РЕШЕНИЕ
24 декабря 2018 года город Самара
Судья Октябрьского районного суда г.Самары Лобанова Ю.В.,
с участием заявителя ФИО1, защитника Мямина А.С.,
представителя Министерства управления финансами Самарской области ФИО2 по доверенности от 29.12.2017 г. при секретаре судебного заседания Кондратьевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело №... по жалобе ФИО1 на постановление Министерства управления финансами адрес в лице министра управления финансами Самарской области ФИО3 №... от дата. в отношении системного администратора управления материально- технического обеспечения государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» ФИО1 по ст. 15.15.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №... от дата. года, вынесенным Министерством управления финансами адрес в лице министра управления финансами Самарской области ФИО3 системный администратор управления материально-технического обеспечения государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.15 КоАП РФ, к штрафу в размере 10000 руб.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 в лице защитника Мямина А.С. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что постановление министерства финансов Самарской области о назначении административного наказания ФИО1 вынесено на основании отсутствия доказательств вины последнего, неверного толкования квалификации состава правонарушения ст. 15.15.15 КоАП РФ и несоразмерности вины лица с размером ответственности по следующим основаниям. ФИО1 разместил в информационной системе в сети Интернет отчет за 1 квартал 2018 г. о деятельности своего работодателя - государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» (ГАУ СО «ОЦСМ») - и его электронную копию дата, но впоследствии в период проведения проверки Министерством выяснилось, что электронная копия на сайте отсутствует по причине сбоя в информационной системе. Некорректная работа и сбои информационных систем, сайтов, программных обеспечений в Интернет имеют быть место в текущей деятельности юридических и физических лиц в информационном пространстве и являются общераспространенным явлением. На запрос ФИО1 в службу технической поддержке о причинах отсутствия размещенной копии отчета оператор сайта ответа по существу проблемы не предоставил, причин не назвал, порекомендовал загрузить документ повторно. При этом служба техподдержки не подтвердила вину ФИО1 в отсутствии копии отчета, поэтому обвинение ФИО1 в не размещении электронной копии документа является нарушением ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ. Соответственно, в данном деле отсутствует само событие административного правонарушения, поскольку другие доказательств неосторожной или умышленной вины ФИО1 в не размещении копии документа, кроме протокола об административном правонарушении, отсутствуют. Поскольку ФИО1 занимает должность системного администратора государственного учреждения, то ни в формировании, ни финансовом обеспечении участия не принимает. Соответственно, ФИО1 не является субъектом состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ. Таким образом, поскольку административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического лица, за которое КоАП РФ установлена ответственность, то в данном деле отсутствует и состав вменяемого ФИО1 административного правонарушения. Считают, что вменяемое ФИО1 правонарушение содержит признаки малозначительного, в отношении которого разъяснение произвел Пленум. Кроме того, при назначении наказания физическому лицу Министерство, зная, что отчет размещен, а не размещена только его электронная копия в условиях нестабильной работы информационной системы в сети Интернет, не руководствовался обязательным для правоприменения принципом соразмерности административной ответственности. Таким образом, в данном деле присутствуют обстоятельства, предусмотренные статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а бездействие в виде не размещения копии документа не доказаны. Просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 и его защитник Мямин А.С. доводы, изложенные в жалобе поддержали.
Представитель Министерства управления финансами адрес в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым ключевыми доказательствами по делу являются: информация о государственном (муниципальном) задании и его исполнении от дата (с. 106 - 108) и от дата (с. 133 - 135) с сайта http://bus.gov.ru, из которых следует, что файл под названием «Отчет о выполнении государственного задания ГАУ СО «ОЦСМ» за 1 квартал 2018 года» от 10.04.2018 размещен на сайте 19.09.2018, то есть за пределами срока в 15 рабочих дней; письмо техподдержки сайта http://bus.gov.ru от 13.09.2018 (с. 148), которое представлено в дело ФИО1, в котором указано, что «в БД ГМУ данный документ отсутствует» (имеется ввиду «отчет за 1 квартал 2018 года»), Мямин А.С. утверждает, что отчет размещен ФИО1 своевременно, а его отсутствие на сайте объясняется технической проблемой, что подтверждено перепиской с техподдержкой. Техподдержка в переписке не подтвердила ни наличие отчета на сайте, ни технический сбой (с. 146 - 151). Кроме того, непосредственное обращение к сайту (с. 106 - 108, с. 133- 135) неоднократно подтверждало, что отчет размещен несвоевременно, а именно дата. Мямин А.С. утверждает, что порядок предоставления отчетности не относится к порядку формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, а следовательно, не охватывается статьей 15.15.15 КоАП РФ. Согласно части 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В адрес таким порядком является Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений адрес и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденный постановлением адрес от дата№.... Порядок №... содержит раздел I «Формирование (изменение) государственного задания» из 9 пунктов. Абзацем 2 пункта 9 раздела I Порядка №... предусмотрено размещение электронных копий квартальных отчетов о выполнении государственного задания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях в течение 15 рабочих дней со дня утверждения. В силу приказа Минфина России от дата№...н таким официальным сайтом является сайт http://bus.gov.ru. Соответственно, «порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания» охватывает собой размещение отчетности на сайте http://bus.gov.ru. Мямин А.С. утверждает, что ФИО1 не является субъектом формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, поэтому не может нести ответственность по статье 15.15.15 КоАП РФ. Абзацем 2 пункта 9 раздела I Порядка №... предусмотрено, что размещение отчетов на сайте производится в порядке, установленном пунктом 6 Порядка проведения мониторинга, утвержденного постановлением адрес от дата№.... Пунктом 6 Мониторинга №... предусмотрено, что отчеты представляют «государственные учреждения». Соответственно, государственные учреждения отвечают за юридически значимые действия с отчетами. Пунктом 3 письма ГАУ СО «ОЦСМ» от дата№... (с. 109 - 110) сообщено, что ответственным за своевременное размещение отчета о выполнении государственного задания за 1 квартал 2018 года являлся ФИО1. Приказом ГАУ СО «ОЦСМ» от дата№... (ФИО1 ознакомлен под роспись) (с. 129 - 131) ответственным за предоставление и размещение сведений на сайте http://bus.gov.ru назначен ФИО1. Как следует из жалобы, А.