ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-846/2016 от 03.11.2016 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-846/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

03 ноября 2016 года г. Сургут

Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <...>, рассмотрев в открытом заседании жалобу законного представителя Д.Е.В. на постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора по Уральскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора по Уральскому федеральному округу ( далее УГАН НОТБ УФО Ространснадзора) от ДД.ММ.ГГГГ открытое акционерное общество «Аэропорт Сургут» (далее ОАО «Аэропорт Сургут») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Сургутский городской суд, законный представитель Д.Е.В., выражает несогласие с вынесенным в отношении ОАО «Аэропорт Сургут» постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в соответствии с пунктом 1 постановления в ОАО «Аэропорт Сургут» не разработан, не утвержден порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) ОАО «Аэропорт Сургут» и силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта авиакомпаний осуществляющих свою деятельность в ОАО «Аэропорт Сургут», с которыми имеется технологическое взаимодействие. Вместе с тем, в ОАО «Аэропорт Сургут» разработан План обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта, что подтверждается заключением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ.

Приложением к Плану обеспечения транспортной безопасности является Порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта ОАО «Аэропорт Сургут» и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие (Приложение книги 2 «Плана обеспечения транспортной безопасности аэропорта Сургут»).

Кроме того, приложением к заключению является «Основания для утверждения плана обеспечения транспортной безопасности аэропорта Сургут» в которых сказано, что в Плане отражены сведения о порядке взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

При проведении проверки все материалы (План обеспечения транспортной безопасности, заключение и т.д.) были предоставлены заместителю начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности УГАН НОТБ УФО Ространснадзора Ч.О.А. в полном объёме.

Следовательно, ОАО «Аэропорт Сургут» соблюдены требования с п. 5.10 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» (далее - Приказ ).

Также, согласно пункту 2 Постановления о назначении административного наказания, в ОАО «Аэропорт Сургут» допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности - директор по авиационной безопасности Б.И.А. начальник САБ П.И.С., зам. начальника САБ Я.И.А., директор по наземно-техническому обеспечению - главный инженер Н.О.Н., заместитель директора по наземно-техническому обеспечению З.О.А. не аттестованные в соответствии с законодательством РФ.

В протоколе указано, что в сети Интернет опубликован реестр аттестующих организаций по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении административного дела был сделан вывод, что ОАО «Аэропорт Сургут» не предприняло мер к прохождению аттестации сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности.

Однако, при вынесении Постановления лицом, рассматривающим дело, не учтено следующее.

Статья 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон), которая впервые вводит требования о подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитации подразделений транспортной безопасности, введена Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

В соответствии со статьей 16 указанного закона о внесении изменений, дата начала действия редакции статьи 12.1 Закона-05.05.2014.

После вступления в силу Закона в редакции, устанавливающий обязательные требования об аттестации были утверждены порядок прохождения аттестации, требования к знаниям и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в целях реализации вновь введенной нормы.

Тем не менее, до сегодняшнего дня процедура прохождения аттестации не урегулирована. На практике возникли серьезные препятствия для исполнения юридическими лицами требований Закона.

Подтверждением невозможности получения свидетельств об аттестации служит то обстоятельство, что, по имеющейся у ОАО «Аэропорт Сургут» информации, на сегодняшний день ни один аэропорт в России не получил свидетельство об аттестации. На официальном сайте Росавиации, в разделе «Реестр выданных свидетельств» отсутствует информация о проведенной аттестации.

Фактически в реестре аттестующих организаций Федерального агентства воздушного транспорта, на который имеется ссылка в Постановлении, содержит лишь одну организацию: Центр подготовки и аттестации «Транспортная Безопасность» (далее - ЦПА «Транспортная безопасность»).

Согласно сведениям, содержащимся в том же реестре, свидетельство об аккредитации указанной организации было выдано лишь ДД.ММ.ГГГГ. Без такого свидетельства организация не имела права осуществлять аттестацию, в связи с чем, до ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорт Сургут» не имело возможности обеспечить аккредитацию своих сотрудников.

