12-845/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 29 июня 2016 года
Судья Ленинского районного суда г. Тюмени Ломакина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №12-845/2016 по жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью МСК «<данные изъяты>» ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника государственного надзора ФИО2№ о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью МСК «<данные изъяты>» было подвергнуто за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
С данным постановлением не согласна представитель ООО МСК «<данные изъяты>» ФИО3, представила жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывает, что заинтересованным лицом сделан вывод о нарушении заявителем нормы ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса РФ, устанавливающей, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды в связи с тем, что в водоохранной зоне руч.Ключи в 30 м. от указанного водного объекта осуществлялась разгрузка снега. Между тем, при рассмотрении материалов административного дела и назначении наказания заинтересованным лицом необоснованно не приняты доводы заявителя об отсутствии его вины в совершении правонарушения, отсутствии субъективной стороны состава рассматриваемого правонарушения, а также недостаточно полно и объективно изучены все материалы, собранные при проведении административного расследования, что повлекло незаконный вывод. Так, согласно п.1.1 соглашения об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г.Тюмени и АО «<данные изъяты>», стороны пришли к соглашению об определении места временного складирования снега и льда, вывозимого с территории города Тюмени. Место временного складирования снега и льда: часть земельного участка площадью 77 938 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Границы части земельного участка для размещения места временного складирования снега и льда обозначены на прилагаемой к соглашению схеме. Согласно п.1.4 данного соглашения заключение настоящего Соглашения не влечет для Организации (АО «<данные изъяты>») возникновения права предоставлять за плату или безвозмездно иным хозяйствующим субъектам возможность использования места временного складирования снега и льда. Таким образом, стороны данного соглашения определили границы места временного складирования снега и льда. Между тем, согласно письма АО «<данные изъяты>» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО4, вывоз и складирование снега и льда на полигон <адрес> с кадастровым номером № осуществляет АО «<данные изъяты>» и подрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>». Соглашение с ООО МСК «<данные изъяты>» об определении места временного складирования снега и льда на полигоне <адрес> с кадастровым номером № АО «<данные изъяты>» не представлено, такое соглашение не заключалось, границы и места временного складирования снега для субподрядчика (ООО МСК «<данные изъяты>») заказчиком работ (АО «<данные изъяты>») официально не определены, что создало для заявителя неопределенность при выполнении работ местного значения по вывозу снега, и, как следствие, свидетельствует об отсутствии вины в форме умысла на совершение вменяемого правонарушения. Согласно п.24 Решения Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "О Правилах благоустройства территории города Тюмени" требования к устройству и эксплуатации мест размещения снега устанавливаются муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени. Заинтересованным лицом не учтено, что на момент выявления правонарушения муниципальный правовой акт, устанавливающий требования к устройству и эксплуатации мест размещения снега, на территории города Тюмени отсутствовал, а заявитель является лишь субподрядчиком, который не имеет право на самостоятельное, без ведома и согласия заказчика работ, размещение вывозимого снега на земельном участке, выделенном заказчику по соглашению, и не обладающему информацией о его границах. Действующее законодательство не относит снег к каким-либо видам отходов, цвет снега, указанный в акте осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ как серо-коричневый, не свидетельствует о том, что его складирование может привести к загрязнению, засорению, заилению и истощению вод. Учитывая зимний период, отсутствие таяния снега, заявителем водному объекту материальный вред причинен не был. Таким образом, полагают, что фактические обстоятельства дела и собранные доказательства не указывают на вину ООО МСК «<данные изъяты>» по вменяемому правонарушению. Вменяемое в вину ООО МСК «<данные изъяты>» нарушение не подтверждено надлежащими и достаточнымидоказательствами. Событие администравтиного правонарушения отсутствует.
В судебном заседании представитель ООО МСК «<данные изъяты>» ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала в полном объеме по указанным в ней основаниям.
Представитель Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что факт совершения правонарушения материалами дела полностью подтвержден. Представила отзыв, из которого следует, что в ходе административного расследования установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером №, для временного складирования снега и льда, вывозимого с территории г. Тюмени, предоставлена АО «<данные изъяты> на основании соглашения об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени и АО <данные изъяты>». Данный участок находится в непосредственной близости с <адрес> и его водоохранной зоной. Снег от зимней уборки улиц размещен как на земельном участке, предоставленном АО «<данные изъяты>», так и в водоохранной зоне <адрес> на необорудованных площадках, которые не могут обеспечить охрану данного водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени (заказчик) и АО «<данные изъяты> (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№ В рамках исполнения указанного контракта АО «<данные изъяты>» привлечена субподрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>» на основании договора на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№. Вышеуказанное не может подтверждать отсутствия вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в виду нижеследующего.
