ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/2017 от 18.12.2017 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело №12-83/2017

РЕШЕНИЕ

г. Нефтекумск 18 декабря 2017 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куц О.Н.,

с участием:

представителя юридического лица - ПАО «НК-Роснефть», привлекаемого к административной ответственности, действующего по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Нефтяной компании «Роснефть» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, заместителя начальника Ставропольского территориального отдела ФИО2 от 20 октября 2017 года, представление от 20 октября 2017 год об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ПАО «Нефтяной компании «Роснефть», предусмотренном ст. 8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, заместителя начальника Ставропольского территориального отдела ФИО2 от 20 октября 2017 года, юридическое лицо – ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» привлечено к административной ответственности по ст. 8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, а именно разработке месторождения углеводородного сырья Зимне - Ставкинского –Правобережного (поле Пушкарское), без проекта на обустройство месторождения и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор представительства ПАО НК «Роснефть» в Ставропольском крае ФИО3 обратился в Нефтекумский районный суд с жалобой, в которой просит постановление от 20 октября 2017 года и представление от 20 октября 2017 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации. В соответствии с п.4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ в приказе руководителя органа государственной власти о проведении проверки указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения. Так, согласно п. 6 Приказа, целью проверки является исполнение поручений Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2017 №АС-02-02- 22/12911 и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 16.05.2017 № АХ-П9-3144. Содержание указанных поручений касалось необходимости проведения внеплановой целевой проверки, в том числе, в отношении ПАО «НК «Роснефть» по лицензиям <данные изъяты>, в части выполнения объемов добычи полезных ископаемых. Таким образом, целью проведения проверки являлась оценка степени выполнения конкретного условия пользования недрами, касающегося соблюдения уровней добычи полезных ископаемых, а не всех без исключения условий, предусмотренных лицензией. При проведении проверки установлено, что пользователем недр ПАО «НК «Роснефть» по лицензии <данные изъяты> уровни добычи полезных ископаемых соблюдаются, в связи с чем, Департаментом нарушений в объемах добычи полезных ископаемых не выявлено. Помимо этого Департамент провел внеплановую целевую проверку по основаниям, не предусмотренным Приказом. В частности, в ходе проведении проверки выявлено, что юридическим лицом ПАО «НК «Роснефть» не выполнены требования по разработке проекта обустройства месторождения Зимне-Ставкинско-Правобережное (поле Пушкарское), что является нарушением п. 10 Условий пользования недрами. Так, согласно п. 10 Условий пользования недрами, являющихся Приложением 1 к лицензии <данные изъяты>, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Указанное условие пользования недрами не относится к требованиям о выполнении объемов добычи полезных ископаемых. Отмечаем, что согласно ч. 2 ст. 20 № ФЗ-294 выход за пределы оснований проведения проверки является грубым нарушением требований №294-ФЗ и влечет недействительность результатов проверки. Таким образом, проверка Департаментом соблюдения ПАО «НК «Роснефть» всех условий пользования недрами предусмотренных лицензией <данные изъяты> является неправомерной, вследствие того, что проведена с нарушением норм действующего законодательства. В связи с чем, ее результаты являются недействительными. Департаментом Росприроднадзора составлен протокол от 11.10.2017 об административном правонарушении, согласно которому в действиях (бездействиях) ПАО «НК «Роснефть» содержатся признаки административного правонарушения. В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости, от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, ст. КоАП РФ или закона субъекта. Согласно ч. 1 ст. 24.1, 26.1 КоАПФ РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и выяснение обстоятельств каждого дела, а также выяснению подлежат наличие события административного правонарушения. Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ Департаментом Росприроднадзора в протоколе об административном правонарушении не указано событие административного правонарушения, а также не установлена вина лица, привлекаемого к ответственности, в его совершении, что свидетельствует о неправильном составлении протокола, в связи с чем он не может являться допустимым доказательством по делу. Согласно Постановлению должностным лицом нарушена ч. XIII Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016№ 356 (далее - Правила разработки), а также п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101. Ссылка на указанные нормативные акты является необоснованной, поскольку как Правила разработки, так и Правила безопасности были приняты после введения Зимне-Ставкинско- Правобережное месторождения в разработку. Так, месторождение открыто в 1956 году и введено в разработку в 1957 году, в