ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-840/20 от 20.07.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-840/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Якутск 20 июля 2020 года.

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П. единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества Специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» ФИО1 на постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 № 16-04-11/89/2019/39 от 10 января 2020 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении директора Акционерного общества Специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» ФИО1, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 16-04-11/89/2019/38 от 10 января 2020 года, генеральный директор Акционерного общества Специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу, генеральный директор Акционерного общества Специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене постановления о привлечении к административной ответственности в части: 1) несоответствия правил внутреннего контроля, в части отсутствия специального должностного лица, в части отсутствия однократного обучения ФИО3 и ФИО4, в части отсутствия программы подготовки и обучения, по причине истечения сроков привлечения к административной ответственности; 2) привлечение к административной ответственности за непредоставление сведений о 4 сделках с недвижимым имуществом, так как АО СЗ «РИА» не являлось стороной по сделкам, оказывало лишь консультативные услуги. Также просит учесть наличие четырех несовершеннолетних детей, в должность генерального директора. АО СЗ «РИА» он вступил 07 марта 2019 г., обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения прошел в пределах срока установленного законодательством (19.12.2019), отсутствие реальной угрозы охраняемым законом от административных правонарушений объектам посягательства по данному административному правонарушению – общественным отношениям, складывающимся в связи с осуществлением обеспечения законодательства о противодействию легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, правонарушения носят формальный характер: в результате их совершения каких-либо негативных последствий, не наступило.

В судебном заседании представитель ФИО5, действующий на основании доверенности жалобу поддержал в полном объеме, привел суду доводы, изложенные в жалобе, в связи, с чем просил постановление отменить.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, представители Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенности поддержали доводы письменного возражения на жалобу, просили постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Положениями статьи 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

Под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, а также иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Закона о противодействии легализации). Указанные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию таких правил и программ, предпринимать иные внутренние организационные меры; документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации программ внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Неисполнение требований законодательства об организации и осуществлении указанного внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

В ходе проверки установлено, что правила внутреннего контроля, разработанные и утвержденные от 09.11.2015 г. не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667, а именно содержат ссылку на утративший силу документ – Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59. Правила внутреннего контроля, разработанные АО СЗ «РИА» 09.11.2015 г. не соответствуют действующему законодательству. В период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 не приняты надлежащие меры, направленные на разработку правил внутреннего контроля, соответствующих действующему законодательству.

В нарушение п.2 ст. 7 ФЗ №115-ФЗ, в АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 05.09.2018 г. по 30.09.2019 г. не принимались меры направленные на назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил специального внутреннего контроля. В нарушение п.2 Положения утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №230 генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию террористов и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не приняты меры направленные на разработку Программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию террористов и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В нарушение пп.2 п.1 ст. 7 ФЗ-115 генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимались обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных пп.1 настоящего пункта. В нарушение пп.1 п.1 ст. 7.3 ФЗ №115 генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимались меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание иностранных публичных должностных лиц.

Согласно материалам проверки, проведенной в отношении АО СЗ «РИА» установлено, что в нарушение пп. 2.1, 2.4, 2.5 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59, генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не проводились следующие мероприятия по идентификации клиентов и представителей клиентов и (или) выгодоприобритателей и информация не фиксировалась в части:

-проверки наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п.2 ст. 6 ФХ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ;

- определения принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

- выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет требования рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

-оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска;

- обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобритателей.

АО СЗ «РИА» состоит на учете с 05.11.2015 г. и имеет личный кабинет, однако проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения в период с 01.01.2018 по 30.09.2019 через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга не проводилась, в связи с чем был нарушен порядок идентификации клиентов организации по Перечню, установленный п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 г. №804 «Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму». АО СЗ «РИА» начала осуществлять регулярную проверку только с 12.11.2019 г., т.е. за пределами проверяемого периода.

В нарушение п. 9 (за исключением ФИО, паспортных данных, места регистарции, года рождения), 10, 11, 12 Требований, утвержденных Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 г. №366 генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимались меры, направленные на установление сведений при идентификации клиентов, представителей клиента и выгодоприобритателей по установлению сведений, указанных в приложении 1 и 2 указанного требования.

