ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-83/2022 от 04.05.2022 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №12-83/2022

76RS0008-01-2022-000240-61

РЕШЕНИЕ

г. Переславль-Залесский

4 мая 2022 г.

Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Администрации г. Переславль-Залесский по доверенности Казановой Ю.В., представителя ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» по доверенности Кирютиной И.П., при секретаре Кузьминой О.Б., рассмотрев в судебном заседании дело в отношении Администрации г. Переславль-Залесский о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, с жалобой защитника Администрации г. Переславль-Залесский его представителя по доверенности Казановой Ю.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора - начальника отдела охраны территории по охране территорий ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» Никитина Н.В., которым Администрация г. Переславль-Залесский была признана виновной в совершении административного правонарушения с назначением ей административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №147.21 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» Никитина Н.В. от 21.01.2022 г. Администрация г. Переславль-Залесский была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб. Правонарушение согласно указанному постановлению кратко выразилось в том, что Администрация г. Переславль-Залесский нарушило установленный режим особо охраняемой природной территории федерального значения «Национальный парк «Плещеево озеро», а именно в ходе проведенной внеплановой (документарной) проверки установлено, что Администрация г. Переславль-Залесский допускает сброс неочищенных сточных вод с улиц Комсомольская, Депутатская, Левая Набережная, пер. Призывной г. Переславля-Залесского через систему дренажных канав в озеро Плещеево, как особо охраняемую природную территорию, при обстоятельствах, изложенных в постановлении.

Защитник Администрации г. Переславль-Залесский ее представитель по доверенности Казанова Ю.В. обратилась в Переславский районный суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что рассматриваемая часть города Переславль-Залесский застроена частными домами, и отвод сточных вод через дренажные канавы осуществляется гражданами со своих земельных участков, сами дренажные канавы на балансе Администрации города не состоят, и попадание в сточные воды вредных веществ считает ответственностью конкретных граждан, которые хозяйственно-бытовые стоки отводят в дренажные канавы, при этом ранее перед Администрацией города вопроса организации ливневой канализации на указанных улицах не ставился, впервые предписание об устранении выявленного нарушения было выдано 14.01.2022 г. Также заявитель в случае подтверждения вины в совершении административного правонарушения просил снизить размер назначенного административного штрафа в связи с тем, что имеет место дефицит городского бюджета.

В судебном заседании защитник Администрации г. Переславль-Залесский ее представитель по доверенности Казанова Ю.В. жалобу поддержала, сослалась на доводы, изложенные в ней. Представитель ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» по доверенности Кирютина И.П. жалобе возражала, указав, что проблема с необходимостью организации системы ливневой канализации существует давно и Администрация города по данному вопроса бездействует длительное время.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему.

Статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федерального закона №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны, а в соответствии с ч.1 ст.12 того же Федерального закона №33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Таким образом исходя из содержания указанных выше норм следует, что с объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст.8.39 КоАП РФ, характеризуется виновным неисполнением требований, содержащихся в Федеральном законе №33-ФЗ, положениях о заповедниках, национальных парках и иных актах, устанавливающих правовые режимы ограничения хозяйственной и иной деятельности, меры охраны указанных территорий, а также положениях о конкретных особо охраняемых природных территориях и объектах.

Статус особо охраняемой природной территории Национальный парк «Плещеево озеро» имеет на основании Постановления Правительства Ярославской области № 270-п от 24.12.1997 г. и от 17.07.1998 г. №777 «О национальном парке «Плещеево озеро». Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2055-р национальный парк «Плещеево озеро» отнесен к ведению Минприроды России. Границы территории национального парка «Плещеево озеро» определены в соответствии с Положением о национальном парке «Плещеево озеро», утвержденном Приказом Минприроды России от 15.03.2012 г. №60, при этом в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Применительно к рассматриваемому правонарушению согласно статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федерального закона №33-ФЗ) в пункте 2, а так же аналогичных ему требований пункте 10 Положения о национальном парке «Плещеево озеро», утвержденного приказом Минприроды России от 15.03.2012 г. N60, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе такая, как разведка и разработка полезных ископаемых, деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, изменения гидрологического режима. Причем под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами, такими как правилами пожарной безопасности, санитарными правилами, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства, законодательством о недрах, о пользовании водными объектами, и т.п., и совершаемыми именно в пределах особо охраняемых природных территорий.

Так, согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно статьи 39 указанного Федерального закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 43.1 того же Федерального закона №7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 51 того же Федерального закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, и аналогично тому согласно пункту 2 части 2 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, отнесенные к особо охраняемым водным объектам. Помимо этого запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты в соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ.

Из представленных в суд материалов дела, и в частности протокола об административном правонарушении от 14.01.2022 г., акта проверки №147.21 от 14.01.2022 г., проведенной сотрудниками ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», картографических материалов, было установлено, что 06.12.2021 г. Распоряжением и.о. главного государственного инспектора по области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро №147.21 было организовано проведение внеплановой проверки по соблюдению установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды на особо охраняемой природной территории «Национальный парк «Плещеево озеро» и его охранной зоне, для чего на территории г. Переславль-Залесский в дренажных канавах, сообщающихся с озером Плещеево, в шести точках: 1-я (проба №29) - дренажная канава на улице Комсомольская (конец) Подозёрка; 2-я (проба № 30) - дренажная канава в конце улицы Депутатская; 3-я (проба №31) дренажная канава с правой стороны городского пляжа в районе не достроенной гостиницы; 4-я (проба № 32) – на улица Плещеевская между городским пляжем и автобусной остановкой; 5-я (проба № 33) - улица Левая Набережная у дома №181 (устье); 6-я (проба б/н) - устье р. Марюха, были проведены отборы проб сточных вод.

