ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-840/2023 от 13.12.2023 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2023-011833-80 Дело № 21-515/2023

(№ 12-840/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Колосова Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бородкиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2023 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Бородкиной С.П. на постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми Мезина Е.В. от 01 сентября 2023 года № П-423/23 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТИЛЬ» Бородкиной С.П.,

установил:

постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми Мезина Е.В. от 01 сентября 2023 года № П-423/23 генеральный директор ООО «ЕВРОСТИЛЬ» Бородкина С.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2023 года приведенное выше постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица налогового органа и судебного решения, Бородкина С.П. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием события вмененного административного правонарушения, поскольку установленный пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ семидневный срок о сообщении в регистрирующий орган об изменении адреса Обществом не нарушен, сообщено об изменении адреса в день принятия решения участниками Общества об установлении достоверного адреса и заключении договора субаренды на помещение. Предоставление сведений до заключения договора субаренды помещения, повлекло бы предоставление недостоверных сведений и привлечение к административной ответственности. Кроме того, 13 июля 2023 года было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по указанному факту непредставления достоверных сведений об адресе, что исключает возможность нового рассмотрения дела об административном правонарушении по этому же деянию по другому пункту указанной статьи Кодекса.

Бородкина С.П., участвующая в судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на доводах жалобы настаивала.

Заслушав объяснения Бородкиной С.П., изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ) устанавливает ведение в Российской Федерации государственных реестров. Эти реестры содержат сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о месте нахождения юридического лица, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 приведенного Федерального закона юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Из положений пункта 6 статьи 11 приведенного Закона следует, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона).

Как следует из материалов дела, в рамках контрольных мероприятий налогового органа установлено отсутствие общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТИЛЬ» по юридическому адресу: г. Сыктывкар, ул. Кутузова, д. 36, офис 19, что подтверждается протоколом осмотра объекта недвижимости от 12 апреля 2023 года № 144.

На юридический адрес общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТИЛЬ», на адрес регистрации учредителя общества и лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого общества, налоговым органом 17 апреля 2023 года направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений (исх. № 188).

Документы об изменении (подтверждении) адреса местонахождения Общества были предоставлены должностным лицом ООО «ЕВРОСТИЛЬ» в адрес Инспекции подлежали представлению не позднее 30 мая 2023 года, фактически заявление по форме №Р13014, вх. №3880А было представлено в адрес Инспекции 05 июля 2023 года, то есть с нарушение установленного срока. Заявление и сопутствующие документы представлены в регистрирующий орган в электронном виде по каналам связи, заявителем является Бородкина Светлана Павловна.

В связи с этим 30 мая 2023 года в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица за ГРН ...

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе обжалуемым постановлением от 01 сентября 2023 года № П-423/23, протоколом об административном правонарушении от 17 августа 2023 года № ПР-423/23, уведомлением о необходимости представления достоверных сведений от органом 17 апреля 2023 года, протоколом осмотра объекта недвижимости от 12 апреля 2023 года № 144, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТИЛЬ», получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения директора общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТИЛЬ» Бородкиной С.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 названного Кодекса.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили суду первой инстанции по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.

Доводы жалобы об отсутствии события вменяемого административного правонарушения подлежат отклонению как несостоятельные. Поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами, приведенными выше, бесспорно установлен факт несвоевременного представление достоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязательность представления которых предусмотрена законом (адрес юридического лица, сведения о месте нахождения юридического лица), то Бородкина С.П. правомерно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Содержание в ЕГРЮЛ недостоверных сведений противоречит принципам ведения государственных реестров, закрепленных в статье 4 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Доводы заявителя о том, что поскольку установленный пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ семидневный срок о сообщении в регистрирующий орган об изменении адреса Обществом не нарушен, сообщено об изменении адреса в день принятия решения участниками Общества об установлении достоверного адреса и заключении договора субаренды на помещение, не исключает состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт представления заявления о местонахождении юридического лица от 05 июля 2023 года, о котором указывает заявитель, не освобождает Бородкину С.П. от административной ответственности, поскольку, как указывалось ранее согласно требованиям Федерального закона № 129-ФЗ юридическое лицо обязано представить такие сведения в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Бородкина С.П., будучи директором общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТИЛЬ», в установленный законом срок, документов, свидетельствующих о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, не представила.

Доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих мер по предупреждению совершения административного правонарушения либо наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства о государственном реестре, которые не могли быть предвидены и предотвращены при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, заявителем при рассмотрении дела не представлены.

Таким образом, довод об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на субъективном, ошибочном толковании применяемого в данном деле законодательства.

Вопреки доводам жалобы наличие постановления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает привлечение к административной ответственности по части 3 указанной статьи. Данные доводы основаны на ошибочном толковании заявителем норм процессуального права.

При назначении наказания должностное лицо административного органа, руководствуясь статьями 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценил обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, назначив наказание в минимальном размере санкции, установленной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае назначенное Бородкиной С.П. административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми Мезина Е.В. от 01 сентября 2023 года № П-423/23 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТИЛЬ» Бородкиной С.П., оставить без изменения, жалобу Бородкиной С.П. - без удовлетворения.

Судья - Н.Е. Колосова