ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/2021 от 28.09.2021 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

66MS0065-01-2021-001314-43

Дело № 12-83/2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Нижний Тагил 28 сентября 2021 года

Судья Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Степанова Н.В.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

защитника Васильевой Т.В., действующей на основании доверенности № 85 от 26 апреля 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании на основании статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя юридического лица - ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области от 22 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Золотая осень» города Нижний Тагил» (ОГРН <***>, юридический адрес: 622051, <...>),

У С Т А Н О В И Л:

22 апреля 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области юридическое лицо ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей, за неисполнение в установленный срок предписания № 5/1/14 от 13 февраля 2020 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности в структурном подразделении по адресу: город Нижний Тагил, улица Зари, дом №73.

Не согласившись с данным постановлением, директор ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» ФИО1 обратилась в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области с жалобой, требуя постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что при принятии решения мировым судьей не принято во внимание, что ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» отсутствовала реальная возможность выполнить все пункты предписания в связи с введением ограничений, связанных с нераспространением новой коронавирусной инфекцией и нахождением структурного подразделения, расположенного по адресу: улица Зари, дом №73 на полной изоляции, в связи с введенным 01 января 2020 года карантина, ограничивающего доступ посторонних людей до сентября 2020 года. Кроме того, мировым судьей не был учтен тот факт, что с 17 сентября 2020 года по 29 января 2021 года была осуществлена процедура реорганизации ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» в форме присоединения к нему ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Нижний Тагил» и ГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил», в связи с чем у вновь реорганизованного учреждения не было физической и финансовой возможности выполнить все пункты предписания ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Часть предписаний были выполнены: отремонтированы группы, театральная студия.

Выслушав законного представителя ГАУ «КЦСОН «Золотая осень», защитника, поддержавших доводы жалобы, проверив административное дело в полном объеме, суд приходит к следующему.

Частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Как следует из материалов дела, в период с 21 января 2020 года по 13 февраля 2020 года на основании распоряжения начальника ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области № 5 от 10 января 2020 проведена плановая выездная проверка соблюдения на объекте по адресу: <...>, требований пожарной безопасности в отношении ГКУСО «СРЦН № 5 Дзержинского района города Нижний Тагил».

По результатам проверки в деятельности учреждения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем 13 февраля 2020 года в адрес ГКУСО «СРЦН № 5 Дзержинского района города Нижний Тагил» старшим инспектором ОНД и ПР в города Нижний Тагил и ГГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области вынесено предписание № 5/1/14, согласно которому ГКУСО «СРЦН № 5 Дзержинского района города Нижний Тагил» в срок до 01 февраля 2021 года в здании, расположенном по адресу: <...>, необходимо было устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

На основании постановления Правительства Свердловской области от 17 сентября 2020 года № 643-ПП ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» реорганизовано в форме присоединения к нему ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Нижний Тагил» и ГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 5 Дзержинского района города Нижний Тагил».

В период с 17 февраля 2021 года по 04 марта 2021 года на основании распоряжения начальника ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области № 58 от 10 февраля 2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» города Нижний Тагил» исполнения ранее выданного ГКУСО «СРЦН № 5 Дзержинского района г. Нижний Тагил» предписания № 5/1/14 от 13 февраля 2020 года со сроком исполнения до 01 февраля 2021 года.

В результате проведенной проверки установлен факт выполнения требований предписания не в полном объеме, что подтверждено актом проверки № 58 от 04 марта 2021 года, а именно не исполнены:

пункт 3 - помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания (помещение складов № 43,31 (по техническому паспорту от 22.08.2006) класса функциональной пожарной опасности Ф 5.2 не отделены от помещений здания Ф 1.1), чем нарушены ч.1 ст.46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ст.5, ч.1 ст.6, ст.59, ст.88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

пункт 4 - на объекте защиты эвакуационный путь не обеспечивает безопасную эвакуацию людей: на 1-ом этаже при отрывании двери помещения № 35 перекрывается коридор № 36 (помещения указаны по техническому паспорту от 22.08.2006), чем нарушены ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ст.5, ч.1 ст.6, п.2 ст.52, ст.53, ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;