Учитывая, что установлен совершенно новый порядок прохождения обучения и аттестации, после размещения информации о том, что появилась специализированная организация, ОАО «Аэропорт Сургут» приняло меры к получению необходимой информации.

В результате телефонных переговоров с ЦПА «Транспортная безопасность» было установлено, что в соответствии с Перечнем отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172, аттестации подлежат не только лица, указанные в постановлении, а весь персонал службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Сургут».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество сотрудников, подлежащих аттестации составляет более 357 человек, в том числе в головном предприятии, расположенном в городе Сургуте 234 человека и 123 в филиалах (Березовский, Мыс-Каменский, Тазовский, Ноябрьский филиалы, филиал «Аэропорт Талакан»).

Согласно информации, полученной от ЦПА «Транспортная безопасность», для прохождения подготовки и аттестации, ОАО «Аэропорт Сургут» должно обеспечить прибытие сотрудников сил транспортной безопасности в центр подготовки. Аттестация по месту нахождения юридического лица не производится.

Таким образом, ОАО «Аэропорт Сургут» обязано оплатить обучение и аттестацию каждого сотрудника, обеспечить доставку работников в г. Москву и обратно, а также организовать их проживание, обеспечить их замену на рабочих местах на период отсутствия.

На момент получения информации о необходимых затратах бюджет предприятия на 2016 год был утвержден, для изыскания необходимых денежных средств, требуется время.

За период чуть более четырех месяцев с ДД.ММ.ГГГГ (дата аккредитации единственного предприятия, проводящего аттестацию) до ДД.ММ.ГГГГ (дата начала проверки) осуществить столь значительные финансовые вложения невозможно.

Так как на проведение аттестации аккредитована лишь одна организация, у ОАО «Аэропорт Сургут» отсутствует возможность выбора центра подготовки, предложившего бы более приемлемые условия обучения и аттестации.

Кроме того, при рассмотрении дела не было принято во внимание, что указанные в Постановлении сотрудники имеют удостоверения о прохождении обучения в учебном центре по авиационной и транспортной безопасности АО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность» по специализации «Руководители и должностные лица службы транспортной (авиационной) безопасности».

В судебном заседании защитник ОАО «Аэропорт Сургут» Л.А.А. доводы жалобы поддержал полностью.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен судьёй, в связи с подачей жалобы в установленный законом срок.

Заслушав защитника, изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закона N 16-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки, на основании Распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № СВ-34-р от ДД.ММ.ГГГГ, по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в ОАО «Аэропорт Сургут», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлены нарушения законодательства об авиационной безопасностиВ ОАО «Аэропорт Сургут» не разработан, не утвержден порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ Аэропорт Сургут и силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта авиакомпаний осуществляющих свою деятельность в ОАО «Аэропорт Сургут», с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности в ОАО «Аэропорт Сургут» - сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности - директор по авиационной безопасности Б.И.А., начальник службы авиационной безопасности П.И.С., заместитель начальника службы авиационной безопасности Я.И.А., директор по наземно-техническому обеспечению - главный инженер Н.О.Н., заместитель директора по наземно-техническому обеспечению З.О.А. не аттестованные в соответствии с законодательством РФ.

Вывод должностного лица о наличии в действиях ООО ОАО «Аэропорт Сургут» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, в том числе двумя протоколами об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-83); актом проверки А от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные нарушения в области обеспечения транспортной безопасности, с которым ознакомлен законный представитель общества (л.д. 87-100), распоряжением заместителя начальника управления-начальника Приобского ТОГАН от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Аэропорт Сургут» ( л.д.101-108), приказом о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на субъекте транспортной инфраструктуры ОАО «Аэропорт Сургут» (л.д.122), заключением Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности аэропорта ОАО «Аэропорт Сургут» (л.д. 129-136), копией письма адресованного начальнику УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что сотрудниками авиационной безопасности проведана работа по устранению указанный в предписании П» от ДД.ММ.ГГГГ недостатков, в частности в План транспортной безопасности внесены изменения, дополнения, связанные со вступлением в силу новых нормативных актов по транспортной безопасности, начата подготовка к проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности ( л.д.144-146).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения ОАО «Аэропорт Сургут» требований по обеспечению транспортной безопасности, а также принятия всех зависящих от «Аэропорт Сургут» мер по их соблюдению, в деле не имеется, и ОАО «Аэропорт Сургут» не представлено.

