Судья Керасов М.Е. Дело № 12-847/14
Р Е Ш Е Н И Е 1 апреля 2014 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Попова Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2014 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 12 декабря 2013 года генеральный директор ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 через своего представителя обратился с жалобой, в которой просил постановление государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на необоснованность и незаконность обжалуемого постановления.
Решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2014 года постановление государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 12 декабря 2013 года о привлечении генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ – оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе в вышестоящий суд представитель генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, как незаконное, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения представителей ФИО1 по доверенностям ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы жалобы, представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу по доверенности ФИО4 о законности и обоснованности принятого решения, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно материалам дела, копия решения Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2014 года получена представителем ФИО1 по доверенности ФИО2, согласно справочного листа, 17 февраля 2014 года. Жалоба представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на указанное решение суда направлена по почте в Октябрьский районный суд г.Новороссийска, согласно штампу на конверте, 27 февраля 2014 года (л.д.89), то есть в срок, предусмотренный ст.30.3 ч.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 14 июня 2013 года " номер обезличен " в отношении ОАО «Черномортранснефть» со 2 июля 2013 года по 29 июля 2013 года была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований. А именно, было установлено, что ОАО «Черномортранснефть» в 2012 году передавало отходы общества, не относящиеся к 5 классу опасности, лицам (МУП «Городское коммунальное хозяйство» (г.Крымск), МУП «Полигон» (г.Новороссийск), не имеющим соответствующих лицензий, предусмотренных в указанном промежутке времени обязательными требованиями законодательства РФ (ст.12 ФЗ от «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Такие отходы, не относящиеся к 5 классу опасности, в нарушение обязательных требований (ст.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления») ОАО «Черномортранснефть» передавались указанным юридическим лицам, в том числе, для размещения, согласно договорным отношениям. Отходы, не относящиеся к 5 классу опасности, в количестве 19,2 м3, согласно акту " номер обезличен " от 12 декабря 2012 года были переданы МУП «Городское коммунальное хозяйство» (г.Крымск). Часть указанных отходов 4 класса опасности в количестве 21,4 м3, согласно акту " номер обезличен ", акту " номер обезличен " от 28 декабря 2012 года (договор от 6 июня 2012 года " номер обезличен ") в декабре 2012 года транспортировалась силами и средствами ООО «ВостокТрансСервис» для размещения на объект в " адрес обезличен ", эксплуатируемый МУП «Полигон», при этом право собственности на указанные транспортируемые и размещаемые отходы общества оставалось у ОАО «Черномортранснефть» и остается у данного общества до настоящего времени. По результатам проверки 29 июля 2013 года составлен акт " номер обезличен ".
27 ноября 2013 года в отношении генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении " номер обезличен ", предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 39 указанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», собственник отходов 1-5 класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Статья 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прямо указывает на необходимость наличия лицензии для деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.
При рассмотрении административного материала судом первой инстанции установлено, что Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея были утверждены Нормативы для образования отходов и лимита на их размещение для ОАО «Черномортранснефть» ПК «Шесхарис» площадка «Шесхарис» и площадка «Грушовая» за " номер обезличен " от 10 марта 2011 года и за " номер обезличен " от 27 мая 2011 года.
В сентябре – декабре 2012 года между ОАО «Черномортранснефть» и МУП «Полигон» существовали договорные отношения (договор от 27 февраля 2012 года " номер обезличен ") на транспортировку и прием твердых бытовых отходов (исключая крупногабаритные) и других разрешенных к приему отходов ТБО на свалку в районе села Глебовское. Право собственности на ТБО по данному договору сохранялось за ОАО «Черномортранснефть».
6 июня 2012 года между ОАО «Черномортранснефть» и ООО «ВостокТранс-Сервис» был заключен договор " номер обезличен " на вывоз ТБО 4 и 5 класса. Согласно акту " номер обезличен " от 28 декабря 2012 года, часть отходов ТБО 4 класса опасности в количестве 21.4 куб.м. транспортировалась силами ООО «Вос-токТрансСервис» для размещения на свалке в селе Глебовское, эксплуатируемой МУП «Полигон», у которого отсутствовала лицензия на обезвреживание и размещение ТБО 4 класса опасности.
При таких обстоятельствах, судом сделан обоснованный вывод, что ОАО «Черномортранснефть», являясь собственником вышеуказанных отходов, допустило нарушения, выраженные в передаче отходов для размещения организацией, не имеющей лицензии на этот вид деятельности.
Судом правильно указано, что факт наличия у ОАО «Черномортранснефть» лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов для правильного разрешения дела значения не имеет, так как работы по размещению и хранение отходов производилось другой организацией, не имеющей подобной лицензии.
Кроме того, 25 января 2012 года ОАО «Черномортранснефть» заключило договор " номер обезличен " с МУП «Городское коммунальное хозяйство» на вывоз отходов ТБО. В соответствии с п.1.2 указанного договора, право собственности на отходы передается исполнителю с момента вывоза отходов с территории предприятия. Согласно акту " номер обезличен " от 12 декабря 2012 года, часть отходов, не относящихся к 5 классу опасности, в количестве 21,4 куб.м., были переданы МУП «Городское коммунальное хозяйство», у которого отсутствовала лицензия на выполнение работ по размещению опасных отходов.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что в данном случае ОАО «Черномортранснефть» было нарушено положение ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства потребления», согласно которой, разрешается отчуждение отходов 1-4 класса опасности лицу, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно приказу от 1 сентября 2012 года " номер обезличен " ФИО1 является генеральным директором ОАО «Черномортранснефть».
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судом первой инстанции обоснованно вынесено решение 11 февраля 2014 года, которым постановление государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 12 декабря 2013 года о признании генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.2 КоАП РФ, с назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей – оставлено без изменения, жалоба генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 – без удовлетворения.
Действия генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы представителя генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 по доверенности ФИО2 о том, ФИО1 не причастен к заключению договоров с ООО «ВостокТрансСервис» и с МУП «Городское коммунальное хозяйство», поскольку указанные договоры были заключены до того, как он был назначен генеральным директором ОАО «Черномортранснефть», не могут быть приняты судом вышестоящей инстанции во внимание, поскольку согласно Уставу ОАО «Черномортранснефть», утвержденному 20 апреля 2011 года, к компетенции генерального директора отнесены все вопросы руководства текущей деятельностью общества, не отнесенные к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров. Заключение договоров, регулирование и контроль деятельности общества по вопросам обращения с опасными отходами относятся к компетенции генерального директора. Таким образом, то обстоятельство, что вышеуказанные договоры были заключены не самим ФИО1, не снимает с генерального директора общества ответственности за нарушение организации деятельности общества по вопросам обращения с опасными отходами.
Утверждение представителя ФИО1 о том, что в г.Новороссийске отсутствовали лицензированные свалки для размещения ТБО 1-4 класса опасности, а заключать договоры на размещение таких отходов надлежит только с лицензированными полигонами, из которых на конкурсное предложение ОАО «Черномортранснефть» о заключении договоров никто не откликнулся, не освобождает генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 от ответственности за нарушение норм действующего административного законодательства по обращению с опасными отходами.
Доводы жалобы о том, что истек срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, не могут быть приняты судом вышестоящей инстанции во внимание, поскольку заявитель неверно толкует применение сроков давности, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
Р Е Ш И Л:
Решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2014 года - оставить без изменения, жалобу представителя генерального директора ОАО «Черномортранснефть» ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Судья: