ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-846/2026-2018 от 05.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 12-846/26-2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

05 октября 2018 года город Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Скрипкина Е.Ю., рассмотрев жалобу Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа г. Курска от 22 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области»,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа г. Курска от 22.08.2018 г. Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и Фонду назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Согласно постановлению административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», являющийся некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества расположенных на территории Курской области многоквартирных домов, а также на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу <адрес>, в соответствии с предписанием Государственной жилищной инспекции Курской области от ДД.ММ.ГГГГ обязан был в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения: выполнить работы по устранению капельной течи с кровли на поверхность утеплителя в чердачном помещении, стропильную систему (в местах расположения ендовы); однако своих обязанностей не выполнил.

Не согласившись с указанным постановлением, Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, при этом указав, что в акте проверки, на основании которого вынесено предписание , отсутствуют сведения о дате и номере решения прокурора о согласовании проведения проверки; в обжалуемом постановлении мировой судья ссылается на Административный регламент, согласно которому Государственная жилищная инспекция осуществляет лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, утвержденный приказом Госжилинспекции Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, однако на момент проведения проверки и вынесения предписания Административный регламент государственной жилищной инспекции Курской области не был предоставлен инспектором; по информации официального сайта Государственной жилищной инспекции Административный регламент государственной жилищной инспекции Курской области утвержден ДД.ММ.ГГГГ

года; предписание Госжилинспекции Курской области от ДД.ММ.ГГГГ выдано с ненадлежащей формулировкой; Фонд осуществляет функцию технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда; в связи с этим между Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» и ООО «ССРР ДОМ» (в настоящее время ООО «Кадуцей») заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании результатов проведенных открытых конкурсов; при осуществлении функции контроля качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ требованиям проектной документации, а также соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации Фондом была проведена проверка, по итогам которой заказчиком подрядчику были перенаправлены предписания ГЖИ об устранении нарушений при проведении капитального ремонта на многоквартирном доме по адресу <адрес> (наличие капельной течи с кровли на поверхность утеплителя в чердачном помещении, стропильную систему (в местах расположения ендовы); Фондом капитального ремонта за неисполнение предписаний по указанному дому была направлена претензия ООО «ССРР ДОМ» с требованием добровольно исполнить обязательства по договору, однако ООО «ССРР ДОМ» не исполнило в добровольном порядке гарантийные обязательства по договору, в связи с чем Фонд капитального ремонта обратился в арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к ООО «ССРР ДОМ» об обязании выполнить гарантийные обязательства по устранению недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийного срока в порядке и сроки, установленные договором от ДД.ММ.ГГГГ, в объеме, указанном в акте проверки; судом не исследовался вопрос о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и принимались ли данным лицом все зависящие от него меры по их соблюдению; исполнение предписания требует значительных финансовых затрат, а Фонд капитального ремонта не имеет собственных денежных средств; применительно к обстоятельствам настоящего дела по адресу <адрес> Фондом капитального ремонта результат работы подрядчика был принят и оплачен; в связи с появлением недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийного срока идет судебное разбирательство между сторонами договора подряда; основной целью деятельности Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» является формирование средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Курской области; одной из функций Фонда является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда; в связи с этим отсутствует вина лица, привлекаемого к административной ответственности, так как предписание не исполнено по независящим от данного лица обстоятельствам и соответственно производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения; судом первой инстанции не были проверены полномочия инспектора на вынесение предписания и составления инспектором протокола об административном правонарушении; полномочия жилищной инспекции в части контроля за Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» определены ст. 20 ЖК РФ, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493, Положением о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 25

октября 2016 года , постановлением Администрации Курской области от 16 апреля 2014 года № 256-па «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Курской области», постановлением Администрации Курской области от 20 сентября 2013 года № 658-па «Об утверждении Порядка осуществления на территории Курской области контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств»; предметом контроля данного отдела является соблюдение Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» и владельцами специальных счетов обязательных требований жилищного законодательства при реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; согласно указанным нормативно-правовым актам жилищная инспекция наделена полномочиями по проверке Фонда капитального ремонта только в части проверки деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта; т.е. жилищной инспекцией проводятся документарные проверки в отношении Фонда капитального ремонта на предмет соблюдения им обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта, целевого расходования денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и обеспечением сохранности этих средств; полномочиями по проверке качества работ, а также их выполнения и объемов жилищная инспекция не наделена, в связи с чем вынесение предписания жилищной инспекцией об устранении нарушений в части проведенного капитального ремонта выходят за рамки полномочий жилищной инспекции; кроме того, предписание Госжилинспекции Курской области выдано с ненадлежащей формулировкой, так как фактическое устранение выявленных нарушений не относится к компетенции Фонда, а именно Фонд не является исполнителем работ по капитальному ремонту; Фонд осуществляет функцию технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда; предписание должно быть выдано тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено.