Согласно протокола лабораторных исследований №165 от 12.12.2021 г. Лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области», Информации научного отдела ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», по результатам исследования взятых проб сточных вод было выявлено превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДКр.х.), и в частности: ионам аммония в 4,76 раза (проба № 30), в 4 раза.(проба № 31); в 4,36 раза (проба №32), в 5,52 раза (проба № 33); нитрит-ионам в 3,94 раза (проба № 30), в 7,88 раза (проба №31), в 3,5 раза (проба № 32), в 1,75 раза (проба № 33), в 3,31 раза (проба б/н); фосфатам (по Р) в 5,8 раза (проба № 31) в 2,93 раза (проба № 32), в 3,8 раза (проба № 33), в 1,07 раза (проба б/н); ХПК в 1,17 раза (проба № 29), в 1,7 раза (проба № 30), в 1,17 раза (проба №31), в 1,37 раза (проба №32), в 1,2 раза (проба №33), в 1,13 раза (проба б/н). Превышения ПДКр.х. по ионам аммония, нитрит-ионам, фосфатам и ХПК, выявленные в точках 2, 3, 4 и 5 (пробы № 30, № 31, № 32 и № 33), свидетельствует о антропогенном загрязнении вод в дренажных канавах предположительно сточными (хозяйственно-бытовыми, канализационными и др.) водами, а выявленное превышение в точке 6 (проба б/н) в устье р. Марюха по нитрит-ионам, фосфатам и ХПК также свидетельствует о антропогенном загрязнении вод в сети дренажных канав впадающих в р. Марюха.

При том из тех же протокола об административном правонарушении и акта проверки, фактического отсутствия соответствующих документов, подтверждено, что сами указанные дренажные канавы на балансе Администрации города не состоят, ливневая канализация, очистные сооружения на выходе из дренажных канав в озеро Плещеево отсутствуют, фактически отвод сточных вод с прилегающих к дренажным канавам улиц осуществляется через сами дренажные канавы непосредственно в озеро Плещеево.

Данные обстоятельства в ходе производства по делу и в жалобе не оспариваются, фактически Администрацией города Переславль-Залесский признаются.

При таких данных судья признает правильно установленным, что имеет место отвод неочищенных содержащих с превышением допустимых концентраций вредные для живых организмов водного объекта сточных вод по дренажным канавам и их отвод в оз. Плещеево, что влечет загрязнение данного водного объекта особо охраняемой природной территории, чем допускается нарушение указанных выше положений части 1 статьи 34, статьи 39, части 1 статьи 43.1, абзаца 1 пункта 2 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ, а также положений п.6 ст.56 ВК РФ и статьи 15 Федерального закона №33-ФЗ.

В соответствии с пунктами 4 и 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального городского округа.

Такими образом по данному делу в ходе указанной проведенной проверки правильно было установлено, что Администрация г. Переславль-Залесский, в чьи обязанности входит организация водоотведения в границах территории городского округа г. Переславль - Залесский Ярославской области, допустила непринятие мер по организации системы ливневой канализации и очистке ливневых сточных вод от улиц Комсомольская, Депутатская, Левая Набережная, пер. Призывной г. Переславля-Залесского по дренажным канавам с последующим сбросом неочищенных ливневых стоков, содержащих вредные вещества, притом в превышавших допустимые значения концентрациях, в акваторию озера Плещеево на особо охраняемой природной территории, чем нарушило режим и правила охраны и использования окружающей природной среды на территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны.

Доводы жалобы о том, что причиной загрязняй сточных вод в дренажных канавах является деятельность граждан владельцев частных домов, осуществляющих сброс в декадные канавы хозяйственно-бытовых стоков, судья признает несостоятельными, каких-либо достоверных сведений об этом в суд Администрацией г. Переславль-Залесский не представлено, ею, как органом местного самоуправления, соответствующих проверок не производилось, такие граждане не выявлялись и мер по недопущению названных фактов не предпринималось.

При этом поскольку Администрация г. Переславль-Залесский не предпринимала никаких мер по соблюдений указанных требований нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды на особо охраняемой природной территории, но при том могла и должна была такие меры предпринимать, судья признает правильным вывод должностного лица контролирующего органа о наличии в деянии Администрации города Переславль-Залесский в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и привлечении ее к административной ответственности.

Процессуальных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Основания для признания деяния малозначительным с учетом характера правонарушения судья не усматривает.

При назначении административного наказания Администрации г. Переславль - Залесский подлежали учету характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности, имущественное и финансовое положение юридического лица. При этом из обжалуемого постановления видно, что не принято было во внимание, что Администрация г. Переславль-Залесский является органом местного самоуправления, свою финансовую деятельность осуществляет в пределах муниципального бюджета, который испытывает дефицит финансовых средств, в силу чего административное наказание в размере 300 000 руб. даже хотя оно и является минимально установленным в соответствии с санкций статьи, негативно отразится на исполнении Администрацией г. Переславль - Залесский иных бюджетных обязательств. Поэтому судья учитывая совершение данного правонарушения впервые, указанные защитником Администрации г. Переславль - Залесский обстоятельства о том, что ранее требований об организации системы ливневой канализации указанных выше улиц не ставилось, суд считает возможным признать обстоятельства правонарушения и материальное положение привлекаемого к административной ответственности лица исключительными, и на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить назначенное Администрации г. Переславль - Залесский наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей за совершенное правонарушение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление №147.21 заместителя главного государственного инспектора по охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» Никитина Н.В. от 21.01.2022 г. о признании Администрацию г. Переславль-Залесский виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и назначении ей административного наказания изменить, снизить назначенное данным постановлением Администрации г. Переславль-Залесский административный штраф до 200000 руб. В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу Администрации г. Переславль-Залесский – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: Д.А. Шашкин