ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/2021 от 30.08.2021 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 12-83/2021

УИД 33RS0014-01-2021-001660-34

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

30 августа 2021 года г. Муром

Судья Муромского городского суда Владимирской области Филатова С.М.,

с участием представителя АО «Муромский приборостроительный завод» ФИО1,

рассмотрев жалобу АО «Муромский приборостроительный завод» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 № 03-01-88/2021 от 23 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 № 03-01-88/2021 от 23 апреля 2021 года, юридическое лицо – АО «Муромский приборостроительный завод» (далее АО «МПЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

АО «МПЗ» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что АО «МПЗ» имеет лицензию на пользование недрами № ВЛМ 00440 ВЭ, в соответствии с которой осуществляет добычу пресных подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой. В связи с обращениями ООО «....» с июня 2018 года обществом производит отпуск артезианской воды на горячее водоснабжение данной теплоснабжающей организацией в количестве 373070 куб.м/год на основании заключенных договоров № 413/5-2017 от 01.12.2017, № 324/5-2019 от 20.11.2019. Исполнение указанных договором АО «МПЗ» повлекло за собой увеличение объема откачки артезианской воды по сравнению с объемами, установленными в разрешительных документах. Отмечает, что ООО «....» является единственной теплоснабжающей организацией микрорайона Вербовский округа Муром. В свою очередь, АО «МПЗ» является основным поставщиком артезианской воды в требуемых объемах для нужд микрорайона, имеющим возможность пополнения запаса воды для теплоносителей через собственные инженерные сети. При таких обстоятельствах предприятие не могло отказать ООО «....» в заключении договоров на отпуск артезианской воды, что повлекло увеличение объема ее откачки. С целью приведения допустимого объема потребления воды в соответствии с фактическим, предприятие осуществило ряд мер, направленных на устранение возникшей ситуации еще до проведения проверки. Согласно договора № 2018.48114 от 11.12.2018 с декабря 2018 года ООО «....» приступило к выполнению долгосрочной работы по переоценке запасов подземных вод, которая включает в себя следующие этапы: полевые работы, лабораторные и камеральные работы с последующей разработкой отчета по переоценке запасов подземных вод по категории «Б» сроком на 25 лет в объеме 1459000 куб.м/год. Затем отчетные материалы по переоценке запасов были направлены на государственную экспертизу в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, где находились в период с декабря 2019 года по апрель 2020 года. Решением комиссии Федерального агентства по недропользованию от 29.04.2020 принято решение утвердить балансовые запасы в размере 3,999 тыс. куб.м/сут. Таким образом было отмечено увеличение лимита с 1125400 куб.м/год до 1459635 куб.м/год. Положительное заключение об утверждении запасов с увеличением объемов выдано 29.04.2020 Срок окончания лицензии ВЛМ 00440 ВЭ, согласно изменений № 4898ц/ВЛМ 00440ВЭ от 22.01.2016 – 01.12.2020, однако вследствие введения карантина в РФ отдел геологии и лицензирования по Владимирской области от 24.04.2020 направил в адрес общества уведомление о продлении срока действия лицензии на один календарный год. На основании выданного положительного заключения, протокола Федерального агентства по недропользованию № 6339 от 29.04.2020, а также факта продления сроков действия лицензии на один год, т.е. до 01.12.2021, заявка на переоформление действующей лицензии на пользование недрами в соответствии с изменениями, прописанными в новом Отчете по переоценке запасов, была подана 27 января 2021 года. В настоящее время по результатам переоценки запасов подземных вод и на основании Приказа Федерального агентства по недропользованию № 94 от 04.03.2021 вносятся изменения в действующую лицензию по недропользованию. Поступивший на предприятие пакет документов на изменение в лицензию и продление срока ее действия до 2044 года согласован АО «МПЗ» и направлен для регистрации 26 мая 2021 года.

Таким образом, обществом приняты все меры для оформления изменений в лицензию еще до проведения проверки и выдачи акта.

Учитывая, что АО «МПЗ» не имело возможности отказать ООО «Владимиртеплогаз» в заключении договора, а также форс-мажорные обстоятельства, вызванные пандемией в 2020 году, требование о привлечении АО «МПЗ» к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ незаконно и необоснованно. Принимая во внимание отсутствие вреда и тяжести наступивших последствий правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым интересам, а также тот факт, что правонарушение совершено впервые, просит освободить АО «МПЗ» от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Представитель АО «МПЗ» ФИО1 в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям и просила ее удовлетворить.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя АО «МПЗ», проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Согласно статье 11 указанного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу положений пункта 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» пользователи недр обязаны обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как следует из материалов дела, в период с 01 марта 2021 года по 29 марта 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства акционерным обществом «Муромский приборостроительный завод» (АО «МПЗ»), с выездом 01.03.2021, 11.03.2021, 18.03.2021 на территорию АО «МПЗ», расположенную по адресу: Владимирская область, г.Муром, ул.30 лет Победы, д.1А.

