ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-847/17 от 01.08.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-847/2017

Р Е Ш Е Н И Е

01 августа 2017 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу главного инспектора Счетной палаты Республики Крым ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года №5-328/2017

у с т а н о в и л :

Постановлением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года №5-328/2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица – председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Зотович Нины Васильевны прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым постановлением, главный инспектор Счетной палаты Республики Крым ФИО1 подала жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, рассмотреть дело по существу и принять соответствующее решение.

Жалоба мотивирована тем, что постановление суда является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях Зотович Нины Васильевны состава административного правонарушения. Из мотивировочной части постановления следует, что суд сделал указанный вывод, опираясь исключительно на письменные и устные объяснения представителя должностного лица Зотович Н.В., при этом письменные доказательства, приобщенные к протоколу об административном правонарушении, судом не исследовались. Также, по мнению заявителя, при вынесении постановления судом не учтено, что представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании неоднократно подтвердил, что считает предписание законным, а сроки для устранения указанных в нем нарушений - достаточными. Вывод суда о том, что исполнение предписания должно подтверждаться фактическим выходом на место и составлением акта проверки исполнения предписания заявитель жалобы считает неверным, приводя соответствующие доводы.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителей Счетной палаты Республики Крым ФИО4, ФИО5, поддержавших доводы жалобы, представителя должностного лица Зотович Н.В. – ФИО6, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, счетной палатой Республики Крым на основании пункта 1.7 раздела 1 Плана работы счетной палаты Республики Крым на 2017 год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Крым от 27.12.2016 года № 50-6/16 проводится контрольное мероприятие «Проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым государственных функций в 2014-2016 годах».

В рамках контрольного мероприятия на основании приказа заместителя председателя Комитета ФИО7 от 21.03.2017 № 17-од «О проведении инвентаризации основных средств» комиссией Комитета, назначенной указанным приказом, с участием инспекторов Счетной палаты Республики Крым в период с 22.03.2017 года по 23.03.2017 года проведена инвентаризация объектов основных средств балансового и забалансового учета с целью установления их фактического наличия и сопоставления с данными бухгалтерского учета.

Согласно акту о результатах инвентаризации от 23.03.2017 № 1 комиссией установлено отсутствие идентификационных признаков у объектов основных средств вследствие нарушения норм и требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере учета и использовании основных средств.

По фактам выявленных нарушений действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере бухгалтерского учета, руководствуясь пунктом 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 6-ФЗ), статьей 26 Закона Республики Крым от 20.11.2014 № 9- ЗРК/2014 «О Счетной палате Республики Крым» (далее - Закон № 9-ЗРК/2014), Счетная палата направила в адрес председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Зотович Н.В. предписание от 23.03.2017 № 2.

Так, в предписании указано, что в нарушение пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в Комитете не утвержден и фактически отсутствует порядок проведения инвентаризации;

в нарушение п. 46 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года № 157н объекты основных средств не обозначены уникальными инвентарными номерами;

в нарушение п. 45 Инструкции № 157н отдельные объекты основных средств (системные блоки, мониторы, клавиатура, мышь), которые в учете Комитета отражены как самостоятельные инвентарные объекты, фактически эксплуатируются в комплекте, при этом факты комплектации документально не оформлены;

в нарушение п. 38 Инструкции № 157н отдельные объекты основных средств учитываются на счете 105.36 «Прочие материальные запасы»;

в нарушение п. 54 Инструкции № 157н в Комитете отсутствует аналитический статический учет основных средств;

в инвентарных карточках объектов основных средств отсутствует краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов (комплектующие) и основные качественные и количественные показатели, тем самым нарушены требования к оформлению регистров бухгалтерского учета, установленные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Отдельные объекты основных средств фактически не используются в деятельности Комитета, при этом акты о выводе имущества из эксплуатации в Комитете отсутствуют.

С учетом изложенного Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым предписано в срок до 30 марта 2017 года устранить указанные факты нарушений и привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

Данное предписание получено Комитетом 24.03.2017 года, о чем имеется соответствующая отметка.

Письмом от 31.03.2017 исх.№ 18/873-08.1, поступившим в адрес Счетной палаты 03.04.2017 (вх. № 269), Комитет проинформировал Счетную палату о том, что выявленные в ходе проведения инвентаризации нарушения будут устранены, а ответственное лицо, виновное в нарушении законодательства Российской Федерации будет привлечено к ответственности.

Неисполнение предписания от 23.03.2017 № 2 послужило основанием для составления в отношении должностного лица – председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Зотович Нины Васильевны протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из буквального толкования диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Согласно ч.1 ст. 1 Закон Республики Крым от 20.11.2014 N 9-ЗРК/2014, Счетная палата Республики Крым является постоянно действующим контрольно­-счетным органом внешнего государственного финансового контроля Республики Крым, образуется Государственным Советом Республики Крым и ему подотчетна.

Пунктами 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-­счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.

Вместе с тем, при рассмотрении дела в районном суде требования действующего законодательства не были выполнены.

Так, прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности вины председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Зотович Н.В. в совершении вменяемого ей административного правонарушения. При этом в обоснование указанного вывода суд указал, что предоставленные предписанием Счетной палаты Республики Крым срок на устранение указанных в нем нарушений – пять рабочих дней, является незначительным для выполнения действий, указанных в предписании.

При этом законность предписания означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость предписания является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Вместе с тем, вывод суда о том, что срок на исполнение вынесенного предписания являлся недостаточным для фактического устранения установленных нарушений, какими-либо доказательствами, которым была бы дана надлежащая правовая оценка, не подтвержден. Как усматривается из протокола судебного заседания от 10 мая 2017 года о рассмотрении дела об административном правонарушении, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, на неисполнимости вынесенного предписания в связи с недостаточностью предоставленного для его исполнения срока не настаивал. Вопреки сделанному судом выводу, указывал на исполнение предписания и устранение выявленных нарушений в установленный срок. Указанные доводы представителя Зотович Н.В. не получили надлежащей оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Более того, указание суда на то, что Счетной палатой Республики Крым не проверялось исполнение предписания фактическим выходом на место его исполнения и акта проверки его исполнения не составлялось, не может служить основанием для прекращения производство по делу, поскольку об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, не свидетельствует.

Учитывая изложенное прекращение производства по делу в отношении председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Зотович Н.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, является преждевременным, поскольку судом нарушены требования о всестороннем, полном и объективном и выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года №5-328/2017 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу главного инспектора Счетной палаты Республики Крым ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года №5-328/2017 – удовлетворить частично.

Постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года №5-328/2017 – отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>