(УИД47RS0001-01-2022-000722-02)
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 12-83/2022
26 июля 2022 года г. Бокситогорск
Судья Бокситогорского городского суда Ленинградской области Гусарова И.М.,
с участием помощника Бокситогорского городского прокурора Смирнова И.А.,
рассмотрев протест заместителя Бокситогорского городского прокурора С.Н. Кустовой на определение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО1 о возвращении постановления прокурора ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов по делу об административном правонарушении,-
УСТАНОВИЛ:
Определением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО9 от 02.06.2022 постановление от 16.05.2022 и материалы по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица-начальника финансово-экономического сектора главного бухгалтера администрации Ефимовского городского поселения муниципального образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО2 возвращено прокурору для устранения недостатков.
В Определении указано, что в постановлении заместителя городского прокурора от 16.05.2022 неверно определено время совершения административного правонарушения, в постановлении указано: «в период с 00 часов 01 мин. до 23 часов 59 минут 06.05.2022», таким образом, прокурор указывая период времени полагает, что правонарушение является длящимся, то есть происходящим 24 часа. Вместе с тем, оснований полагать, что выявленное правонарушение является длящимся не имеется.
Заместитель Бокситогорского городского прокурора С.Н. Кустова с данным определением не согласилась и подала в Бокситогорский городской суд Ленинградской области протест на данное определение. В обоснование своей позиции указывает, что не согласна с выводом о том, что событие вменяемого главному бухгалтеру администрации Ефимовского городского поселения БМР ЛО правонарушения носит длящийся характер, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении время совершения правонарушения указано в пределах 1 суток - дня утверждения документации о проведении аукциона в электронной форме, при этом указание времени совершения правонарушения в пределах 24 часов одних суток не отвечает критериям длящегося правонарушения. Указанный период времени вменяется лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку более точное время совершения административного правонарушения время утверждения документации о проведении аукциона в электронной форме путем вынесения распоряжения Администрацией Ефимовского городского поселения БMP ЛО от 06 мая 2022 года № 35р с точностью до часов и минут) установить не представилось возможным. Вменение начальнику финансово-экономического сектора главному бухгалтеру администрации Ефимовского городского поселения БМР ЛО времени совершения административного правонарушения в виде периода времени нарушения прав последнего не влечет, препятствия для рассмотрения дела по существу не создает.
Также указывает на то, что определение о возвращении протокола может быть вынесено только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и в установленных случаях, не может быть вынесено при рассмотрении дела по существу, вместе с тем, как следует из содержания определения о возвращении постановления, определение вынесено по итогам рассмотрения дела (абз. 3 стр. 2 Определения). В данном случае заместителем руководителя УФАС по Ленинградской области ФИО1 нарушены положения ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.10 КоАП РФ, прокурор просит: определение заместителя руководителя УФАС по Ленинградской области ФИО1 от 02.06.2022 о возвращении постановления прокурора от 16.05.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении начальника финансово-экономического сектора главного бухгалтера Администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области отменить, возвратить дело об административном правонарушении в УФАС по Ленинградской области на новое рассмотрение.
Помощник Бокситогорского городского прокурора Смирнов И.А. поддержал протест прокурора, просил его удовлетворить. Показал суду, что правонарушение не является длящимся, установить точное время совершения административного правонарушения не представилось возможным, в связи с чем время совершения правонарушения было указано в пределах одних суток - дня утверждения документации о проведении аукциона в электронной форме.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на рассмотрение протеста прокурора не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, заместитель руководителя ФИО1 представил письменное заявление, согласно которого свою позицию, изложенную в определении о возвращении постановления, поддерживает в полном объеме, просит суд отказать в удовлетворении протеста.
Должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении- начальник финансово-экономического сектора главный бухгалтер администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района ленинградской области ФИО2 на рассмотрение протеста прокурора не явилась, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав доводы помощника Бокситогорского городского прокурора Смирнова И.А., прихожу к следующему:
Как установлено судом, подтверждается материалами дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ заместителем Бокситогорского городского прокурора советником юстиции С.Н. Кустовой возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица- начальника финансово-экономического сектора главного бухгалтера администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района ФИО2, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В постановлении указано, что 06.05.2022 распоряжением главы администрации Ефимовского городского поселения № 35-р утверждено извещение аукциона в электронной форме на приобретение квартиры в целях реализации мероприятия «Ликвидация аварийного жилищного фонда» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» для расселения квартиры по адресу: , г.. Этим же распоряжением финансово-экономическому сектору администрации поручено разместить информацию о проведении указанного аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.
06.05.2022 начальником финансово-экономического сектора главным бухгалтером администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района ФИО2 информация о проведении указанного аукциона размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (извещение о проведении электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№).
В нарушение п. «в» части 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, в Приложении 4 к аукционной документации «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и инструкция по ее заполнению» не установлены предусмотренные законодательством обязательные требования к заявке на участие в закупке: об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Кроме того, в силу п. 4.4 проекта муниципального контракта, утвержденного главой администрации Ефимовского городского поселения оплата по контракту производится путем перечисления денежных средств Покупателем на расчетный счет (или лицевой счет) Продавца после государственной регистрации права собственности МО «Ефимовское городское поселение» Бокситогорское муниципального района Ленинградской области на жилое помещение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области, при условии соблюдения пункта 3.1 контракта, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Продавца и Покупателя.
