К делу №12-83/2022
Решение
село Успенское 22 августа 2022 г.
Судья Успенского районного суда Краснодарского края Даниленко А.А.,
при секретаре судебного заседания Мартыненко Д.Д.,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, - главы администрации Вольненского сельского поселения Качура Александра Ивановича,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Качура Александра Ивановича на постановление мирового судьи судебного участка Успенского района №220 по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №220 Успенского района Краснодарского края Качура Александр Иванович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Качура А.И. подал на него жалобу, указывая, что о времени и дате рассмотрения он уведомления не получал. Рассмотрение произведено в его отсутствие. О принятом в отношении него решении узнал, получив вышеуказанное постановление по почте 22 июня 2022 года.
Полагает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено без достаточных оснований и подлежит отмене по следующим причинам.
При составлении протокола об административном правонарушении представителями Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее - КСП КК) № 63-П/2022 от 14.06.2022 (далее - протокол № 63-П/2022) нарушены процессуальные нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Согласно сведениям, изложенным в тексте протокола № 63-П/2022, в его адрес направлялось уведомление от 29.04.2022 № 135205/05 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Однако, данное уведомление ему доставлено не было по неизвестным причинам. Должностные КСП КК имели возможность ознакомления с информацией о судьбе направленного в его адрес уведомления путем осуществления запроса на официальный сайт Почты России с указанием почтового идентификатора, но не воспользовались данной возможностью, либо проигнорировали полученную информацию о невручении юридически значимого отправления, и посчитали возможным составить протокол об административном правонарушении в его отсутствие без изучения всех обстоятельств дела. Тем самым нарушено право на защиту и предоставление объяснений по делу, которые могли бы повлиять на ход административного расследования.
О допущенных процессуальных нарушениях он известил Контрольно-счетную палату Краснодарского края 23 июня 2022 года. С его доводами представители КСП КК согласились, но при рассмотрении дела судом первой инстанции оценка данного обстоятельства не произведена.
Принимая во внимание вышеизложенное, следует отметить, что нарушения процессуального порядка при осуществлении производства по делу очевидны и свидетельствуют о нарушении его прав и законных интересов, нарушают право на полное, всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не были приняты, заслушаны и учтены имеющиеся доказательства, заявления и ходатайства, существенно влияющие на принятие решения по делу, каковыми являются следующие обстоятельства.
В соответствии с материалами дела финансовый отчет оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемый в соответствии с положениями соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, заключенного между администрацией Вольненского сельского поселения Успенского района и министерством финансов Краснодарского края, предоставлены в министерство финансов Краснодарского края, а также в КСП КК в рамках контрольного мероприятия. Сотрудниками КСП КК сведения, изложенные в аналитической записке от 09.06.2020 г. № 1 о результатах оценки обоснованности и эффективности налоговых льгот, установленных на территории Вольненского сельского поселения Успенского района за 2020 год расценены как недостаточные и несоответствующие установленной соглашением форме. Однако требований и претензий со стороны министерства финансов Краснодарского края в установленный в соглашении срок в адрес администрации Вольненского сельского поселения не поступали, что свидетельствует о надлежащем исполнении сторонами соглашения своих обязательств. Оценка КСП КК отчетной документации по заключенному с министерством финансов Краснодарского края является субъективной, не основанной на положениях заключенного соглашения.
Просит восстановить срок на обжалование в связи с фактической датой получения постановления 22 июня 2022 года.
Постановление о назначении административного наказания по делу №5-441/2022 от 12 июля 2022 года отменить в связи с существенным нарушением процессуальных требований.
В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, Качура А.И. доводы жалобы поддержал и настаивал на её удовлетворении.
Представитель административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, суду представили свои письменные возражения.
Выслушав лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья считает следующее.
Рассматривая ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд считает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Данный срок может быть восстановлен в случае наличия уважительных причин его пропуска. При этом уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Абзацем 3 пункта 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд считает возможным восстановить срок по подачу жалобы.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка №220 Успенского района Краснодарского края от 12.07.2022 Качура А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Качура А.И. нарушил условия предоставления межбюджетных трансфертов при следующих обстоятельствах.
Качура А.И., являясь главой Вольненского сельского поселения Успенского района, то есть высшим должностным лицом муниципального образования, представляющим поселение в отношениях с органами государственной власти и действующим от имени поселения, в период с 18.08.2020 по 02.09.2020 нарушил условия получения дотации в размере 9.214.300,00 рублей, предоставленной бюджету муниципального образования на выравнивание бюджетной обеспеченности, а именно ненадлежащим образом выполнил обязанности, предусмотренные абзацами вторым и третьим п.2.1 Соглашения от 21.02.2020 №354д о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Вольненское сельское поселение Успенского района Краснодарского края, заключенного главой поселения с министерством финансов Краснодарского края во исполнение п.8 ст. 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.02.2020 №54, а именно в срок до 17.08.2020 не провел оценку эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемым органами местного самоуправления в 2020 году, а также в срок до 01.09.2020 не представил результаты такой оценки в министерство финансов Краснодарского края.
