ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-840/13 от 15.08.2013 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

  Дело № 12-840/13

Р Е Ш Е Н И Е

 15 августа 2013 года г. Южно-Сахалинск

 Судья Южно-Сахалинского городского суда Белова Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым должностное лицо - первый заместитель генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ,

 У С Т А Н О В И Л:

 ДД.ММ.ГГГГ главным контролером-ревизором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области ФИО11 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении должностного лица – первого заместителя генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1

 Основанием к составлению протокола об административном правонарушении послужили результаты плановой проверки Управления по вопросу соблюдения ОАО «<данные изъяты>» валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. В ходе проведенной проверки было установлено несоблюдение Обществом требований п.п. 2.1, 2.2., 2.16 Положения ЦБ РФ № 258-П. Нарушение установленного порядка представления формы учета по валютным операциям и подтверждающего документа было допущено должностным лицом - первым заместителем генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1

 Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № № первый заместитель генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 На указанное постановление ФИО1 представлена жалоба, в которой он просит признать постановление незаконным и отменить в связи с отсутствием в его действиях состава и события административного правонарушения.

 В обоснование доводов жалобы указано, что представленная в банк СПД от ДД.ММ.ГГГГ оформлена в соответствии с требованиями, которые были установлены Положением ЦБ РФ от 01 июня 2004г. № 258-П. В СПД от ДД.ММ.ГГГГ произведены корректировки сумм в графе 5 на основании представленных в банк корректировочного счета-фактуры № № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Корректировка стоимости оказанных услуг в данном случае означает то, что стоимость услуг оказанных ДД.ММ.ГГГГ была снижена ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты> рублей. Услуга была оказана ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ была произведена корректировка стоимости ранее оказанной услуги и никакая услуга в этот день не оказывалась. Поэтому в соответствии с требованиями, установленными Положением № 258-П в графе 1 СПД стоит дата документа, подтверждающего оказание услуги.

 В судебном заседании защитники ФИО1 по доверенности – ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

 Представитель ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области в судебное заседание не явился. Управлением представлено ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя административного органа.

 Выслушав пояснения защитников ФИО1 по доверенности – ФИО2, ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 30.3. КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

 Копия постановления административного органа получена представителем ФИО1 – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, жалоба представлена в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

 Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

 В соответствии с требованиями ст. 25 Закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 Административная ответственность за нарушением валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ.

 В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок –

 влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (п.п.1, 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ). Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ).

 На момент совершения вменяемого административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ – действовал Порядок представления уполномоченному банку форма учета по проводимым валютным операциям и подтверждающих документов, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 года № 117-И и Положением ЦБ РФ от 01 июня 2004 года № 258-П.

 Согласно п. 2.1. Положения ЦБ РФ № 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

 В соответствии с п. 2.2 Положения подтверждающие документы представляются резидентом в банка паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к настоящему Положению.

 Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, установлен Положением ЦБ от 01 июня 2004 года № 258-П.

 Пунктом 2.4. Положения № 258-П предусмотрено представление резидентом в банк ПС документов в установленном банком порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

 Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

 Пунктом 2.16. Положения № 258-П предусмотрено, что в случае изменения данных о стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включенной резидентом в ранее представленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент включает в новую справку о подтверждающих документах сведения об изменении указанной стоимости на основании документов, подтверждающих данные изменения (далее - документы, подтверждающие изменение стоимости) в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.

 При внесении указанных в настоящем пункте сведений в новую справку о подтверждающих документах резидент одновременно с новой справкой о подтверждающих документах представляет в банк ПС документы, подтверждающие изменение стоимости, в порядке, установленном настоящим Положением, и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемый после даты оформления документов, подтверждающих изменение стоимости.

 Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Управлением установлено, что между ОАО «<данные изъяты>» (Перевозчик) и нерезидентом "<данные изъяты>." (Заказчик) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № №.

 Общая сумма договора не оговорена. Дата завершения исполнения обязательств по договору с учетом дополнительных соглашений – ДД.ММ.ГГГГ. Валюта договора - российский рубль.

 Резидентом ДД.ММ.ГГГГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ № № в уполномоченном банке оформлен паспорт сделки № №. В связи с изменением информации, отраженной в паспорте сделки, ДД.ММ.ГГГГ паспорт сделки переоформлен.

 По условиям Договора, Перевозчик (резидент) на основании заявки нерезидента производит оформление авиабилетов на собственные рейсы, а Заказчик оплачивает услуги на условиях определенных договоров. Оплата авиабилетов на расчетный счет Перевозчика.

 Сдача и переоформление авиабилетов по инициативе Заказчика производится в соответствии с Правилами Перевозчиков (п. 2.4). 100% предоплата. Акт сверки 1 раз в квартал.

 Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № № стороны договорились: "расчеты с помощью авансовых платежей в счет предстоящего выполнения услуг по продаже перевозок, с последующим их зачетом по мере оказания услуг. Сумма авансовых платежей определяется Заказчиком самостоятельно, исходя из предполагаемого объема перевозок, но не менее той суммы, на которую были оказаны услуги в предшествующем месяце».

 В ходе проверки документов установлено, что резидентом оказаны услуги по продаже авиабилетов на авиаперевозки пассажиров.