Из положений частей 15-17 ст. 65 ВК РФ не следует, что специальный режим и ограничения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности в границах водоохраных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, распространяются лишь на собственника или арендатора соответствующей территории.
Общество, являясь надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, осуществляло деятельность по складированию снежных масс и иную деятельность на территории водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта — <адрес> на площадке, не оборудованной сооружениями, обеспечивающими охрану данного водного объекта от загрязнения, засорения и истощения, что образует объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения. Вступая в правоотношения в области природопользования, в том числе в области специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта, ООО МСК «<данные изъяты>» должно не только знать о существовании обязанностей отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства. Более того отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего требования к устройству и эксплуатации мест размещения снега на территории города Тюмени не является основанием для нарушения требований ст. 65 ВК РФ. Общество в своем заявлении ссылается на то обстоятельство, что соглашения об определении места временного складирования снега и льда на полигон <адрес> с кадастровым номером № между ООО МСК «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>» не заключалось, границы и места временного складирования снега и льда для субподрядчика ООО МСК «<данные изъяты>» официально не определены. Следовательно, Общество по своему усмотрению совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8. 42 КоАП РФ. Более того, форма вины, указанная в ст. 2.2. КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежит. Вместе с тем, Общество не представило каких - либо доказательств того, что у него отсутствовала возможность вывезти снег в иное место. Своими действиями Общество допустило негативное воздействие на водный объект — <адрес>. Довод Общества на то обстоятельство, что снег сбрасывался в зимний период, и ввиду отсутствия таяния снега водному объекту не был причинен вред, является несостоятельным. По своим физическим свойствам снег в весенний период растает, водный объект будет подвергаться негативному воздействию ввиду действий Общества. При этом отнесение снега к отходам производства и потребления или не отнесение не имеет значения для определения состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и привлечения Общества к административной ответственности. Таким образом, в действиях ООО МСК «<данные изъяты>» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Учитывая вышеизложенное, просит постановление Департамента недропользования и экологии Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания оставить без изменения, а заявление ООО МСК «<данные изъяты>» без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, административный материал, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ при проведении рейдового мероприятия на основании приказа директора Департамента недропользованияи экологии Тюменской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении планового (рейдового) задания», был проведен осмотр акватории, прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны <адрес> в границах Ленинского административного округа г. Тюмень и прилегающей территории.
При проведении обследования территории, прилегающей к <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на земельном участке, в районе оз. Песьяное, организовано место временного складирования снега. С юго-западной стороны места складирования снега, снег серо - коричневого цвета размещен в водоохранной зоне <адрес> на расстоянии от 10 м до 50 м от края русла (ориентировочные координаты № Площадка размещения снега не оборудована сооружениями и устройствами, обеспечивающими охрану водного объекта, что является нарушением ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. На момент осмотра в водоохранной зоне <адрес>, в 30 м от указанного водного объекта, осуществлялась разгрузка снега с грузового автотранспорта с государственным регистрационным знаком №.
В связи с тем, что имелись достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, инспектором Департамента по факту нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование (определение от ДД.ММ.ГГГГ№, определение о продлении срока проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ№) по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе и охранной зоне водного объекта <адрес>).
В ходе административного расследования установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером №, для временного складирования снега и льда, вывозимого с территории г. Тюмени, предоставлена АО «<данные изъяты>» на основании соглашения об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ, заключен между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени и АО «<данные изъяты>». Данный участок находится в непосредственной близости с <адрес> и его водоохранной зоной. Снег от зимней уборки улиц размещен как на земельном участке, предоставленном АО «<данные изъяты>», так и в водоохранной зоне <адрес> на необорудованных площадках, которые не могут обеспечить охрану данного водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени (заказчик) и АО «<данные изъяты>» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№. В рамках исполнения указанного контракта АО «<данные изъяты>» привлечена субподрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>» на основании договора на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного назначения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.п. 1.4. 7.2.10 и 7.2.11 договора на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№ субподрядчик обязан выполнять работы по договору в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, организовывать сгребание, погрузку, транспортировку и складирование снега, колов льда в специально отведенные постоянные и временные места складирования снега и самостоятельно согласовывать контролирующими и надзорными органами все вопросы, связанные с экологической и санитарно-эпидемиологической безопасностью применяемых способов погрузки, сортировки, складирования и размещения снега и сколов льда.