Вместе с тем, срок оплаты заказчиком поставленного товару, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Таким образом, размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок документов, подлежащий размещению, произведено с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с распоряжением главы администрации Ефимовского городского поселения ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО2 назначена на старшую должность муниципальной службы категории «Руководители» начальника финансово-экономического сектора администрации Ефимовского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении закупок начальник финансово-экономического сектора главный бухгалтер администрации Ефимовского городского поселения размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) и при необходимости на электронной площадке извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках (если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) и проекты контрактов, протоколы, предусмотренные законодательством о контрактной системе в сфере закупок, направляет приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами (в том числе в электронной форме), а также извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), изменения в извещениях, документации о закупках (если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ), что следует из п. 3.30 Должностной инструкции начальника финансово: экономического сектора главного бухгалтера администрации Ефимовского городского поселения, утвержденной главой администрации Ефимовского городского поселения.
Время совершения административного правонарушения: с 00 часов 01 минут час до 23 часов 59 минут ДД.ММ.ГГГГ. Место совершения административного правонарушения: .
02.06.2022 заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО1 вынес определение о возврате Постановления от 16.05.2022 и материалов по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического сектора главного бухгалтера администрации Ефимовского городского поселения муниципального образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО2 для устранения недостатков.
В обоснование принятого определения указано, что в Постановлении прокурора указано, что извещение размещено в ЕИС с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что образует состав административного правонарушения.
Вместе с тем, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ФИО9 выявил что в Постановлении заместителя городского прокурора от 16.05.2022 не верно определено время совершения административного правонарушения.
В постановлении указано: «с 00 часов 01 мин. до 23 часа 59 минут 06.05.2022».
Таким образом, прокурор указывая период времени полагает, что правонарушение является длящимся, то есть происходящим 24 часа.
Вместе с тем, основании полагать, что выявленное правонарушение является длящимся не имеется, точное время можно установить обратившись в ЕИС, в связи с чем, руководствуясь ст. 29.1, п. 4 ч. 1 статьи 29.4 КоАП РФ заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО1 было вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, поскольку допущенные при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении недостатки не могут быть устранены на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из положений ст. 28.4 КоАП Ф следует, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
02.06.2022 заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО1, рассматривая в порядке ст. 29.4 КоАП РФ материалы по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического сектора главного бухгалтера администрации Ефимовского городского поселения муниципального образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО2, вынес определение о возвращении постановления прокурора об административном правонарушении и других материалов по делу об административном правонарушении указывая, что в Постановлении заместителя городского прокурора от 16.05.2022 не верно определено время совершения административного правонарушения, в постановлении указано: «с 00 часов 01 мин. до 23 часа 59 минут 06.05.2022», таким образом, прокурор указывая период времени полагает, что правонарушение является длящимся, то есть происходящим 24 часа., вместе с тем, оснований полагать, что выявленное правонарушение является длящимся не имеется.
В своем протесте Бокситогорский городской прокурор указывает, что не согласен с выводом о том, что событие вменяемого правонарушения носит длящийся характер, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении время совершения правонарушения указано в пределах 1 суток, при этом указание времени совершения правонарушения в пределах 24 часов одних суток не отвечает критериям длящегося правонарушения. Указанный период времени вменяется лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку более точное время совершения административного правонарушения установить не представилось возможным. Вменение начальнику финансово-экономического сектора главному бухгалтеру администрации Ефимовского городского поселения БМР ЛО времени совершения административного правонарушения в виде периода времени нарушения прав последнего не влечет, препятствия для рассмотрения дела по существу не создает. Также прокурор указывает, что определение о возвращении протокола вынесено при рассмотрении дела по существу, чем нарушены положения часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ.
Разрешая протест прокурора суд находит, что доводы прокурора о том, что определение от 02.06.2022 вынесено при рассмотрении дела по существу не подтверждается материалами дела об административном правонарушении, из текста определения следует, что оно вынесено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, ст. 29.1 КоАП РФ, то есть при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, ссылки прокурора на абзац 2 страницы 2 Определения не свидетельствуют о рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку содержат текст о рассмотрении материалов дела, без изучения которых проведение подготовки дела к рассмотрению невозможно. Как видно из материалов дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО1 не приступил к рассмотрению дела об административном правонарушении по существу, а потому в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ имел право с этой стадии, при наличии к тому оснований, возвратить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурору для устранения недостатков.
С учетом положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения, при этом, установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Признаками, характеризующими событие правонарушения, выступают место, время, способ, характер совершенного деяния и другие обстоятельства его совершения, которые не раскрыты в ст. 26.1 КоАП РФ. Вместе с тем в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, посвященной центральному доказательству - составлению протокола об административном правонарушении (постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении), содержится требование обязательного указания на место и время совершения правонарушения.
Однако, как усматривается из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, в нем не указано время совершения административного правонарушения, прокурор ошибочно отождествил различные по своей правовой природе понятия: время и дату совершения административного правонарушения, отсутствие в постановлении в описании события административного правонарушения времени совершения административного правонарушения свидетельствует о существенных нарушениях предусмотренных ст. 24.1, п. 1 ст. 26.1, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ процессуальных требований, составившим постановление о возбуждении дела об административном правонарушении лицом, выразившихся в невыяснении юридически значимых обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь абз. шестым п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд,
решил:
Протест заместителя Бокситогорского городского прокурора Кустовой С.Н. на определение от 02.06.2022, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО1 о возвращении постановления прокурора об административном правонарушении и других материалов по делу об административном правонарушении оставить без удовлетворения.
Судья: