ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-844/2021УИД760014-02-2021-001920-69 от 16.11.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-844/2021 УИД 76RS0014-02-2021-001920-69

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 16 ноября 2021 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Барышева В.В., при секретаре Ляминой К.М., рассмотрев жалобу Лемталь Марины Владимировны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Ярославского УФАС России Потемкиной Т.В. от 07.09.2021 года № 076/04/7.30-749/2021 Лемталь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Из постановления следует, что допущенное административное правонарушение выразилось в принятии аукционной комиссией, членом которой являлась Лемталь М.В., решения о признании победителя электронного аукциона № 0171200001921000550 на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения ( левофлоксацин) с нарушением требований п.п. 1.4 п.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государства, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Не согласившись с указанным постановлением, Лемталь М.В. в установленный законом десятидневный срок обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с жалобой об отмене данного постановления, прекращении производства по делу ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решение аукционной комиссии, членом которой она являлась, по признанию победителя электронного аукциона № 0171200001921000550 на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения ( левофлоксацин) являлись законными. В соответствии с п. 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном п. 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. ООО «Портер» направлена заявка на участие в аукционе, к поставке предложен препарат левофлоксацина гемигидрат производства АО «Биохимик ( Россия). Согласно ответу АО «Биохимик» на запрос аукционной комиссии № 03-1309 от 24.06.2021 при производстве фармацевтической субстанции левофлоксацина гемигидрата отсутствуют стадии производства до получения молекулы, для производства фармацевтической субстанции используется техническая субстанция левофлоксацин, поставляемая производителем Джиангкси Дадт Фармасьютикал Ко, ЛТД (Китай). На российском предприятии осуществляются стадии производственного процесса: очистка, обработка физическими методами. Таким образом, ООО «Портер» предложен к поставке препарат, изготовленный из фармацевтической субстанции, начальные стадии производства которой осуществляются китайским производителем. Изложенная информация позволила аукционной комиссии сделать вывод о том, что не все стадии производства лекарственного препарата, предложенного ООО «Портер» к поставке, производятся на территории Российской Федерации, либо территории Евразийского экономического союза. ООО «АСТИ плюс», предложившим к поставке товар – лекарственный препарат «Левофлоксацин» с торговым наименованием «Бактофлокс» производства ООО «Формасинтез-Тюмень, Россия ( стадия синтеза молекулы производится в Китае) в процессе проведения торгов предложена лучшая цена исполнения контракта по сравнению с предложением ООО «Портер», в связи с чем победителем торгов обосновано признано ООО «АСТИ плюс».

В судебном заседании Лемталь М.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель административного органа по доверенности Арбузова М.В. против удовлетворения жалобы возражала, указывая на то, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289 оперирует понятиями стадии производства лекарственного препарата, а не о стадиях производства технического субстрата, из которого впоследствии производится лекарственный препарат. Согласно представленной ООО «Портер» документации стали производства лекарственного препарата «Левофлоксацин» до получения молекулы отсутствуют, все стадии производства лекарственного препарата осуществляются на территории Российской Федерации. В ходе административного расследования Ярославским УФАС России направлялись запросы в АО «Биохимик», Министерство промышленности Российской Федерации, на запросы получены ответы о том, что стадии производства до получения молекулы при производстве лекарственного препарата «Левофлоксацин», предложенного к поставке ООО «Портер» отсутствуют, все стадии производства препарата производятся исключительно в Российской Федерации, в связи с чем заявка ООО «Портер» являлась единственной, содержащей предложение о поставке товара, все стадии производства которого осуществляются на территории Российской Федерации.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Департамента государственного заказа Ярославской области проведен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (левофлоксацин) (извещение № 0171200001921000550 от 16.04.2021). Заказчиком препарата является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3». Предметом закупки по объявленному электронному аукциону являлась поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (левофлоксацин) (раздел 2 «Описание объекта закупки» Информационной карты аукционной документации).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0171200001921000550 от 30.04.2021 на участие в аукционе подано 6 заявок. Участник закупки (идентификационный номер заявки 2) представил сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 № 9137927 (0042000730), выданный Торгово - промышленной палатой Тюменской области, в котором указано, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации. Участник закупки (идентификационный номер заявки 7) представил сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 № 9137927 (0042000730), выданный Торгово - промышленной палатой Тюменской области, в котором указано, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации). Участник закупки (идентификационный номер заявки 1) предлагает к поставке лекарственный препарат, производитель Новалек Фармасьютикалс Пвт. Лтд., Индия.Участник закупки (идентификационный номер заявки 6) предлагает к поставке лекарственный препарат производителя Республиканское унитарное производственное предприятие «Белмедпрепараты», Республика Беларусь. Представлен документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 №4378234 (BYRU0103594005), выданный Унитарным предприятием по оказанию услуг «Минское отделение Белорусской торгово - промышленной палаты», в которой указано, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Республике Беларусь. Участник закупки ООО «Портер» (идентификационный номер заявки 3) предлагает к поставке лекарственный препарат с МНН «Левофлоксацин» с торговый наименованием «Левофлоксацин» раствор для инфузий 5 мг/мл, 100 мл - бутылки (1) - пачки картонные (регистрационное удостоверение ЛП-004522), производитель акционерное общество «Биохимик», Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 № 0286300 (1056000001), выданный Союзом «Торгово - промышленная палата Республики Мордовия», в котором указано, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации. Участник закупки (идентификационный номер заявки 4), представил регистрационное удостоверение ЛСР-007035/09, производитель Namrate Society, Barrage Road, Vasna, Ahmedabad, India.

