ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-845/16 от 29.06.2016 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

12-845/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 29 июня 2016 года

Судья Ленинского районного суда г. Тюмени Ломакина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №12-845/2016 по жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью МСК «<данные изъяты>» ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника государственного надзора ФИО2 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью МСК «<данные изъяты>» было подвергнуто за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

С данным постановлением не согласна представитель ООО МСК «<данные изъяты>» ФИО3, представила жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывает, что заинтересованным лицом сделан вывод о нарушении заявителем нормы ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса РФ, устанавливающей, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды в связи с тем, что в водоохранной зоне руч.Ключи в 30 м. от указанного водного объекта осуществлялась разгрузка снега. Между тем, при рассмотрении материалов административного дела и назначении наказания заинтересованным лицом необоснованно не приняты доводы заявителя об отсутствии его вины в совершении правонарушения, отсутствии субъективной стороны состава рассматриваемого правонарушения, а также недостаточно полно и объективно изучены все материалы, собранные при проведении административного расследования, что повлекло незаконный вывод. Так, согласно п.1.1 соглашения об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г.Тюмени и АО «<данные изъяты>», стороны пришли к соглашению об определении места временного складирования снега и льда, вывозимого с территории города Тюмени. Место временного складирования снега и льда: часть земельного участка площадью 77 938 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Границы части земельного участка для размещения места временного складирования снега и льда обозначены на прилагаемой к соглашению схеме. Согласно п.1.4 данного соглашения заключение настоящего Соглашения не влечет для Организации (АО «<данные изъяты>») возникновения права предоставлять за плату или безвозмездно иным хозяйствующим субъектам возможность использования места временного складирования снега и льда. Таким образом, стороны данного соглашения определили границы места временного складирования снега и льда. Между тем, согласно письма АО «<данные изъяты>» исх. от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО4, вывоз и складирование снега и льда на полигон <адрес> с кадастровым номером осуществляет АО «<данные изъяты>» и подрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>». Соглашение с ООО МСК «<данные изъяты>» об определении места временного складирования снега и льда на полигоне <адрес> с кадастровым номером АО «<данные изъяты>» не представлено, такое соглашение не заключалось, границы и места временного складирования снега для субподрядчика (ООО МСК «<данные изъяты>») заказчиком работ (АО «<данные изъяты>») официально не определены, что создало для заявителя неопределенность при выполнении работ местного значения по вывозу снега, и, как следствие, свидетельствует об отсутствии вины в форме умысла на совершение вменяемого правонарушения. Согласно п.24 Решения Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "О Правилах благоустройства территории города Тюмени" требования к устройству и эксплуатации мест размещения снега устанавливаются муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени. Заинтересованным лицом не учтено, что на момент выявления правонарушения муниципальный правовой акт, устанавливающий требования к устройству и эксплуатации мест размещения снега, на территории города Тюмени отсутствовал, а заявитель является лишь субподрядчиком, который не имеет право на самостоятельное, без ведома и согласия заказчика работ, размещение вывозимого снега на земельном участке, выделенном заказчику по соглашению, и не обладающему информацией о его границах. Действующее законодательство не относит снег к каким-либо видам отходов, цвет снега, указанный в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ как серо-коричневый, не свидетельствует о том, что его складирование может привести к загрязнению, засорению, заилению и истощению вод. Учитывая зимний период, отсутствие таяния снега, заявителем водному объекту материальный вред причинен не был. Таким образом, полагают, что фактические обстоятельства дела и собранные доказательства не указывают на вину ООО МСК «<данные изъяты>» по вменяемому правонарушению. Вменяемое в вину ООО МСК «<данные изъяты>» нарушение не подтверждено надлежащими и достаточнымидоказательствами. Событие администравтиного правонарушения отсутствует.

В судебном заседании представитель ООО МСК «<данные изъяты>» ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала в полном объеме по указанным в ней основаниям.

Представитель Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что факт совершения правонарушения материалами дела полностью подтвержден. Представила отзыв, из которого следует, что в ходе административного расследования установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером , для временного складирования снега и льда, вывозимого с территории г. Тюмени, предоставлена АО «<данные изъяты> на основании соглашения об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени и АО <данные изъяты>». Данный участок находится в непосредственной близости с <адрес> и его водоохранной зоной. Снег от зимней уборки улиц размещен как на земельном участке, предоставленном АО «<данные изъяты>», так и в водоохранной зоне <адрес> на необорудованных площадках, которые не могут обеспечить охрану данного водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени (заказчик) и АО «<данные изъяты> (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ В рамках исполнения указанного контракта АО «<данные изъяты>» привлечена субподрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>» на основании договора на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанное не может подтверждать отсутствия вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в виду нижеследующего.

