ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/2016 от 05.10.2016 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

12-83/2016

РЕШЕНИЕ

05 октября 2016 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев административное дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 04 марта 2016 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 04 марта 2016 года должностное лицо – директор ООО «Дом» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 5 000 руб.

В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что прибор учета тепловой энергии и горячей воды, установленный в <адрес> в <адрес> в 2013 году, всегда находился в исправном состоянии, что подтверждается данными электронного архива.

При проверке показаний узла учета в <адрес> было выявлено, что дом потребляет в разы меньше тепловой энергии и горячей воды, чем аналогичный <адрес>. В связи с этим совместно с работниками МУП ЖКХ Обществом было проведено обследование подвального помещения указанного дома, в результате которого выявлено, что только 4 подъезда дома подключены работниками МУП ЖКХ (энергоснабжающей организацией) к узлу учета тепловой энергии. В ноябре 2015 года узел учета вывели из эксплуатации, то есть начисления стали производить по нормативам, а не по показаниям, но он продолжал работать как исправный, что подтверждается показаниями. ООО «Дом» было предложено МУП ЖКХ после окончания отопительного сезона доподключить оставшиеся подъезды силами управляющей организации к этому же узлу учета тепловой энергии и горячей воды, что технически было возможно. В зимний период этого сделать не представлялось возможным, поскольку в подвале указанного дома проходит транзитный трубопровод, и при отключении дома отключались бы близлежащие дома и расположенный во дворе детский сад. В летний период – в июле 2016 года работники ООО «Дом» демонтировали изоляцию трубопровода <адрес> в <адрес> и доподключили подъезды с 5 по 10 к установленному в 2013 году узлу учета, который не демонтировался, не ремонтировался, продолжал работать всё это время. Кроме того, в июле 2016 года, заключив договор с ОАО «Группа «Илим» Обществом проведена поверка указанного узла учета, которая должна быть проведена только в 2017 году, поскольку межповерочный интервал составляет 4 года. Согласно проведенной поверке узел учета годен к использованию и находится в рабочем состоянии, что подтверждается свидетельством. В настоящее время узел учета тепловой энергии и горячей воды в <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию, начисления производится по его показаниям. Просит отменить постановление должностного лица за отсутствием состава административного правонарушения.

Защитник Жданов Е.В. в судебном заседании поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней. Дополнительно пояснил, что согласно п.3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» неисправностью средств измерений узла учета признается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации, в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях.

В силу п. 75 указанных Правил, узел учета считается вышедшим их строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений, несанкционированное вмешательство в работу узла учета, нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей, механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, наличие врезок в трубопроводы, непредусмотренных проектом узла учета, истечение срока поверки любого из приборов (датчиков), работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода. Никаких доказательств неисправности узла учета в деле не имеется, поэтому в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ. Просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и возражений, выслушав ФИО1, защитника Жданова Е.В., прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 09:30 установлено, что в <адрес> в <адрес> неисправен общедомовой прибор учета потребления горячей воды и тепловой энергии.

Неисправность общедомового прибора учета потребления горячей воды и тепловой энергии выразилась в том, что к узлу учета горячей воды и тепловой энергии, установленном в указанном доме, подключены только подъезды с 1 по 4, подъезды с 5 по 10 не подключены, поэтому учет энергоресурсов осуществляется на 50%.

Полагая, что должностное лицо – директор ООО «Дом» ФИО1 нарушила требования энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, заместитель руководителя государственной жилищной инспекции возбудил в отношении нее дело об административно правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.

Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, должностное лицо - заместитель руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО2 допустил существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно, объективно и своевременно рассмотреть дело.

Процессуальными требованиями – статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Подпунктом «а» пункта 16 указанных Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

В качестве способа управления собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> выбрано управление управляющей организацией ООО «Дом» на основании договора управления от 01.05.2015. На основании п. 1.1. указанного Договора управления, Управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги.Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует, в частности, понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Согласно Уставу ООО «Дом» и приказу №10 от 03.04.2010 г. директором ООО «Дом» назначена ФИО1, то есть выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и является должностным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ и п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, в состоянии обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ, в том числе об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Пунктом 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в срок до 01 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу подпункта «и» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 и частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Архангельской области утвержден Постановление Архангельской области № 380-пп от 14.12.2010 г. «Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности отношении общего имущества собственников помещений в эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно».

Согласно пунктам 2.4, 2.6 указанного Постановления установка общедомовых (коллективных) приборов учета потребления тепловой энергии (за исключением ветхих, аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, и многоквартирных домов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час), установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды являются обязательными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», под неисправностью средств измерений узла учета понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

В соответствии с пунктами 75 указанного Постановления, узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений; несанкционированное вмешательство в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами 30 апреля 2013 года между МУП «ПУ ЖКХ» г. Коряжмы и ООО «ТеплоЭнергоМонтаж» заключен договор на проектирование и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Коряжмы.

Сторонами 03 апреля 2014 года подписан акт допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя, в соответствии с которым произведен осмотр приборов учета тепловой энергии и горячей воды у потребителя <адрес> в <адрес>, проверена комплектность необходимой технической документации, в результате которой установлено, что счетчик смонтирован согласно рабочему проекту, инструкции по монтажу данных приборов и правилам монтажа приборов коммерческого учета энергии.

Таким образом, в <адрес> в <адрес> узел учета тепловой энергии и горячей воды установлен в 2013 году в соответствии с требованиями закона.

По результатам обследования коммуникаций в подвальном помещении многоквартирного <адрес> в <адрес> 01 ноября 2015 года, проведенном совместно с представителем ООО «Дом» и МУП «ПУ ЖКХ», установлено, что теплоснабжение дома разбито на два направления: первая часть трубопровода идет с 1 по 4 подъезды и имеет узел учета энергоресурсов, вторая часть дома с 5 по 10 подъезды не имеет узла учета энергоресурсов. Фактическое потребление энергоресурсов дома учитывается на 50 %, в связи с этим узел учета выведен из эксплуатации, начисления за потреблённые энергоресурсы производятся по нормативам.

Каких-либо неисправностей средств измерений узла учета в <адрес> в <адрес> не установлено, также не установлено оснований для признания указанного узла учета вышедшим из строя, а именно отсутствие результатов измерений; несанкционированное вмешательство в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

Поскольку в <адрес> в <адрес> в соответствии с актом допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя от 03.04.2014 г. узел учета тепловой энергии и горячей воды допущен в эксплуатацию, не признан неисправным и вышедшим из строя, в действиях должностного лица ООО «Дом» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 04 марта 2016 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 04 марта 2016 года отменить.

Производство по административному делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или его получения.

Судья - О.Е. Цыбульникова