция необоснованно в этом отказала.

Из представленных суду документов следует, что письмо о продлении срока предоставления документов от ООО «ГЭСК» поступило в Госжилинспекцию только (дата), то есть значительно позднее после истечения десятидневного срока на предоставление необходимых документов.

Кроме того, суд первой инстанции также дал обоснованную оценку данному доводу, указав, что он является способом защиты и попыткой избежать наказания, учитывая, что и на момент вынесения постановления (дата) запрошенные документы в надзорный орган представлены не были.

Также является необоснованным довод апелляционной жалобы о неправильной квалификации бездействия ООО «ГЭСК» по ч. 2 ст. 19.4.1. КоАП РФ, так как якобы данное правонарушение подлежит квалификации по ст. 19.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, (дата), 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Из диспозиции данной статьи следует, что она предусматривает ответственность за непредоставление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, то есть данная норма является более общей.

В то же время запрашиваемые в ООО «ГЭСК» документы были необходимы для проведения документарной проверки, которая не могла быть завершена в результате бездействия ООО «ГЭСК», что правильно было квалифицировано именно по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Таким образом, обстоятельства дела мировым судьей выяснены всесторонне, полно и объективно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.

Нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем законных оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка №26 Октябрьского судебного района г.Липецка от 18.12.2015 г. (дело № 5-568/2015), которым ООО «Городская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения, а жалобу ООО «Городская энергосбытовая компания» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть пересмотрено в Липецком областном суде в порядке ст.30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Л.В.Коса