указанный период времени месторождение фактически было обустроено. Обращаем внимание, что Правила разработки и Правила безопасности не предусматривают каких-либо переходных положений, обязывающих пользователей недр осуществлять подготовку проектов обустройства месторождений, введенных в разработку. При этом отмечаем, что строительство новых объектов (скважин) на месторождении осуществляется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанное обстоятельство установлено и подтверждено при проведении проверки, в частности на стр. 13 Акта проверки содержится информация о проектах строительства скважин на участке недр, получивших в установленном порядке положительные заключения государственных экспертиз. Также необходимо особо обратить внимание на то, что разработка Зимне-Ставкинско-Правобережного месторождения ведется в строгом соответствии с Условиями пользования недрами, являющимися Приложением 1 к лицензии <данные изъяты>, Дополнением к технологическому проекту разработки Зимне-Ставкинско-Правобережному месторождению (поля Пушкарское и Поварковское), утвержденным Протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции от 15.12.2016 . Вышеназванным проектом предусмотрен комплекс мероприятий по охране недр при эксплуатации, консервации и ликвидации скважин, а также по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, которые соблюдаются Компанией в полном объеме. Отмечаем, что согласно ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку. Указанное требование закона выполняется ПАО «НК «Роснефть» в полном объеме. Деятельность ПАО «НК «Роснефть» не приводит к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов. Указанный вывод подтверждается тем, что Департаментом Росприроднадзора не выявлено каких-либо иных нарушений условий пользования недрами. На основании вышеизложенного, в действиях должностного лица отсутствуют нарушения условий пользования недрами по лицензии <данные изъяты>. Из содержания ст. 8.9 КоАП РФ следует, что административная ответственность. Обращаем внимание, что при проведении Проверки не были установлены факты, загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов. Изложенное позволяет сделать вывод, что в действиях ПАО «НК «Роснефть» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статье 8.9 КоАП РФ. Отмечаем, что согласно, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Согласно с ч. 1 ст.24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, а также выяснению подлежат наличие события административного правонарушения. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть мотивированное решение по делу. Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, в постановлении отсутствует описание события административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к ответственности, в его совершении, из постановления не следует, какие именно действия совершило лицо, привлеченное к административной ответственности. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ООО «РН - Ставропольнефтегаз» ФИО6 поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просил постановление от 20 октября 2017 года и представление от 20 октября 2017 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, действующая по доверенности ФИО2 не явилась, надлежаще извещена о дате и времени рассмотрения жалобы, представила письменное ходатайство о рассмотрении жалобы ПАО «Нефтяной компании «Роснефть» в свое отсутствие, а также представила возражения на жалобу, указывая, что жалоба ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Результатам проведения внеплановой выездной проверки, инициированной Департаментом на основании Приказа от 31.08.2017 года № 1385 выявлено невыполнение предприятием - недропользователем ПАО «НК «Роснефть» требований в области охраны недр и гидроминеральных ресурсов, в части наличия проекта обустройства месторождения углеводородного сырья Зимне-Ставкинско-Правобережного (поле Пушкарское). В соответствии с п.7 ч.2 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г., пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. В соответствии с п.5,6,7,8,10,11 ст.23 Основные требования по рациональному использованию и охране недр Закона РФ «О Недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения. В соответствии ч.ХIII «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г., № 101, на основе технического проекта разработки месторождения разрабатывается проект обустройства месторождения, содержащий основные инженерно-технические решения по обустройству промысловых объектов, решения по системам сбора и транспортировки нефти, газа, пластовой воды, средствам контроля и учета добычи нефти, газа, газового конденсата, воды по скважине, кусту скважин, мероприятия по водоснабжению, промысловой канализации, обработке и утилизации промышленных стоков. На месторождении Зимне-Ставкинского-Правобережном (поле Пушкарское) отсутствует объект месторождения. Отсутствие проектных решений по размещению, эксплуатации объектов месторождения, технологическим мероприятиям и техническим средствам для контроля и регулирования работы добывающих и нагнетательных скважин и контроль за их соответствием требованиям природоохранного законодательства, законодательства о недрах может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов, либо привести месторождение в состояние непригодное для дальнейшей разработки. На основании изложенного, в действиях заявителя были выявлены нарушения требований п. 10 (требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами) Приложения № 1 к лицензии СТВ 01208 НЭ; требований п. 5,6,7,8.10,11 статьи 23 раздел «Рациональное использование и охрана недр» Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1; ч. XIII. «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, п.