В ходе проверки установлено, что АО «МПЗ» осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а именно:

АО «МПЗ» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Устав утвержден решением внеочередного общего собрания акционеров АО «МПЗ», протокол от 25.04.2017 №1. Согласно сведений о видах экономической деятельности, основным видом деятельности АО «МПЗ» является производство ....

АО «МПЗ» на основании лицензии на право пользования недрами ВЛМ 00440 ВЭ от 22.07.2015, действующей до 01.12.2021, занимается эксплуатацией недр. Водозабор осуществлялся из пяти артезианских скважин, принадлежащих на праве собственности. АО «МПЗ» использует для водоснабжения гжельско-ассельский водоносный горизонт с 1941 года. Кровля водоносного горизонта залегает на глубине 15,0-68,0м. Водовмещающие породы представлены трещиноватыми известняками. Вскрытая мощность водоносного горизонта составляет 16,0-72,0м. Водоупорными перекрытиями служат юрские глины и ледниковые суглинки мощностью 23,0 – 65,0м. Водоносный горизонт напорный. Напор под кровлей водоносного горизонта 1,0-40,0 м. Установившийся уровень подземных вод отмечен на глубине 21,0-42,0 м от поверхности земли. Удельный дебит скважины составляет 6,0-21,0 куб.м/час, глубина скважины - 50,0-135,0м.

Согласно лицензии ВЛМ 00440 ВЭ добыча подземных вод осуществляется из пяти артезианских скважин: №62 (17200090), № 63 (17200091), № 39002 (17200092), № 75231(17200093) - рабочие, №55402 (17201109). Вода используется для хозяйственно-питьевых, производственных нужд АО «МПЗ», передачи другим предприятиям.

Согласно данных отчета 2-ТП (водхоз) за 2020 год фактически забор воды из артезианских скважин составил 1266,4 тыс. куб.м. При этом согласно приложению № 9 от 22.01.2016 к лицензии на право пользования недрами ВЛМ 00440 ВЭ водоотбор из артезианских скважин не должен превышать 1125,4 тыс куб.м.

12 апреля 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и 23 апреля 2021 года вынесено постановление о привлечении АО «МПЗ» к административной ответственности за совершение данного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно:

- приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица АО «МПЗ» от 12.02.2021 № 84-П;

- актом проверки юридического лица от 29 марта 2021 года № 01-01-12/04 с указанием выявленных нарушений требований природоохранного законодательства;

- лицензией на пользование недрами ВЛМ 00440 ВЭ и приложением к лицензии,

- сведениями о количестве использованных недр за 2020 год,

- протоколом об административном правонарушении № 03-01-88/2021 от 12 апреля 2021 года с вышеизложенными обстоятельствами.

Таким образом, АО «МПЗ» не выполняет условия лицензии на право пользования недрами.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО2, вынося постановление, обоснованно признал доказанным наличие в действиях АО «МПЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Действия АО «МПЗ» квалифицированы по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.

Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения АО «МПЗ» от административной ответственности обоснованно не установлено.

Порядок привлечения АО «МПЗ» к административной ответственности соблюден.

Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 № 03-01-88/2021 от 23 апреля 2021 года в части назначенного предприятию наказания по следующим основаниям.

В силу ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом согласно ч.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Указанные выше нормы закона согласуются с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 №4-П.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, наличия смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие мер к устранению выявленных нарушений (оформление документов на увеличение объемов потребления воды из артезианских скважин, внесение изменений в лицензию на пользование недрами), сложного финансового положения АО «МПЗ», которое является исполнителем оборонных заказов для нужд Российской Федерации, принимая во внимание конституционные принципы соразмерности и справедливости назначения административного наказания, а также, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное обществу административное наказание, в виде административного штрафа, в размере 300 000 рублей, предусмотренное санкцией части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 № 03-01-88/2021 от 23 апреля 2021 года, вынесенное в отношении АО «МПЗ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного АО «МПЗ» наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 № 03-01-88/2021 от 23 апреля 2021 года, вынесенное в отношении АО «Муромский приборостроительный завод», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:

снизить АО «Муромский приборостроительный завод» размер административного наказания в виде административного штрафа до ста пятидесяти тысяч рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья С.М.Филатова