ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-842/2015 от 08.10.2015 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 12-842-15

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

08 октября 2015 года судья Центрального районного суда г.Читы(<...>) Калашникова Т.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление и.о.начальника МИФНС России №2 по г.Чите ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Авиаэкспресс» ФИО4 к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4.000 руб.,

У с т а н о в и л :

ФИО4 обратился в суд с жалобой на постановление и.о.начальника МИФНС России по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении его как директора ООО «Авиаэкспресс», к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4.000 рублей.

Заявитель считает, что указанное постановления по делу об административном правонарушении вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, в связи с чем, допущенные нарушения влекут отмену принятого по делу постановления о привлечении его к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения.

В обоснование своих доводов ФИО4 указывает, что проверкой установлено, что ООО «Авиаэкспресс», выступая агентом либо субагентом по

агентскому соглашению о продаже авиаперевозок <данные изъяты>., заключенному с ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии»;

субагентскому соглашению о продаже пассажирских перевозок на регулярные рейсы ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» СУ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «Тесис Тур»;

агентскому соглашению о продаже пассажирских перевозок (с резидентом РФ) <данные изъяты>., заключенному с ОАО «Авиакомпания «Сибирь»;

стандартного договора <данные изъяты> о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, заключенного с ЗАО «Транспортная клиринговая палата» за вознаграждение по запросу клиента (пассажира) осуществляет оформление и продажу авиабилетов на рейсы авиакомпанией, заключивших с обществом соответствующие соглашения.

На основании анализа условий указанных договора налоговым органом сделан вывод, что общество является платежным агентом, в связи с чем, в соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, обязано использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов; обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет. Вместе с тем, проверкой установлено, что у Общества отсутствует специальный банковский счет платежного агента, а денежные средства, полученные от продажи авиабилетов, зачисляются на расчетный счет, который не является специальным банковским счетом платежного агента.

Как следует из пункта 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Согласно пункту 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ).

Нормы Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ позволяют сделать вывод, что платежный агент это тот, кто принимает платежи от физических лиц в пользу поставщика и больше ничего не делает для того, чтобы физическое лицо эти товары (работы, услуги) получило или у физического лица возникло право получить товары (работы, услуги) от поставщика. Платежный агент не передает физическому лицу товары (работы, услуги), за которые производилась оплата. Платежный агент выдает физическому лицу кассовый чек, подтверждающий прием денег, с использованием контрольно-кассовой техники. Платежный агент не производит возврат уплаченных денежных средств в случае отказа от получения товара (работы, услуги). Платежный агент заключает с поставщиками товаров (работ, услуг) договор о приеме платежей.

Таким образом, деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Помимо осуществления расчетов с пассажирами (принятия от них оплаты за проданные авиабилеты), ООО «Авиаэкспресс» как агент (субагент) производит бронирование и продажу перевозок, осуществляет оформление перевозок в соответствии с действующими тарифами и условиями их применения, оформляет продажу перевозок с использованием бланков строгой отчетности, электронных билетов; при оформлении билетов информирует пассажиров о правилах оформления и осуществления перевозки, тарифах и так далее, осуществляет справочно-информационное обслуживание пассажиров. ООО «Авиаэкспресс» действует от своего имени, но в интересах авиакомпаний.

Из указанного следует, что общество, являясь агентом (субагентом) в смысле ст. 1009 Гражданского кодекса РФ осуществляет деятельность не по сбору денежных средств в интересах агента, а выступает продавцом авиабилетов на рейсы перевозчиков.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность ООО «Авиаэкспресс», оговоренную вышеуказанными соглашениями.

Таким образом, ООО «Авиаэкспресс» осуществляет посредническую деятельность по продаже услуг, а не принимает платежи, следовательно, деятельность общества, осуществляемая в рамках рассматриваемых агентских (субагентских) соглашений, не подпадает под действие Закона N 103-ФЗ.

Действия, совершаемые ООО «Авиаэкспресс», не характерны для деятельности платежных агентов, единственной задачей которых является прием платежей. В отличие от платежного агента, ООО «Авиаэкспресс» заключает с поставщиком товаров (работ, услуг) - в данном случае с перевозчиком, агентский (субагентский) договор. Отношения с физическим лицом - пассажиром, не ограничиваются только приемом денег, а заключаются в бронировании и оформлении перевозки, консультировании, информировании. Физическому лицу (пассажиру) на руки выдается билет, который подтверждает заключение договора перевозки. ООО «Авиаэкспресс» в случае отказа от перевозки производит возврат уплаченных денежных средств.