 Резидентом за оказанные услуги оформлены:

 счет-фактура от <данные изъяты>

 акт от <данные изъяты>

 Резидентом ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченный банк «<данные изъяты>» представлена справка о подтверждающих документах на сумму <данные изъяты> рублей одновременно с актом № № (с датой подписания ДД.ММ.ГГГГ) в качестве подтверждающих документов.

 Нерезидентом, названные авиабилеты были возвращены согласно заявке от ДД.ММ.ГГГГ № № на возврат авиабилетов.

 На основании заявок нерезидента <данные изъяты> выставил:

 корректировочный счет-фактуру от <данные изъяты>

 В связи с изменением стоимости услуги, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ представила в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с признаками корректировки на сумму <данные изъяты> рублей одновременно с корректировочным счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ № № в качестве документа, подтверждающего изменение стоимости услуг.

 При этом в графе 1 СПД резидент указал дату ДД.ММ.ГГГГ, в графе 5 – сумму <данные изъяты> рублей.

 В соответствии с Порядком заполнения справки о подтверждающих документах, утв. ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П, в графе 1 справки в формате ДЦ.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего выполнение работ, оказание услуг.

 По мнению Управления, в данном случае документом, подтверждающим оказание услуг на сумму <данные изъяты> рублей является корректировочный счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ № №, представленная резидентом к проверке и в уполномоченный банк.

 Таким образом, административным органом установлено, что резидентом неверно указаны в графе 1 справки о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГГГ дата документа, подтверждающего изменение стоимости услуг, на основании которой заполнялась справка, а именно, вместо даты ДД.ММ.ГГГГ неверно указана дата ДД.ММ.ГГГГ.

 Нарушение порядка представления форм учета по валютным операциям, а именно требований п.п. 2.1., 2.2., 2.16 Положения ЦБ РФ № 258-П явилось основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

 Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности, как должностное лицо.

 В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

 Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

 Из материалов дела усматривается, что единоличным исполнительным органом ОАО «<данные изъяты>» согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, ответственным за финансово-хозяйственную деятельность является генеральный директор, который действует без доверенности от имени Общества.

 Генеральным директором Общества является ФИО13., назначенный на должность распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № № Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

 Приказом генерального директора Общества от ДД.ММ.ГГГГ № № «по личному составу» на должность Первого заместителя генерального директора с ДД.ММ.ГГГГ назначен ФИО1

 Доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ № № генеральный директор Общества уполномочил первого заместителя генерального директора Общества ФИО1 правом первой подписи. (Срок действия доверенности по ДД.ММ.ГГГГ).

 Доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ № № генеральный директор Общества уполномочил первого заместителя генерального директора Общества ФИО1 решать любые иные вопросы, возникающие в государственных, общественных и иных организациях, учреждениях, юридическими и физическими лицами, центральных и местных органах власти РФ, с правом подписания документов деловой переписки.

 Согласно табелю учета рабочего времени ОАО «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ, на дату совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель генерального директора Общества ФИО1 временно исполнял должностные обязанности генерального директора ОАО «<данные изъяты>» по причине нахождения генерального директора ФИО13 в отпуске.

 Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (п.п.1, 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ). Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ).

 Пунктом 8 ст. 1 Закона установлено, что уполномоченные банки – это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

 Пунктом 1 ч. 7 ст. 23 Закона определено, что агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

 В соответствии с ч. 9 ст. 23 названного Закона агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу необходимую информацию:

 1) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

 2) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

 Положениями ч.12 ст. 23 указанного Закона определено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

 В соответствии с п.п. 2.11, 2.12 Положения 258-П представленные резидентом справки, указанные в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю (далее - ответственное лицо банка ПС) в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.

 В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - печать банка ПС).

 Один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банковских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки, порядок ведения которого устанавливается нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - досье по паспорту сделки).

 Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращаются резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

 На основании п. 2.14 Положения 258-П банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением (далее - документы, на основании которых заполнены справки), в случаях, если:

 представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим Положением;

 информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки;

 документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.

 Указанные в настоящем пункте справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

 Второй экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата помещается в досье по паспорту сделки.

 Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что представленная ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» в уполномоченный банк «<данные изъяты>» справка о подтверждающих документах была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка, что подтверждает печать банка и подпись ответственного лица на экземпляре справки.

 Возврат справки о подтверждающих документах банком не производился.

 Согласно информации Банка «<данные изъяты>» (ООО) от ДД.ММ.ГГГГ № №, представленная ОАО «<данные изъяты>» в банк скорректированная СПД оформлена правильно, в соответствии с требованиями, установленными Положением № 258-П.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленная валютным законодательством обязанность по представлению справки о подтверждающих документах Обществом была исполнена. Указание резидентом в графе 1 СПД даты ДД.ММ.ГГГГ не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, заключающуюся в нарушении правил осуществления валютных операций, которые установлены в целях валютного контроля, а именно в несоблюдении установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

 В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 Факт совершения ФИО1 установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям не нашел своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.

 При таких данных у суда отсутствуют правовые основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

 Указанные обстоятельства являются основанием для признания постановления о привлечении ФИО1 к ответственности незаконным и подлежащим отмене в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - прекращению.

 Р Е Ш И Л:

 Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

 Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым должностное лицо - первый заместитель генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – отменить, производство по делу – прекратить ввиду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

 Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Сахалинский областной суд со дня получения копии решения.

 Судья

 Южно-Сахалинского городского суда Е.В. Белова