В нарушение п. 14 Требований, утвержденных Приказом Роефинмониторинга от 22.11.2018 № 366 генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимались меры, направленные на идентификацию бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении них сведений, предусмотренных пп. 1 п.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 19 Требований, утвержденных Приказом Роефинмониторинга от 22.11.2018 № 366 генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимались меры направленные на проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения через Личный кабинет на портале Роефинмониторинга не проводилась. В нарушение п. 21 Требований, утвержденных Приказом Роефинмониторинга от 22.11.2018 № 366, генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимаются обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в пп. 1 и 5 п. 1 ст. 7,3 Федерального закона. Указанные меры применяются с учетом п. 2 - 4 ст. 7.3 Федерального закона. В нарушение п. 23 Требований, утвержденных Приказом Росфинмониториига от 22.11.2018 № 366, генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимаются меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

В соответствии с п. 24 Требований, утвержденных Приказом Росфинмониториига от 22.11.2018 № 366, организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди своих клиентов:

а) юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 7.5 Федерального закона № 1 15-ФЗ;

б) физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;

в) физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ.

В связи с отсутствием действий в Личном кабинете АО СЗ «РИА», направленных на проверку наличия/отсутствия в отношении клиентов, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения у АО СЗ «РИА» отсутствовала возможность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди своих клиентов лиц указанных в п. 14 утвержденных Приказом Росфинмониториига от 22.11.2018 № 366. В нарушение п. 25 Требований, утвержденных Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366, генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимались меры направленные на оценку и присвоение клиенту степень (уровень) риска иг основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентов операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включенной в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружиям массового уничтожения и разработанной организацией в соответствии с требованиями к ПBK. В нарушение п. 37 Требований, № 366, генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не приняты меры направленные на фиксацию сведений, полученных в результате идентификации клиентов, информация к проверке не представлена. В нарушение п.40 Требований № 366, генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не принимались меры направленные на формирование досье клиентов, информация к проверке не представлена.

В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде АО СЗ «РИА» осуществлялись операции с денежными средствами или имуществом, подлежащие обязательному контролю. В ходе проверки были выявлены 4 сделки с недвижимым имуществом подлежащих обязательному контролю на общую сумму 12 890 000руб., результатом совершения которых являлся переход права собственности на недвижимое имущество сумма каждого из которых превышала 3 млн. руб., сведения по которым не представлены в Росфинмоииторинг.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона 115-ФЗ к операциям подлежащим обязательному контролю относятся операции по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

В соответствии с требованиями нп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 1 15-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемыми их клиентами.

В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде совершены 3 операции по предоставлению беспроцентных займов АНО «Ресурсный центр поддержки «Университет Арктики» на общую сумму 2 442 840 руб., сведения о которых не представлены в Росфинмониторинг.

Причинно - следственная связь между нарушением в части организации и осуществлением внутреннего контроля и не своевременным направлением сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю в Росфинмониторинг, заключается в том, что генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. не были предприняты необходимые и достаточные организационные меры, направленные на исполнение Федерального закона or 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, договорами и другими доказательствами.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение генеральным директором АО СЗ «РИА» ФИО1 в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 г. требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При определении вида административного наказания и его размера учтено следующее: Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового рычага противодействия экономическими преступлением. Совершенным правонарушением была создана существенная угроза для охраняемых законом интересов государства в сфере противодействия отмыванию доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют сведения о АО СЗ «РИА».

Постановление о привлечении генерального директора АО СЗ «РИА» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При этом суд не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что назначенное ему наказание является чрезмерно суровым, суд находит несостоятельным и отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания, руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу принял во внимание характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновного, наличие на иждивении ФИО1 четырех несовершеннолетних детей.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает нецелесообразным назначение должностному лицу наказания в виде предупреждения.

Вопреки доводам в жалобе, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 № 16-04-11/89/2019/39 от 10 января 2020 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении директора Акционерного общества Специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд РС(Я) со дня получения или вручения копии постановления.

Судья В.П.Цыкунова