Подлежит отклонению довод законного представителя общества о том, что в ОАО «Аэропорт Сургут» разработан План обеспечения транспортной безопасности.

В Плане обеспечения транспортной безопасности ОАО «Аэропорт Сургут», утвержденным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) ДД.ММ.ГГГГ, Приложенный является порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ОАО «Аэропорт Сургут» и силами обеспечения транспортной безопасности только лишь других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие». Пунктом 1.4 Приложения установлено: Перечень ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие, определяется организационно-распорядительными документами ОАО «Аэропорт Сургут».

Между тем ОАО «Аэропорт Сургут» не представил не на момент проведения проверки, ни на момент рассмотрения дела об административном правонарушении организационно-распорядительные документы, перечней ОТИ и ТС с которыми имеется технологическое взаимодействие, а так же утверждённого порядка технологического взаимодействия Аэропорта Сургут и транспортными средствами воздушного транспорта, направленных на реализацию такого взаимодействия.

Вмененный пункт 5.10 требований по обеспечению транспортной безопасности, обязательных для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, указанный в постановлении о назначении административного наказания гласит, что в ОАО «Аэропорт Сургут» не разработан, не утвержден порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ Аэропорт Сургут и силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта авиакомпаний осуществляющих свою деятельность в ОАО «Аэропорт Сургут», с которыми имеется технологическое взаимодействие. Добавлением (стр. 192) Плана обеспечения транспортной безопасности ОАО «Аэропорт Сургут» от ДД.ММ.ГГГГ является перечень эксплуатантов ВС, имеющих договорные отношения с ОАО «Аэропорт Сургут» по обеспечению авиационной безопасности ( авиакомпании «ЮТэйр», «Аэрофлот», «Победа»)

Основанием нарушения является п. 5.10 Требований , который устанавливает - что субъект транспортной инфраструктуры обязан (п.5) разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ н/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Ф3-) установлено - на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так же Пунктами 5; 5.8 Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно п.9 ст. 1 Ф3- субъекты транспортной инфраструктуры –юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств использующие их на ином законном основании.

Доводы жалобы относительно невозможности проведения аттестации, нахожу необоснованными.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО «Аэропорт Сургут» - в УГАН НОТБ УФО Ростанснадзора не представлены доказательства принятия юридическим лицом всех возможных мер для исполнения обязательных требований законодательства РФ, а именно, на ДД.ММ.ГГГГ опубликованный в сети Интернет на сайте Росавиации Реестр аттестующих организаций ФАВТ содержал информацию о двух аттестующих организациях, одна из которых осуществляла свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ (Реестр прилагается к отзыву), однако ОАО «Аэропорт Сургут» осуществила запрос только ДД.ММ.ГГГГ (прилагается к отзыву), в одну аттестующую организацию, уже после вынесения постановления о назначении административного наказания. Следовательно, до вынесения постановления, не учитывая выданное ДД.ММ.ГГГГ инспекторское Предписание , ОАО «Аэропорт Сургут» не предпринимал никаких мер для соблюдения действующего законодательства в области транспортной безопасности, что подтверждается отчетом от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений ОАО «Аэропорт Сургут» по выданному инспекторскому предписанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.144-146).

Действия ОАО «Аэропорт Сургут» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ОАО «Аэропорт Сургут» в пределах санкции части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения.

Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые послужили бы основанием для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не установлено.

Постановление о привлечении ОАО «Аэропорт Сургут» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора по Уральскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» оставить без изменения, жалобу законного представителя Д.Е.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.

Судья: подпись А.В. Лопатнев

КОПИЯ ВЕРНА «03» ноября 2016 г.

Подлинный документ находится в деле № __12-846/2016____

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

______________________________ А.В. Лопатнев

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь суда __________________________________