Доводы заявителя о ненадлежащем уведомлении суд считает необоснованными, поскольку они опровергаются материалами дела, согласно которым в судебное заседание Качура А.И. не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался заблаговременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, об отложении разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ суд рассмотрел дело в отсутствие лица, в - отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Качура А.И. осуществлял полномочия главы Вольненского сельского поселения Успенского района в период с 08.06.2018 по 14.05.2021 (распоряжения администрации поселения соответственно от 08.06.2018 №97 и от 30.04.2021 №47-л).
В 2020 году в рамках реализации основного мероприятия государственной программы Краснодарского края «Управление государственными финансами Краснодарского края» бюджету муниципального образования Вольненское сельское поселение Успенского района предоставлена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 9 214 300,00 рублей.
Положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под дотацией понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования. Основным условием предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений является заключение финансовым органом субъекта РФ с главами муниципальных образований, получающих дотации, соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений (пункт 8 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.02.2020 №54 регламентирован порядок, сроки заключения такого соглашения и требования к нему.
К обязательствам муниципалитета, возникающим из соглашения, в том числе, относятся проведение до 17 августа текущего финансового года оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемым органами местного самоуправления, а также предоставление до 1 сентября текущего финансового года результатов такой оценки в министерство финансов Краснодарского края.
Соответствующее соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Вольненское сельское поселение Успенского района и министерством финансов Краснодарского края заключено 21.02.2020 за №354д.
Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 №796 утверждены Общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как установлено контрольным мероприятием, проведенным Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, представленная к проверке аналитическая записка от 09.06.2020 №1 о результатах оценки обоснованности и эффективности налоговых льгот, установленных на территории Вольненского сельского поселения за 2020 год не подтверждает факт проведения такой оценки, поскольку перечень налоговых расходов поселения по установленной форме не сформирован, оценка эффективности налоговых расходов поселения не осуществлена, решение о признании эффективными налоговых льгот по земельному налогу не основано на результатах оценки эффективности налоговых расходов. Тем самым допущено нарушение п.п.9-20 вышеуказанных Общих требований.
При указанных обстоятельствах нет достаточных оснований считать условия предоставления межбюджетных трансфертов выполненными со стороны получателя средств бюджета.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При нарушениях бюджетного законодательства ущерб охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в несоблюдении должностным лицом требований законодательства о бюджетной системе Российской Федерации, невыполнении своих публично-правовых обязанностей в данной сфере (постановление Верховным судом Российской Федерации в от 22.10.2015 №39-АД15-8, от 16.10.2015 №39-АД 15-7).
Вина Качура А.И. подтверждается следующими материалами дела: копиями соглашения от 21.02.2020 №354д, платежных поручений о предоставлении дотаций, аналитической записки от 09.06.2020 №1 с приложениями к ней, акта контрольного мероприятия от 11.03.2022, и иными материалами дела.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ в целях назначения справедливого и соразмерного административного наказания мировой судья учел характер правонарушения, обстоятельства данного дела, личность виновного, в том числе его имущественное положение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с мировым судьей, назначившим правонарушителю наказание в виде административного штрафа.
Такое наказание соответствует характеру и степени общественной опасности правонарушения, а также способствует достижению целей административного наказания, а именно предупреждению совершения им новых правонарушений.
При назначении административного наказания мировым судьей учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 4.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и верно назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
При таких обстоятельствах судья считает, что постановление мирового судьи, которым должностное лицо привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законно и обоснованно, на основании собранных по делу доказательств, уполномоченным должностным лицом, а назначенное лицу наказание полностью соответствует санкции настоящей статьи.
С учетом вышеизложенного, судья не находит оснований для отмены указанного постановления и полагает необходимым в удовлетворении жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
восстановить Качура Александру Ивановичу пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы на постановление по дела об административном правонарушении.
Постановление мирового судьи судебного участка №220 Успенского района Краснодарского края от 12.07.2022, которым Качура Александр Иванович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, жалобу Качура Александра Ивановича – без удовлетворения.
Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Решение по результатам рассмотрения жалобы может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном положениями статей 30.12 – 30.19 КоАП РФ.
Судья