Поскольку имелось как минимум две заявки, содержащих предложения о поставке необходимого заказчику лекарственного препарата страной происхождения которого являются государства – члены Евразийского экономического союза (Российская Федерация и Республика Беларусь), а также содержащие предложения о поставке такого препарата различных производителей: идентификационный номер заявки 2 и идентификационный номер заявки 7 (наименование производителя: ООО «Формасинтез-Тюмень», Россия). Идентификационный номер заявки 6 (наименование производителя Республиканское унитарное производственное предприятие «Белмедпрепараты» Республика Беларусь); ООО «Портер» (идентификационный номер заявки 3 (наименование производителя: акционерное общество «Биохимик», Россия). Следовательно, в данном случае применяются требования Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (в данном случае заявки участника закупки с идентификационными номерами заявки 1 и 4.

Пунктом 1.1 Постановления № 1289 определено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений в порядке, установленном пунктом 1 указанного постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекул действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций осуществляются на территориях государств – членов Евразийского экономической союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из пункта 1.2 указанного Постановления подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 Постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 № 77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза», или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.

Согласно подпункту 1.4 пункта 1 приказа Минфина № 126н «Об условиях допуска товаров…», случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российское Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов…», контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности определенных условий (приведены условия).

В соответствии с приведенным выше нормативным регулированием основанием для применения специального порядка условий допуска (подпункт 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н) является, во-первых, одновременное соблюдение двух условий: отклонены заявки (окончательны предложения) с предложением о поставке иностранного лекарства (за исключением происходящего из государств - членов ЕАЭС) (п. 1 Постановления № 1289) и в числе оставшихся есть заявки (окончательны предложения) с предложением о поставке лекарств, которые на всех стадия производятся на территориях государств - членов ЕАЭС, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций данных лекарств осуществляется в этих государствах, сведения о которых включены в регистрационное досье на такие лекарства (пункт 1.1 Постановления №1289).

ООО «Портер» в качестве сведений о документах, пункте 20 раздела Информационная карта аукциона» в составе второй части заявки предоставлены непосредственно копии документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза - Акционерное общество «Биохимик» (АО «Биохимик»), Российская Федерация (Республик Мордовия, г. Саранск) (номер документа: СП-0000852/01/2021 от 15.01.2021 производитель лекарственного средства «Левофлоксацин» раствор для инфузий 5 мг/мл, АО «Биохимик»), а также представлен документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».

По мнению Ярославского УФАС России, изложенному в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, заявка ООО «Портер» содержала предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территории государств - членов Евразийского экономического союза (Российская Федерация), и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты. Также в состав второй части заявки данным обществом представлены в качестве подтверждения указанного выше факта документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (отсутствие в СП- 0000852/01/2021 сведений о стадии производства до получения молекулы (2.А.1) обусловлено тем обстоятельством, что методом получения фармацевтической субстанции левофлоксацина гемигидрат является выделение из химического сырья, что свидетельствует об отсутствии стадии производства до получения молекулы и начала производства фармацевтической субстанции данного лекарственного препарата со стадии обработки (без изменения): очистка (2.А.2) и документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».

