ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-847/19 от 28.10.2019 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2019-006287-35

12-847/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

28 октября 2019 года город Ханты-Мансийск.

Судья Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Савченко М.П.,

с участием прокурора – прокурора отдела прокуратуры ХМАО – Югры Смирнова Д.В.,

представителей должностного лица привлекаемого к административной ответственности Исламутдинова В.Ф. Картина О.С. и Казаковой М.В.,

представителей Управления Федерального казначейства по ХМАО – Югре Кардава Е.Э. и Журавлевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – проректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» (далее по тексту ФГБОУ ВО «ЮГУ») Исламутдинова В.Ф. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре от 10 сентября 2019 года вынесенное по делу об административном правонарушении № 87-21-30/2019-19, в соответствии с которым Исламутдинов Вадим Фаруарович привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 87-21-30/2019-19 вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре 10 сентября 2019 года Исламутдинов В.Ф. как должностное лицо – проректор ФГБОУ ВО «ЮГУ» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.

Считая данное постановление незаконным и необоснованным, Исламутдинов В.Ф. обратился в суд с жалобой содержащей требование отмены вышеуказанного постановления. В обоснование жалобы указано то, что Управлением Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре как административным органом при вменении ему правонарушения в виде нецелевого расходования бюджетных средств, в качестве такового расценено расходование средств на полную замену дверных блоков при осуществлении ремонта части помещения филиала ФГБОУ ВО «ЮГУ» - Лянторского нефтяного техникума, так как выделенные их учреждению бюджетные средства предназначались для проведения текущего ремонта, а административный орган, ошибочно, по мнению Исламутдинова В.Ф., расценил полную замену дверных блоков как производство капитального ремонта знания.

В судебное заседание Исламутдинов В.Ф. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, что подтверждается судебной повесткой возращенной почтовой службой по истечению срока хранения. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании представители должностного лица привлекаемого к административной ответственности Исламутдинова В.Ф. Картин О.С. и Казакова М.В. на удовлетворении жалобы и отмене постановления от 10 сентября настаивали. По их мнению, Исламутдинов В.Ф. как должностное лицо – проректор ФГБОУ ВО «ЮГУ» привлечен к административной ответственности по настоящему делу незаконно и необоснованно, так как полученные их учреждением денежные средства выделенные из средств федерального бюджета для проведения текущего ремонта помещения филиала ФГБОУ ВО «ЮГУ» - Лянторского нефтяного техникума именно на эти цели и были израсходованы, а прокуратура ХМАО – Югры и УФК по ХМАО – Югре неверно толкуют понятия текущего и капитального ремонта. По их мнению действующее законодательство не содержит четкого понятия разграничения текущего и капитального ремонта, в связи с чем, в том числе в соответствии с арбитражной практикой, полная замена дверных блоков возможна как при текущем, так и при капитальном ремонте.

В судебное заседание представители административного органа Управления Федерального казначейства по ХМАО – Югре Кардава Е.Э. и Журавлева О.О., просили обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. В обоснование своей позиции в судебном заседании и в представленных суду возражениях на жалобу указали, что понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в ведомственных строительных нормах - Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденном приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, и в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года № 279. С учетом указанных норм действующего законодательства Российской Федерации работы по замене дверных блоков подлежат отнесению к капитальному ремонту и не входят в понятие содержания имущества. В связи с чем действия проректора ФГБОУ ВО «ЮГУ» Исламутдинова Ф.Ф. по расходованию средств выделенных из федерального бюджета для текущего ремонта части помещения филиала ФГБОУ ВО «ЮГУ» - Лянторского нефтяного техникума на полную замену дверных блоков в указанном помещении являются нецелевым расходованием бюджетных средств.

Прокурор Смирнов Д.В. в судебном заседании дал заключение о законности вынесенного в отношении Исламутдинова В.Ф. постановления, о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ и об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.