В соответствии с данными карточки учета транспортного средства предоставленной Управлением ГИБДД УМВД России по Тюменской области (вход, от ДД.ММ.ГГГГ№) грузовой автомобиль с государственным регистрационным знаком №, который осуществлял разгрузку загрязненного снега в охраняемой зоне <адрес>, принадлежит ООО МСК «<данные изъяты>».
Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами водных объектов являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Протяженность <адрес> менее 10 км, в связи с чем, водоохранная зона <данные изъяты>, составляет 50 м.
В соответствии с п. 16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Таким образом, юридическим лицом ООО МСК «<данные изъяты>» в водоохраной зоне <адрес>, Тюмень, юго-западная сторона земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес> (ориентировочные координаты N №ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут не обеспечено соблюдение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохраной зоны водного объекта <адрес>, что является нарушением п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, в связи, с чем имеется достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, использование водоохраной зоны водного объекта (<адрес>).
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО МСК «<данные изъяты>» было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с ч.16 ст. 65 Водного Кодекса РФ В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Соглашением об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ., заключенным между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени и АО «<данные изъяты>» определено место временного складирования снега и льда: часть земельного участка площадью 77 938 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №).
Согласно письма АО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. направленного в адрес Старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО4 вывоз и складирование снега и льда на полигон <адрес> с кадастровым номером № осуществляет АО «<данные изъяты>» и подрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>».
Согласно акту осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ. при обследовании водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы водных объектов <адрес>, а также акваторий водных объектов ох. <адрес>, в границах г. Тюмени нарушений специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полос не выявлено.
Доступ к водным объектам свободный. Наличия транспортных средств в границах береговой полосы и водоохраной зоны водных объектов не зафиксировано. Свалок и навалов отходов производства и потребления на акватории, в границах береговой полосы и водоохраной зоне водных объектов не выявлено.
На земельном участке, в районе оз. Песьяное, организовано место временного складирования снега.
Земельный участок под временное складирование снега поделен на несколько участков. В ходе осмотра зафиксированы информационные таблички следующих организаций: МБУ «<данные изъяты>», МСК «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».
Кроме ого, установлено, что в северной части места временного складирования снега в районе таблички ООО «<данные изъяты>» осуществляется размещение снега в водоохраной зоне <адрес> на расстоянии 20-30 м. от водного объекта (ориентировочные координаты N №"; N № за границами выделенного участка. С юго-западной стороны места складирования снега, снег размещен в водоохраной зоне руч. <адрес> на расстоянии от 10 м. до 50 м. (ориентировочные координаты N №за границами выделенного участка. Кроме того зафиксирована расчищенная площадка от снежного покрова под размещение привезенного снега на расстоянии от 5 м. от водного объекта <адрес> (ориентировочные координаты N №). Сбуртованный от расчистки площадки частично расположен на акватории <адрес>. На момент осмотра в водоохраной зоне <адрес>, в 30 м. от указанного водного объекта, осуществлялась разгрузка снега с грузового автотранспорта с государственными регистрационными знаками : №
На земельном участке, в районе Матмассовского канала (<адрес>) также организовано место временного складирования снега на расстоянии 8-10 м. от канала (ориентировочные координаты N № в границах выделенного земельного участка под временное складирование снега.
На момент осмотра, на указанных участках, производилась выгрузка снега грузовыми транспортными средствами, а также буртовка снега тракторами. Размещенный снег на участках серо-бежево-коричневого цвета.
Из приобщенных к акту осмотра № фотографий нельзя достоверно установить, что именно ООО МСК «<данные изъяты>» осуществило складирование снега в водоохранной зоне <адрес>. На автомобиле, изображенном на фотографии невозможно определить его государственный номер, позволяющий однозначно установить принадлежность данного автомобиля ООО МСК «<данные изъяты>».
Согласно ч.1 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области не доказан факт, что именно ООО МСК «<данные изъяты>» осуществило складирование снега в водоохранной зоне руч. Ключи, поскольку однозначных доказательств органом не представлено, фотографии не читаемы. Следовательно, постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника государственного надзора ФИО2№ о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, и в порядке ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника государственного надзора ФИО2№ о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении общества с ограниченной ответственностью МСК «<данные изъяты>» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу представителя ООО МСК «<данные изъяты>» ФИО3 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья С.В. Ломакина
Копия верна:
Подлинник решения подшит в дело №12-845/2016.
Дело хранится в Ленинском районном суде г.Тюмени
Решение вступило (не вступило) в законную силу «___» ________________2016г.
Федеральный судья: С.В. Ломакина
Секретарь: Н.А. Устюгова