При анализе заявки ООО «Портер» УФАС признало предложение Общества в полной мере соответствующим всем требованиям и что с ним возможно было заключение контракта.

УФАС пришло к выводу, что процедура заключения контракта осуществляется в Единой информационной системе и на электронной площадке с использованием Единой информационной системы, и принимая во внимание то обстоятельство, что сведения о лице, с которым подлежит заключению контракт, фиксируются непосредственно в протоколе, положения которого являются основанием для формирования карточки контракта, в том числе для определения участника, являющегося победителем закупки, и которому заказчик обязан направить проект контракта, аукционная комиссия уполномоченного органа должна указать в соответствующем протоколе в качестве победителя закупки участника закупки с

соблюдение требования подпункта 1.4 пункта 1 Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0171200001921000550 от 30.04.2021 победителем закупки признано иное лицо, не ООО «Портер».

По мнению административного органа, аукционная комиссия уполномоченного органа допустила нарушение подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018

№ 126н, что отражено в оспариваемом решении.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В силу ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении к настоящему приказу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" аукционная комиссия отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2-х и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и(или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

ООО «Портер» представлен документ в табличной форме, содержащий сведения о стадия технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза. В разделе 2.А.1 Стадии производства до получения молекулы стоит прочерк. В разделе 2.А.2 Стадии обработки (без изменения молекулы): - очистка. АО «Боихимик», Республика Мордовия, г.Саранск.

Уполномоченный орган и заказчик посчитали, что незаполнение указанного

раздела и совокупность других сведений не подтверждает, что все стадии производства лекарственного препарата, предложенного ООО «Портер», в том числе синтез молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции осуществляются на территории государств — членов ЕАЭС.

Сведения обо всех лекарственных препаратах (включая сведения о фармацевтических субстанциях), зарегистрированных на территории Российской Федерации содержатся на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации Государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС).

Согласно информации данного Реестра, фармацевтическая субстанция лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием «Левофлоксацин», имеющего регистрационное удостоверение № ЛП-004522,

производится в России и в Китае.

В материалы дела представлено заключение о соответствии производителя лекарственных средств Правилам надлежащей производственной практики, выданного Министерством промышленности и торговли РФ акционерному обществу «Биохимик». Часть 2 заключения содержит описание товара и критерий происхождения – дополнительный лист сертификата № 1056000001 о происхождении товара по форме CT-I. В графе 9 по позиции 28 товара Левофлосацин указан критерий происхождения лекарственного препарата Д3004. Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 установлены определенные критерии. Так, в соответствии с разделом 7, содержащего требования и порядок заполнения сертификата, следует, что обозначение "П" присваивается товару, полностью произведенному в государстве – участнике Соглашения, а обозначение «Д» - товару, подвергнутому достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции. По рассматриваемому препарату обозначение Д3004, а по другим товарам имеется как обозначение «Д», так и «П».

Таким образом, при анализе представленных ООО «Портер» документов у аукционной комиссии возникли обоснованные сомнения в том, что все стадии производства лекарственного препарата, предложенного к поставке ООО «Портер» осуществляются в Российской Федерации.

В целях разрешения возникших сомнений аукционная комиссия направила запрос производителю лекарственного препарата АО «Биохимик». Согласно ответу АО «Биохимик» на запрос аукционной комиссии № 03-1309 от 24.06.2021, при производстве рассматриваемого лекарственного препарата используется техническая субстанция производства Китай.

Частью ч.7 ст.7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Материалами дела подтверждено, что Лемталь М.В. являлась членом аукционной комиссии при проведении закупки по извещению № 0171200001921000550 от 16.04.2021.

Поскольку из представленных ООО «Портер» документов однозначно не следовало, что все стадии предложенного к поставке лекарственного препарата осуществляются на территории Российской Федерации, члены аукционной комиссии обоснованно руководствовались положениями части 10 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которыми участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Вывод о том, что в действиях аукционной комиссии имеется нарушение подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, сделан административным органом ошибочно.

Таким образом, в действиях Лемталь М.В. отсутствует состав административного правонарушения. Предусмотренного ч.7 ст. 7.30 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Ярославского УФАС России ФИО 1 от 07.09.2021 года № 076/04/7.30-749/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении Лемталь Марины Владимировны отменить, производство по делу об административном правоанрушении, прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В.Барышева