п. 352. 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г. №101. По данному факту, в отношении ПАО «НК «Роснефть» был составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2017 г. по ст.8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов и впоследствии вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания. В ходе рассмотрения дела установлено, что ПАО «НК «Роснефть» имело возможность для соблюдения установленных требований, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена по ст.8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В своей жалобе Заявитель указывает на нарушения, допущенные Департаментом при проведении проверочных мероприятий в отношении Заявителя. Однако результаты проведенной проверки обжалуются либо вышестоящему должностному лицу (органу) либо в арбитражный суд и не могут быть рассмотрены в судах общей юрисдикции в рамках обжалования вынесенного постановления о назначении административного наказания. В тоже время, считает необходимым пояснить, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела жалобу Заявителя на выданное по результатам указанной проверки предписание от 06.10.2017 г. . В результате чего, проведенная проверка признана законной и обоснованной. Так, проверка проведена в соответствии с п.п. 1 п. 3 ч. 2 ст. 10, 12, 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть». В содержательной части поручения Правительства РФ Росприроднадзору поручалось провести внеплановые проверки указанных в приложении недропользователей, не выполняющих условия лицензионных соглашений актуализированных в 2015 году лицензий. В приказе Департамента от 31.08.2017 № 1385 задачей проверки являлась оценка степени выполнения юридическим лицом условий лицензионных соглашений лицензии <данные изъяты>. Соответственно действия Департамента по выдаче предписания о разработке проекта обустройства месторождения не вышли за рамки предмета проверки. Что касается составления протокола об административном правонарушении, сообщаем, что данный процессуальный документ составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в нем содержится соответствующая информация свидетельствующая о событии административного правонарушения, а также установлена вина Заявителя во вменяемом ему административном правонарушении. В ходе проведения проверки (акт от 1) Департаментом установлено, что по лицензии <данные изъяты> разработке месторождения ведется в соответствии с Дополнением к технологическому проект разработки Зимне-Ставкинско-Правобережному месторождению, о чем указано выше. Причем в Графике разработки проектов обустройства месторождений технического перевооружения, утверждённом 26.08.2016 генеральным директором ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО3, согласованным Кавказским Управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ, представленным ПАО «НК «Роснефть» в ходе проведения проверки, разработка проекта обустройства месторождения не предусмотрена до 2022 года. Утверждение Заявителя о неправомерности ссылки на нарушение «Правил разработки месторождений углеводородоного сырья», утвержденных Минприроды России от 14.06.2016 № 356 несостоятельно по причине наличия вышеуказанного требования пункта 12.4 Дополнения к технологическому проекту разработки Зимне- Ставкинско-Правобережному месторождению (поля Пушкарское и Поварское), утвержденному протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции, протокол от 15.12.2016 № 6737, и пункта 1.3 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», в котором предусмотрено, что технические проекты на разработку месторождений, согласованные и утвержденные пользователями недр в соответствии со ст. 23.2 Закона «О недрах» до дня вступления в силу настоящих Правил, действуют до окончания срока их действия. Приведение утвержденных до дня вступления в силу настоящих Правил технологических схем опытно-промышленной разработки месторождений (залежей или участков залежей) У ВС в соответствии с настоящими Правилами не требуется. Частью 2 статьи 20 Закона «О недрах» установлена обязанность пользователя недр обеспечить, в том числе соблюдение требований технических проектов. Вместе с тем, Правила разработки месторождений углеводородного сырья утверждены приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, а Дополнения к технологическому проекту разработки Зимне-Ставкинско-Правобережному месторождению (поля Пушкарское и Поварковское) рассмотрены на заседании Центральной нефтегазовой секции, протокол от 15.12.2016 № 6737 и ссылка на указанный акт является обоснованной, что свидетельствует о законности привлечения Заявителя к административной ответственности.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела в совокупности, выслушав представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО1, суд находит доводы жалобы для отмены, либо изменения постановления от 20 октября 2017 года необоснованными по следующим основаниям.