Из положений частей 15-17 ст. 65 ВК РФ не следует, что специальный режим и ограничения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности в границах водоохраных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, распространяются лишь на собственника или арендатора соответствующей территории.

Общество, являясь надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, осуществляло деятельность по складированию снежных масс и иную деятельность на территории водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта — <адрес> на площадке, не оборудованной сооружениями, обеспечивающими охрану данного водного объекта от загрязнения, засорения и истощения, что образует объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения. Вступая в правоотношения в области природопользования, в том числе в области специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта, ООО МСК «<данные изъяты>» должно не только знать о существовании обязанностей отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства. Более того отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего требования к устройству и эксплуатации мест размещения снега на территории города Тюмени не является основанием для нарушения требований ст. 65 ВК РФ. Общество в своем заявлении ссылается на то обстоятельство, что соглашения об определении места временного складирования снега и льда на полигон <адрес> с кадастровым номером между ООО МСК «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>» не заключалось, границы и места временного складирования снега и льда для субподрядчика ООО МСК «<данные изъяты>» официально не определены. Следовательно, Общество по своему усмотрению совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8. 42 КоАП РФ. Более того, форма вины, указанная в ст. 2.2. КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежит. Вместе с тем, Общество не представило каких - либо доказательств того, что у него отсутствовала возможность вывезти снег в иное место. Своими действиями Общество допустило негативное воздействие на водный объект — <адрес>. Довод Общества на то обстоятельство, что снег сбрасывался в зимний период, и ввиду отсутствия таяния снега водному объекту не был причинен вред, является несостоятельным. По своим физическим свойствам снег в весенний период растает, водный объект будет подвергаться негативному воздействию ввиду действий Общества. При этом отнесение снега к отходам производства и потребления или не отнесение не имеет значения для определения состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и привлечения Общества к административной ответственности. Таким образом, в действиях ООО МСК «<данные изъяты>» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Учитывая вышеизложенное, просит постановление Департамента недропользования и экологии Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания оставить без изменения, а заявление ООО МСК «<данные изъяты>» без удовлетворения.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, административный материал, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ при проведении рейдового мероприятия на основании приказа директора Департамента недропользованияи экологии Тюменской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении планового (рейдового) задания», был проведен осмотр акватории, прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны <адрес> в границах Ленинского административного округа г. Тюмень и прилегающей территории.

При проведении обследования территории, прилегающей к <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на земельном участке, в районе оз. Песьяное, организовано место временного складирования снега. С юго-западной стороны места складирования снега, снег серо - коричневого цвета размещен в водоохранной зоне <адрес> на расстоянии от 10 м до 50 м от края русла (ориентировочные координаты Площадка размещения снега не оборудована сооружениями и устройствами, обеспечивающими охрану водного объекта, что является нарушением ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. На момент осмотра в водоохранной зоне <адрес>, в 30 м от указанного водного объекта, осуществлялась разгрузка снега с грузового автотранспорта с государственным регистрационным знаком .

В связи с тем, что имелись достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, инспектором Департамента по факту нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование (определение от ДД.ММ.ГГГГ, определение о продлении срока проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ) по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе и охранной зоне водного объекта <адрес>).

В ходе административного расследования установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером , для временного складирования снега и льда, вывозимого с территории г. Тюмени, предоставлена АО «<данные изъяты>» на основании соглашения об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ, заключен между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени и АО «<данные изъяты>». Данный участок находится в непосредственной близости с <адрес> и его водоохранной зоной. Снег от зимней уборки улиц размещен как на земельном участке, предоставленном АО «<данные изъяты>», так и в водоохранной зоне <адрес> на необорудованных площадках, которые не могут обеспечить охрану данного водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени (заказчик) и АО «<данные изъяты>» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках исполнения указанного контракта АО «<данные изъяты>» привлечена субподрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>» на основании договора на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного назначения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 1.4. 7.2.10 и 7.2.11 договора на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ субподрядчик обязан выполнять работы по договору в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, организовывать сгребание, погрузку, транспортировку и складирование снега, колов льда в специально отведенные постоянные и временные места складирования снега и самостоятельно согласовывать контролирующими и надзорными органами все вопросы, связанные с экологической и санитарно-эпидемиологической безопасностью применяемых способов погрузки, сортировки, складирования и размещения снега и сколов льда.