пункт 6 - на объекте защиты эвакуационный путь не обеспечивает безопасную эвакуацию людей: при двустороннем расположении дверей открывающихся из помещений № 80-85 в коридор № 95 (по техническому паспорту от 22.08.2006) ширина эвакуационного пути по коридору менее 1,00 м и составляет 0,5 м (фактически ширина коридора в свету 1,30 м), чем нарушены ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ст. 5, ч. 1 ст. 6, п. 2 ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.3, п. 4.3.4 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;

пункт 8 - на объекте защиты эвакуационный выход не обеспечивает безопасную эвакуацию людей из здания: в здании Ф 1.1 ширина эвакуационного выхода ведущего из тамбура №99 непосредственно наружу при числе эвакуирующихся более 15 человек через данный выход в свету менее 1,2 м и составляет 1,06 м, чем нарушены ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ст. 5, ч. 1 ст. 6, п. 2 ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.4 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;

пункт 9 - на объекте защиты подкласса Ф 1.1 не хранится документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности декоративно-отделочных материалов, применяемых для покрытия пола и отделки стен (линолеум, ламинат, обои) в спальных помещениях на втором этаже, чем нарушены ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1,2,3,7 ст. 134, табл. 3, табл. 27 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.2 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

В связи с этим 04 марта 2021 года уполномоченным должностным лицом пожарного надзора – государственным инспектором города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа по пожарному надзору ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, содержание и оформление которого соответствуют требованиям ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Требования ст. 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст.20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, не установлено.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Предписание № № 5/1/14 от 13 февраля 2020 года об устранении выявленных нарушений вынесено должностным лицом ОНД и ПР города Нижний Тагил в пределах его компетенции, с соблюдением закона и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им образовательной деятельности; все пункты предписания обоснованы действующим законодательством, устранение выявленных нарушений входит в обязанности юридического лица. Данных, подтверждающих, что ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» предприняло все зависящие от него меры для выполнения предписания, либо уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения некоторых пунктов предписания в указанный срок, обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалы дела не представлено.

Частичное устранение нарушений, указанных в предписании не ставит под сомнение выводы мирового судьи о наличии в действиях ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» состава административного правонарушения, а также не влияет на квалификацию деяния.

Более того, из материалов дел об административном правонарушении следует, что учреждением направлены письма министру социальной политики Свердловской области от 30 января 2020 года № 36, 19 мая 2020 года № 187, от 29 октября 2020 № 452 о выделении дополнительных денежных средств на устранение выявленных нарушений в целях исполнения предписания от 21 мая 2019 года № 135. Доказательств того, что учреждением были направлены заявки на выделение денежных средств в целях исполнения предписания № 4/1/13 от 13 февраля 2020 года в материалы дела не представлено. Предоставленные суду сведения о подаче заявки на предоставление субсидий на иные цели, в том числе на устранение нарушений по итогам проверки пожарной инспекции в 2020 году и 2021 году датированы 19 июля 2021 года, то есть уже после истечения срока выполнения требований предписания.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований противопожарной безопасности, по устранению нарушений по предписанию не могут быть приняты судом во внимание.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на него в силу закона. В том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности, указанные в предписаниях органа государственного надзора, может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, в том числе детей.

Введение ограничительных мероприятий на основании приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 27 апреля 2020 года № 262 до 01 сентября 2020 года, уважительной причиной неисполнения требований законного предписания не являются, поскольку данные ограничительные мероприятия были установлены на срок лишь до 01 сентября 2020 года.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, учреждением не представлено.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все значимые для разрешения дела обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, и получили правильную оценку. Все представленные доказательства, были оценены судьей в совокупности, требования статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Вывод о наличии события правонарушения и виновности ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.

Постановление о назначении ГАУ «КЦСОН «Золотая осень» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, содержится мотивированное решение по делу.

Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь отмену вынесенного мировым судьей постановления, при производстве по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области от 22 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Золотая осень» города Нижний Тагил» - оставить без изменения, жалобу законного представителя ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, и подлежит обжалованию и опротестованию в порядке надзора в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: Н.В. Степанова