Статья 8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр и гидроминеральных ресурсов.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.

Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характеризуется умыслом или неосторожностью.

В соответствии со ст. 22 ч. 2 п. 7 Закона РФ от 21.02.1992 года (в ред. от 30.09.2017 года) «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно ст. 23 указанного закона основными требованиями по рациональному использованию и охране недр Закона РФ «О Недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

В соответствии с «Правилами разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 года № 356, и Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г. №101, на основе технического проекта разработки месторождения разрабатывается проект обустройства месторождения, содержащий основные инженерно-технические решения по обустройству промысловых объектов, решения по системам сбора и транспортировки нефти, газа, пластовой воды, средствам контроля и учета добычи нефти, газа, газового конденсата, воды по скважине, кусту скважин, мероприятия по водоснабжению, промысловой канализации, обработке и утилизации промышленных стоков.

Из представленных материалов следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии со ст. 8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, явилось невыполнение предприятием – недропользователем ПАО «НК Роснефть» требований в области охраны недр и гидроминеральных ресурсов, в части наличия проекта обустройства месторождения углеводородного сырья Зимне-Ставскинско-Правобережного (поле Пушкарское), которые выражаются в следующем.

В соответствии с п.7 ч.2 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г., пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

В соответствии с п.5,6,7,8,10,11 ст.23 Основные требования по рациональному использованию и охране недр Закона РФ «О Недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения. В соответствии ч.ХIII «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 г. №356, п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г. №101, на основе технического проекта разработки месторождения разрабатывается проект обустройства месторождения, содержащий основные инженерно-технические решения по обустройству промысловых объектов, решения по системам сбора и транспортировки нефти, газа, пластовой воды, средствам контроля и учета добычи нефти, газа, газового конденсата, воды по скважине, кусту скважин, мероприятия по водоснабжению, промысловой канализации, обработке и утилизации промышленных стоков. На месторождении Зимне-Ставкинско-Правобережном (поле Пушкарское) отсутствует проект обустройства месторождения. Отсутствие проектных решений по размещению, эксплуатации объектов месторождения, технологическим мероприятиям и техническим средствам для контроля и регулирования работы добывающих и нагнетательных скважин и контроль за их соответствием требованиям природоохранного законодательства, законодательства о недрах может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов, либо привести месторождение в состояние непригодное для дальнейшей разработки. Нарушены требования: п. 10 (требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами) Приложения № 1 к лицензии СТВ 01208 НЭ; требования п. 5,6,7,8,10,11 статьи 23 раздел «Рациональное использование и охрана недр» Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1; ч. XIII. «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 г. № 356, п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г. № 101. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов). В ходе рассмотрения установлено, что юридическое лицо ПАО «НК Роснефть» имело возможность для соблюдения установленных требований, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена по ст. 8.9 КоАП РФ. Обстоятельства правонарушения подтверждаются: актом проверки от 06.10.2017 года , протоколом об административном правонарушении от 11.10.2017

Таким образом, на месторождении Зимне-Ставкинско-Правобережном (поле Пушкарское) отсутствовал проект обустройства месторождения. Отсутствие проектных решений по размещению, эксплуатации объектов месторождения, технологическим мероприятиям и техническим средствам для контроля и регулирования работы добывающих и нагнетательных скважин и контроль за их соответствием требованиям природоохранного законодательства, законодательства о недрах может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов, либо привести месторождение в состояние непригодное для дальнейшей разработки.