В соответствии с данными карточки учета транспортного средства предоставленной Управлением ГИБДД УМВД России по Тюменской области (вход, от ДД.ММ.ГГГГ) грузовой автомобиль с государственным регистрационным знаком , который осуществлял разгрузку загрязненного снега в охраняемой зоне <адрес>, принадлежит ООО МСК «<данные изъяты>».

Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами водных объектов являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Протяженность <адрес> менее 10 км, в связи с чем, водоохранная зона <данные изъяты>, составляет 50 м.

В соответствии с п. 16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Таким образом, юридическим лицом ООО МСК «<данные изъяты>» в водоохраной зоне <адрес>, Тюмень, юго-западная сторона земельного участка с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес> (ориентировочные координаты N ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут не обеспечено соблюдение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохраной зоны водного объекта <адрес>, что является нарушением п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, в связи, с чем имеется достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, использование водоохраной зоны водного объекта (<адрес>).

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО МСК «<данные изъяты>» было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

В соответствии с ч.16 ст. 65 Водного Кодекса РФ В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Соглашением об определении места временного складирования снега и льда от ДД.ММ.ГГГГ., заключенным между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени и АО «<данные изъяты>» определено место временного складирования снега и льда: часть земельного участка площадью 77 938 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ).

Согласно письма АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. направленного в адрес Старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО4 вывоз и складирование снега и льда на полигон <адрес> с кадастровым номером осуществляет АО «<данные изъяты>» и подрядная организация ООО МСК «<данные изъяты>».

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. при обследовании водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы водных объектов <адрес>, а также акваторий водных объектов ох. <адрес>, в границах г. Тюмени нарушений специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полос не выявлено.

Доступ к водным объектам свободный. Наличия транспортных средств в границах береговой полосы и водоохраной зоны водных объектов не зафиксировано. Свалок и навалов отходов производства и потребления на акватории, в границах береговой полосы и водоохраной зоне водных объектов не выявлено.

На земельном участке, в районе оз. Песьяное, организовано место временного складирования снега.

Земельный участок под временное складирование снега поделен на несколько участков. В ходе осмотра зафиксированы информационные таблички следующих организаций: МБУ «<данные изъяты>», МСК «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».

Кроме ого, установлено, что в северной части места временного складирования снега в районе таблички ООО «<данные изъяты>» осуществляется размещение снега в водоохраной зоне <адрес> на расстоянии 20-30 м. от водного объекта (ориентировочные координаты N "; N за границами выделенного участка. С юго-западной стороны места складирования снега, снег размещен в водоохраной зоне руч. <адрес> на расстоянии от 10 м. до 50 м. (ориентировочные координаты N за границами выделенного участка. Кроме того зафиксирована расчищенная площадка от снежного покрова под размещение привезенного снега на расстоянии от 5 м. от водного объекта <адрес> (ориентировочные координаты N ). Сбуртованный от расчистки площадки частично расположен на акватории <адрес>. На момент осмотра в водоохраной зоне <адрес>, в 30 м. от указанного водного объекта, осуществлялась разгрузка снега с грузового автотранспорта с государственными регистрационными знаками :

На земельном участке, в районе Матмассовского канала (<адрес>) также организовано место временного складирования снега на расстоянии 8-10 м. от канала (ориентировочные координаты N в границах выделенного земельного участка под временное складирование снега.

На момент осмотра, на указанных участках, производилась выгрузка снега грузовыми транспортными средствами, а также буртовка снега тракторами. Размещенный снег на участках серо-бежево-коричневого цвета.

Из приобщенных к акту осмотра фотографий нельзя достоверно установить, что именно ООО МСК «<данные изъяты>» осуществило складирование снега в водоохранной зоне <адрес>. На автомобиле, изображенном на фотографии невозможно определить его государственный номер, позволяющий однозначно установить принадлежность данного автомобиля ООО МСК «<данные изъяты>».

Согласно ч.1 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Департаментом недропользования и экологии Тюменской области не доказан факт, что именно ООО МСК «<данные изъяты>» осуществило складирование снега в водоохранной зоне руч. Ключи, поскольку однозначных доказательств органом не представлено, фотографии не читаемы. Следовательно, постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника государственного надзора ФИО2 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, и в порядке ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника государственного надзора ФИО2 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении общества с ограниченной ответственностью МСК «<данные изъяты>» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу представителя ООО МСК «<данные изъяты>» ФИО3 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья С.В. Ломакина

Копия верна:

Подлинник решения подшит в дело №12-845/2016.

Дело хранится в Ленинском районном суде г.Тюмени

Решение вступило (не вступило) в законную силу «___» ________________2016г.

Федеральный судья: С.В. Ломакина

Секретарь: Н.А. Устюгова