С. Мямин не отрицает обязанности ФИО1 по размещению отчетов. При этом А.С. Мямин не согласен с юридической квалификацией как обязанности ФИО1, так и ее неисполнения. Вместе с тем, «порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Порядок № 820) охватывает собой размещение отчетности на сайте http://bus.gov.ru. При этом приказом ГАУ СО «ОЦСМ» установлена персональная обязанность ФИО1 размещать информацию на сайте http://bus.gov.ru. Соответственно, ФИО1 может выступать субъектом административного правонарушения по статье 15.15.15 КоАП РФ. Мямин А.С. утверждает, что имеются основания для признания деяния ФИО1 малозначительным. Просрочка размещения отчета о выполнении государственного задания более чем на 3 месяца исключает признание деяния малозначительным, просят отказать в удовлетворении жалобы А.С. Мямина (защитника ФИО1) на постановление министерства управления финансами адрес о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №... от дата, постановление министерства управления финансами адрес от дата№... оставить без изменений.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 15.15.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 9.2 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Частью 4 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В соответствии с частью 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год.
Статья 78.1. предусмотривает, что предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. ( Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации. (в ред. Федеральных законов от дата N 104-ФЗ, от дата N 181-ФЗ)
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений адрес и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением адрес от дата№..., электронные копии квартальных отчетов о выполнении государственного задания, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне, размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (далее - сайт http://bus.gov.ru) в течение 15 рабочих дней со дня утверждения отчета.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в определении порядка формирования государственного задания.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение порядка формирования государственного задания. Указанное правонарушение считается оконченным с момента утверждения государственного задания, устанавливающего требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 переведен на должность системного администратора управления материально-технического обеспечения учреждения в соответствии с приказом учреждения от дата№.../к.
В соответствии с пунктом 9 приказа учреждения от дата№... ответственным за предоставление и размещение сведений об учреждении на сайте http://bus.gov.ru назначен ФИО1.
Отчет учреждения о выполнении государственного задания за 1 квартал 2018 года утвержден (подписан) руководителем учреждения дата (письмо учреждения от дата№...). Соответственно, он должен был быть размещен на сайте http://bus.gov.ru не позднее дата. Отчет фактически размещен дата.
Согласно письму учреждения от дата№... лицо, ответственное за размещение информации о выполнении государственного задания за 1 квартал 2018 года, проводило работу по размещению указанной информации на сайте http://bus.gov.ru в присутствии и с согласия лица, которому принадлежал сертификат ключа проверки электронной подписи.
В нарушение абзаца 2 пункта 9 Порядка №... системным администратором управления материально-технического обеспечения учреждения ФИО1 допущено неразмещение в установленный срок электронной копии отчета учреждения о выполнении государственного задания за 1 квартал 2018 года на сайте http://bus.gov.ru, что подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилась служебная записка по итогам плановой проверки учреждения, указывающая на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГАУ СО «ОЦСМ» создано дата. ОГРН №...
- актом от дата. о плановой проверки в отношении финансовой и хозяйственной деятельности ГАУ СО «ОЦСМ»,
- отчетом о выполнении государственного задания на дата
- трудовым договором №... от дата.,
- должностной инструкцией от дата. №..., от дата. №...,
- приказом о переводе на другую работу ФИО1 от дата. №.../к,
- приказом о приеме на работу ФИО1 от дата. №.../к,
- протоколом по делу об административном правонарушении №... от дата
- постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №... от дата года, вынесенным Министерством управления финансами Самарской области в лице министра управления финансами Самарской области ФИО3 в отношении системного администратора управления материально-технического обеспечения государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» ФИО1.
Из материалов дела следует, что запросы в техподдержку сайта были поданы в сентябре 2018 г., т.е. через несколько месяцев после времени совершения правонарушения, что подтверждает, что ФИО1 не принимал своевременно всех мер, чтобы разместить электронную копию отчета на сайте. Кроме того, техподдержка сайта ответила, что в Базе данных ГМУ отчет за 1 квартал 2018 г. отсутствует, поэтому его необходимо разместить повторно. Они не указывали, что были какие-то проблемы с сайтом в апреле - мае 2018 года, что отчет был размещен, но выбыл с сайта.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Довод ФИО1 о том, что он не является субъектом данного правонарушения судом не принимается, поскольку ФИО1 является должностным лицом в силу специального полномочия по приказу учреждения от дата№....
Довод ФИО1 о малозначительности суд считает несостоятельным.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд считает, что отсутствие последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
При вынесении дата постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и свидетельствующие о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного 15.15.15 КоАП РФ.
Наказание должностному лицу ФИО1 назначено в соответствии с санкцией данной статьи.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления №... от дата суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Министерства управления финансами Самарской области в лице министра управления финансами Самарской области ФИО3 №... от дата о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении системного администратора управления материально-технического обеспечения государственного автономного учреждения адрес «Организационный центр спортивных мероприятий» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: (подпись) Лобанова Ю.В.