ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-845/17 от 25.07.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

25 июля 2017 года <адрес>

Судья Верховного Суда Республики Крым ФИО2, рассмотрев жалобу Главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 на постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу ,

у с т а н о в и л :

Постановлением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу Глава администрации <адрес>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000,00 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, Глава администрации <адрес>ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу , производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что законных оснований для вынесения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, за неисполнение которого Глава администрации <адрес>ФИО1 привлечен к административной ответственности, у соответствующего должностного лица не имелось. Как указывает заявитель, предписание, которое содержит требования по согласованию работ по сносу объекта по <адрес> в <адрес> с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым, является незаконным, поскольку данный многоквартирный жилой дом не отнесен нормативными актами к существующим объектам культурного наследия, а также не является вновь выявленным объектом культурного наследия, в связи с чем работы по сносу указанного объекта не входят в перечень работ, определенных ст. ст. 30, 36 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судом первой инстанции установлено, что 21.10.2016г. при осуществлении мероприятий по контролю и систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия – Ханского дворца XVI-XIX в.в., отнесенного к объектам культурного наследия федерального значения распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015г. -р, установлено, что Администрацией <адрес> проводится снос здания по <адрес> в <адрес>.

Данные работы производились в границах охранной зоны памятника.

Границы и режим охранной зоны определены научно-проектной документацией, утвержденной приказом Министерства культуры и туризма Украины от 31.07.2012г. .

Согласно документации, ближайшая к дворцу территория – комплексная охранная зона Ханского дворца.

В комплексной охранной зоне обеспечивается охрана традиционного характера среды (ландшафта, исторически сформированной пласировки), запрещаются градостроительные, архитектурные или ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, дорожные, земляные работы без соответствующего согласования органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Данные обстоятельства подтверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, приказом Министерства культуры Украины от ДД.ММ.ГГГГ

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым уведомлял Главу администрации <адрес> о наличии охранной зоны объекта культурного наследия и необходимости согласования работ, проводимых в данной зоне.

В адрес Главы администрации <адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым было направлено предписание , согласно которому необходимо было приостановить работы по сносу здания по <адрес> в <адрес> до получения соответствующего согласования.

Данное предписание получено полномочным представителем администрации ДД.ММ.ГГГГ

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации <адрес>ФИО1 обратился в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, заместителю председателя Совета министров Республики Крым – руководителю аппарата Совета министров Республики Крым ФИО3, в котором указывал, что работы по демонтажу здания по <адрес> в <адрес> были приостановлены подрядчиком. Просил разъяснить правовые основания вынесения соответствующего предписания, а также разъяснить правовые основания для расторжения муниципального контракта, заключенного с подрядчиком. Также просил рассмотреть вопрос о возможности принятия в республиканскую собственность в лице Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым строения по адресу <адрес> в <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым Главе администрации <адрес>ФИО1 было сообщено, что в нарушение норм действующего законодательства, без согласования с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым, администрацией <адрес> в границах комплексной охранной зоны Ханского дворца были организованы строительные, дорожные, земляные работы, снос здания по <адрес>.

Письмом ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ исх. , поступившим в Госкомитет ДД.ММ.ГГГГ, Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым было сообщено о том, что в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ханский дворец» продолжается демонтаж здания по <адрес>, с приложением подтверждающих документов.

17.11.2016г. должностным лицом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым был составлен акт осмотра охранной зоны объекта культурного наследия – Ханского дворца, согласно которому установлено, что произведен снос здания по <адрес> в <адрес>, за исключением части бокового фасада, что свидетельствует о невыполнении требований предписания Госкомитета от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении работ по сносу здания по <адрес> в <адрес>, находящегося в охранной зоне Ханского дворца, до получения согласования органа охраны культурного наследия.

В результате указанного ДД.ММ.ГГГГ заведующей отделом государственного надзора в сфере охраны культурного наследия ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации <адрес>ФИО1 за невыполнение предписания Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым.

Так, согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее ФЗ №73-ФЗ).

Пунктом 2 ст.34 ФЗ №73-ФЗ установлено, что охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Особенности правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее ФЗ №9-ФЗ).

В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №9-ФЗ границы и особый режим использования территорий, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.7 Закона Республики Крым «Об объектах культурного наследия в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Республики Крым относятся, в частности осуществление государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в установленном порядке; согласование проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия, в границах зон их охраны, выявленных объектов культурного наследия либо на земельных участках или водных объектах, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия; приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность; выдача предписаний об устранении причин и условий нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также причин повреждения или разрушения объектов культурного наследия

Границы и особый режим использования территорий, включая исторические ареалы, зоны охраны, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации (ст.44 закона -ЗРК).