На основании вышеизложенного, по моему мнению, отсутствуют основания для признания ООО «Авиаэкспресс» платежным агентом, в связи с чем деятельность общества не подпадает под правовое регулирование Федерального закона от 03.06.2009 N№103-ФЗ.

Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения

ФИО4 в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, хотя извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности.

Представитель ФИО4 – ФИО5, действующая на основании доверенности, доводы изложенные в жалобе поддержала по изложенным основаниям.

Представитель МИФНС №2 по г.Чите ФИО6, действующий на основании доверенности, полагал постановление вынесено законно и обоснованно.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведенной должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 2 по г.Чите установлен факт неиспользования ООО «Авиаэкспресс» специального банковского счета для зачисления денежных средств в полном объеме, принятых от плательщиков за проездные документы перевозчиков, а именно: за период с ДД.ММ.ГГГГ зачислены на расчетный счет в филиале ОАО банка ВТБ в <адрес>, который не является специальным банковским счетом, в нарушение требований Федерального закона от 03.06.2009г. -Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Указанный специальный банковский счет в учреждениях банков в проверяемом периоде ООО «Авиаэкспресс» открыт не был.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «Авиаэкспресс» в качестве должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей по контролю соблюдения Федерального закона от 03.06.2009г. №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В силу статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» его положения не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также осуществляемых в безналичном порядке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Положения части 18 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» возлагают на поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязанность по использованию специального банковского счета. Получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, поставщик не вправе.

В силу части 4 статьи 8 данного Федерального закона получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 данного Закона, не допускается.

Как усматривается из материалов дела, по агентскому соглашению о продаже авиаперевозок <данные изъяты>., заключенному с ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии»; субагентскому соглашению о продаже пассажирских перевозок на регулярные рейсы ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» СУ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «Тесис Тур»; агентскому соглашению о продаже пассажирских перевозок (с резидентом РФ) <данные изъяты> заключенному с ОАО «Авиакомпания «Сибирь»; стандартного договора <данные изъяты> продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, заключенного с ЗАО «Транспортная клиринговая палата» за вознаграждение по запросу клиента (пассажира) осуществляет оформление и продажу авиабилетов на рейсы авиакомпанией, заключивших с обществом соответствующие соглашения.

ООО «Авиаэкспресс» осуществляется деятельность платежного агента по приему платежей физических лиц по продажи билетов перевозчиков с применением контрольно-кассовой техники, расположенной по адресам <адрес>; <адрес>; <адрес>,37.

Из смысла приведенных договоров следует, что ООО «Авиаэкспресс» осуществляет посредническую деятельность по продаже билетов, а также оказывает иные самостоятельные услуги.

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента, не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Положения части 18 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» возлагают на поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязанность по использованию специального банковского счета. Получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, поставщик не вправе.

В силу части 4 статьи 8 данного Федерального закона получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 данного Закона, не допускается.

Следовательно, указанная деятельность ООО «Авиаэкспресс не подлежит регулированию нормами Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», общество в отношениях с ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», ООО «Тесис Тур», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ЗАО «Транспортная клиринговая палата» не выступает в качестве платежного агента, то есть не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или Законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы закона - административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст.2.2 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 данной статьи, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренным настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, фактические данные по делу об административном правонарушении, относимые к доказательствам, могут быть установлены протоколом oб административном правонарушении, составляемым должностным лицом органа уполномоченного рассматривать указанное дело в соответствии с гл. 23 КоАП, протоколом о применении меры обеспечения производства по делу об административное правонарушении, а также протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемыми при рассмотрении дела коллегиальным органом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

При таких обстоятельствах постановление и.о.начальника МИФНС России №2 по г.Чите ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Авиаэкспресс» ФИО4 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях директора общества состава административного правонарушения.

Р е ш и л :

постановление и.о.начальника МИФНС России №2 по г.Чите ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения суда.

Судья: Т.А. Калашникова