Учитывая вышеизложенное, нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов допущено по вине юридического лица – ПАО «НК Роснефть», так как своими действиями (бездействием) нарушило требования п. 10 (требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами) Приложения № 1 к лицензии СТВ 01208 НЭ; требования п.2,7 статьи 23 раздел III Рациональное использование и охрана недр Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1; ч. ХIII «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г., №101.

Доводы жалобы о том, что Департамент провел внеплановую целевую проверку по основаниям, не предусмотренным Приказом о проведении проверки не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная выездная проверка в том числе была проведена в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» на основании поручения Росприроднадзора во исполнение поручения Правительства РФ от 16.05.2017 года № АХ-П9-3144 и приказа Департамента от 31.08.2017 года «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть». В указанном поручении Правительства РФ Росприроднадзору поручалось провести внеплановые проверки указанных в приложении недропользователей, не выполняющих условия лицензионных соглашений актуализированных в 2015 году лицензий <данные изъяты> (лицензий <данные изъяты> переоформлены на <данные изъяты> в соответствии с изменением организационно- правовой формы юридического лица с ОАО «НК «Роснефть» на ПАО « НК «Роснефть». Задачами проверки являлась оценка степени выполнения юридическим лицом условий лицензионных соглашений лицензии <данные изъяты>

Доводы жалобы о том, что в протоколе Департаментом не указано событие административного правонарушения, а также не установлена вина ПАО «НК «Роснефть», привлекаемого к ответственности, в связи с чем протокол не может являться допустимым доказательством не состоятельны, поскольку указанный протокол составлен с соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административном правонарушении, в нем указаны место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о ПАО «НК «Роснефть», в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Доводы жалобы о том, что ссылка на нарушение «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 года , а также п.п. 352, 353 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 является необоснованной, поскольку правила разработки и правила безопасности не предусматривают каких-либо переходных положений, обязывающих пользователей недр осуществлять подготовку проектов обустройства месторождений, введенных в разработку, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно требованиям пункта 12.4 Дополнения к технологическому проекту разработки Зимне-Ставкинско-Правобережному месторождению (поля Пушкарское и Поварское), утвержденному протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции, протокол от 15.12.2016 года и пункта 1.3 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», в котором предусмотрено, что технические проекты на разработку месторождений, согласованные и утвержденные пользователями недр в соответствии со ст. 23.2 Закона «О недрах» до дня вступления в силу настоящих Правил, действуют до окончания срока их действия. Приведение утвержденных до дня вступления в силу настоящих Правил технологических схем опытно-промышленной разработки месторождений (залежей или участков залежей) УВС в соответствии с настоящими Правилами не требуется.

Кроме того, ч.2 ст. 20 Закона «О недрах» установлена обязанность пользователя недр обеспечить, в том числе соблюдение требований технических проектов.

Вместе с тем, правила разработки месторождений углеводородного сырья утверждены приказом Минприроды России от 14.06.2016 года а дополнения к технологическому проекту разработки Зимне-Ставкинско-Правобережному месторождению (поля Пушкарское и Поварковское) рассмотрены на заседании Центральной нефтегазовой секции, протокол от 15.12.2016

При таких обстоятельствах, доводы жалобы обоснованными признать нельзя, поскольку они полностью опровергаются указанными выше доказательствами по делу. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления с прекращением производства по делу, либо его изменение.

Порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен.

Постановление о привлечении юридического лица ПАО «НК «Роснефть» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и по мнению суда является соразмерным и справедливым. При назначении наказания учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Оснований для освобождения юридического лица ПАО «НК «Роснефть» от административной ответственности судом не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, заместителя начальника Ставропольского территориального отдела ФИО5 от 20 октября 2017 года и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ПАО «Нефтяной компании «Роснефть», предусмотренном ст. 8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, заместителя начальника Ставропольского территориального отдела ФИО2 от 20 октября 2017 года и представление от 20 октября 2017 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ПАО «Нефтяной компании «Роснефть», предусмотренном ст. 8.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях- оставить без изменения, жалобу ПАО «НК «Роснефть» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

Нефтекумского районного суда

Ставропольского края О.Н. Куц