Материалами дела подтверждается, что здание (жилой дом) по <адрес> в <адрес> расположено в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения Ханский дворец. Соответственно, проведение определенных строительных работ, в том числе по демонтажу здания, должно было быть согласовано с центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, законность вынесенного Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым предписания, а также необходимость при проведении соответствующих видов работ получения согласования с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым также нашли свое отражение в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки.

Указанная проверка была проведена прокуратурой <адрес> по факту сноса строения по <адрес> в <адрес>. Прокуратурой было установлено, что подрядной организацией ООО «Приоритет» в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту с администрацией <адрес> 21.10.2016г. начато выполнение работ по демонтажу здания по <адрес> в <адрес> в отсутствие согласования проведения данных работ в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокуратура <адрес> в адрес председателя Бахчисарайского городского совета внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, согласно которому прокурором внесено требование безотлагательно рассмотреть данное представление с участием прокурора и в установленный законом месячный срок принять меры к устранению нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об объектах культурного наследия в <адрес>» путем выполнения процедуры согласования проведения работ по демонтажу здания по <адрес> в <адрес> на территории охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения Ханский дворец, 16-19 века с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым; решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения требований действующего законодательства: начальника отдела администрации <адрес>ФИО5 и главы администрации <адрес>ФИО1

Согласно протоколу заседания комиссии по устранению причин и условий, способствующих выявлению нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого было рассмотрено представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об охране культурного наследия, было решено не привлекать к дисциплинарной ответственности главу администрации ФИО1 и начальника отдела градостроительства, архитектуры и земельных ресурсов администрации <адрес>ФИО5; рекомендовать администрации <адрес> в дальнейшем не допускать противоправных действий/бездействий в деятельности по сохранению, использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского поселения, расположенных на территории <адрес>; согласовывать указанные действия с необходимыми органами и организациями в рамках действующего законодательства.

Вина главы администрации <адрес> в совершении правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ подтверждена совокупностью исследованных судом первой инстанции доказательства по делу, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заведующим отделом государственного надзора в сфере охраны культурного наследия ФИО4 (л.д.1-6); актом осмотра охранной зоны объекта культурного наследия – Ханского дворца, включенного в Перечень объектов федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и <адрес> Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8); фототаблицей (л.д.9); данными распоряжения Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территориях Республики Крым и <адрес>, к которым в частности относится Ханский дворец (л.д.10-12); приказом Министерства культуры Украины от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении научно-проектной документации относительно границ и режимов использования зон охраны памяток и внесения объектов культурного наследия в Государственный реестр недвижимых памяток Украины» (л.д.13); письмом Министерства культуры Украины от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14); Концепцией Плана организации территории Государственного историко-культурного заповедника в городе Бахчисарай с определением границ и режимов использования зон охраны памяток, утвержденной приказом Министерства культуры Украины от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-18), в которой в частности содержится текстовое описание границ охранной зоны Ханского дворца; уведомлением Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о наличии объектов культурного наследия (л.д.19-20); письмом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21); письмом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22); заявлением о приостановлении сноса вновь выявленного объекта культурного наследия – жилого дома по <адрес> (л.д.23); письмом Прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24); предписанием Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Главе Администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 (л.д.25); письмом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27); письмом Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д.28-29); актом осмотра охранной зоны объекта культурного наследия – Ханского дворца, включенного в Перечень объектов федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и <адрес> Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30); фототаблицей (л.д.31-32), а также дополнительно представленными суду при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательствами, в частности материалами проверки прокуратуры <адрес> (л.д.170-277).

Таким образом, судом первой инстанции, при вынесении обжалуемого постановления, правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств. Наличие в действиях главы администрации <адрес> Республики Крым состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Довод жалобы об отсутствии законных оснований для вынесения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, за неисполнение которого Глава администрации <адрес>ФИО1 привлечен к административной ответственности, опровергается исследованными судом доказательствами, поскольку жилой дом по <адрес> в <адрес> находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения Ханский дворец, в связи с чем проведение строительных работ, в том числе по демонтажу здания, подлежало согласовано с центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Законность выданного Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым предписания подтверждена материалами дела и установлена судом первой инстанции.

Доводы, изложенные в жалобе явились предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, применительно к установленным обстоятельствам совершенного Главой администрации <адрес> правонарушения. Несогласие заявителя с оценкой доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу Главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 на постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу – оставить без удовлетворения.

Постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении Главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись ФИО2

Копия верна

Судья: ФИО2

Пом.судьи: ФИО6

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: ФИО2

Пом.судьи: ФИО6

Оригинал решения подшит в материалы административного дела и находится в производстве Бахчисарайского районного суда Республики Крым

Судья: ФИО2

Пом.судьи: ФИО6