В ходе судебного разбирательства защитники Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» Агафонова С.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Минакова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы и дополнения к жалобе поддержали по изложенным в них основаниям.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный инспектор отдела по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств Государственной жилищной инспекции Курской области ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав объяснения защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» Агафонову С.Г. и Минакову О.В., лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старшего государственного инспектора отдела по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обес-

печением сохранности этих средств Государственной жилищной инспекции Курской области ФИО4., исследовав предоставленные материалы, судья приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 1 ст. 19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному старшим государственным инспектором отдела по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств Государственной жилищной инспекции Курской области ФИО4 Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», являющийся некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества расположенных на территории Курской области многоквартирных домов, а также на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу <адрес>, в соответствии с предписанием Государственной жилищной инспекции Курской области от ДД.ММ.ГГГГ обязан был в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения (обеспечить выполнение следующих видов работ): не выполнены работы по устранению капельной течи с кровли на поверхность утеплителя в чердачном помещении, стропильную систему (в месте расположения ендовы); однако своих обязанностей не выполнил.

Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение на-

рушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения

для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре», задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

В силу п. 11 указанного Положения предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к деятельности региональных операторов по финансирова-

нию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; формированию фондов капитального ремонта.

Статья 181 ЖК РФ содержит совокупность норм, которые составляют понятие «формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора».

Согласно ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете

регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 186 ЖК РФ контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 23 закона Курской области от 22 августа 2013 года № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» контроль за деятельностью регионального оператора осуществляется уполномоченным органом исполнительной государственной власти области в порядке, установленном Администрацией Курской области.

В соответствии с п. 1 постановления Администрации Курской области от 27 ноября 2013 года № 879-па «О Порядке осуществления контроля за деятельностью Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской

области» государственная жилищная инспекция Курской области определена уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по осуществлению контроля за деятельностью Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".

Настоящий Порядок определяет основные требования к осуществлению контроля за соответствием деятельности Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" требованиям, установленным жилищным законодательством и Законом Курской области от 22 августа 2013 года N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области".

В связи с изложенным судья полагает, что довод Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" о том, что вынесение предписания выходит за рамки полномочий Государственной жилищной инспекции Курской области не обоснован, поскольку последняя контролировала не качество выполненных работ, а исполнение обязанностей Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".

Однако Государственная жилищная инспекция Курской области не вправе была обязывать Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" устранить выявленные нарушения (наличие капельной течи с кровли на поверхность утеплителя в чердачном помещении, стропильную систему (в месте расположения ендовы), поскольку Фонд самостоятельно ремонтные работы не осуществляет. Фонд осуществляет функцию технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда; в связи с этим между Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» и ООО «ССРР» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании результатов проведенных открытых конкурсов.

Фонд предпринял меры для обеспечения выполнения работ по устранению выявленных нарушений – письмом от ДД.ММ.ГГГГ вызвал представителя ООО «ССРР ДОМ» для составления акта, фиксирующего выявленные в гарантийный срок недостатки, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Фонд просил ООО «ССРР ДОМ» устранить выявленные недостатки, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, вызвал представителя ООО «ССРР ДОМ» для составления акта, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Фонд просил ООО «ССРР ДОМ» устранить выявленные недостатки.

Фонд обратился в арбитражный суд Курской области с исковым заявлением о понуждении ООО «ССРР ДОМ» выполнить гарантийные обязательства.

В связи с этим отсутствует вина Фонда в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, так как предписанием на Фонд возложена обязанность устранить выявленные нарушения (наличие капельной течи с кровли на поверхность утеплителя в чердачном помещении, стропильную систему (в месте расположения ендовы), что не относится к полномочиям Фонда, который самостоятельно ремонтные работы не выполняет. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего капитального ремонта, а не результатом ненадлежащего текущего содержания общедомового имущества, которое осуществляет управляющая компания. В связи с этим предписание нельзя признать законным. Доказательства же

того, что Фонд не предпринял меры по обеспечению выполнения указанных работ, в деле отсутствуют.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа г. Курска от 22 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» отменить; дело производством прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья: Е.Ю. Скрипкина