Суд, заслушав представителей должностного лица привлеченного к административной ответственности, представителей административного органа, заключение прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 87-21-30/2019-19 вынесенным заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре 10 сентября 2019 года Исламутдинов В.Ф. как должностное лицо – проректор ФГБОУ ВО «ЮГУ» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп., за то, что Исламутдинов В.Ф. как проректор ФГБОУ ВО «ЮГУ» являясь должностным лицом ответственным за целевое расходование средств федерального бюджета выделенных для ФГБОУ ВО «ЮГУ» 27 декабря 2017 года Министерством образования и науки Российской Федерации согласно утвержденного государственного задания № 074-01424-18-00 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и Соглашения от 11 января 2018 года между Министерством образования и науки Российской Федерации и ФГБОУ ВО «ЮГУ» о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 074-03-2018-277 (далее по тексту Соглашение), в нарушение, в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации произвел расходование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения в соответствии с государственным заданием № 074-01424-18-00 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и Соглашением. В частности, исполнения Соглашения по итогам проведенного аукциона в электронной форме 26 июля 2018 года ФГБОУ ВО «ЮГУ» в лице проректора по экономическому развитию Исламутдинова Вадима Фаруаровича и обществом с ограниченной ответственностью «Ориенталь-Консалтинг» заключен контракт № К - 44/18-ЮГУ-ЛНТ-13 на выполнение работ по ремонту здания Лянторского нефтяного техникума являющегося филиалом ФГБОУ ВО «ЮГУ» (далее - Контракт). Согласно локальному сметному расчету на текущий ремонт коридоров первого и второго этажей Лянторского нефтяного техникумов и техническому заданию на выполнение работ по текущему ремонту здания Лянторского нефтяного техникума как филиала ФГБОУ ВО «ЮГУ», являющимися приложенияи №№ 1, 2 к Контракту, в рамках работ по текущему ремонту здания Лянторского нефтяного техникума выполнены работы по демонтажу дверных коробок: в каменных стенах с отбивкой штукатурки в откосах и установка металлических дверных блоков в готовые проемы и оплата выполненных работ по Контракту в сумме 1 539 155 руб. 24 коп. произведена ФГБОУ ВО «ЮГУ» платежным поручением № 431815 от 18 сентября 2018 года.

Однако, в соответствии с пунктом 1.1. Соглашения его предметом является предоставление ФГБОУ ВО «ЮГУ» из федерального бюджета в 2018 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 074-01424-18-00 от 27 декабря 2017 года. Согласно пунктам 2.1., 2.2. Соглашения субсидия предоставляется ФГБОУ ВО «ЮГУ» на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству образования и науки Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: в 2018 года 434 087 800 рублей - по коду бюджетной классификации 074 0706 02 1 01 90059 611, в 2018 году 183 287 200 рублей - по коду бюджетной классификации 074 0704 02 1 02 90059 611. Пунктом 4.3.3 Соглашения определено, что ФГБОУ ВО «ЮГУ» обязуется направлять средства Субсидии на выплаты, установленные планом финансово - хозяйственной деятельности ФГБОУ ВО «ЮГУ», сформированным и утвержденным в порядке, определенном приказом Минобрнауки России от 16 июня 2016 года № 717 «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансовохозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».

При этом в пункте 6.5. «Расчет (обоснование) расходов на оплату работ, услуг по содержанию имущества раздела 6. «Расчет (обоснование) расходов на закупку товаров, работ, услуг Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы ФГБОУ ВО «ЮГУ» утвержденного 11 января 2018 года приказом И.о. ректора ФГБОУ ВО «ЮГУ» предусмотрены средства на ремонт имущества (текущий), в том числе услуги по текущему ремонту недвижимого имущества. В Плане финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы Лянторского нефтяного техникума как филиала ФГБОУ ВО «ЮГУ» в разделе V. «1. Сведения о вносимых изменениях № 2 в 2018 г. по виду поступлений субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 29.06.2018 г.» предусмотрены выплаты на работы, услуги по содержанию имущества.

Таким образом, проректором ФГБОУ ВО «ЮГУ» Исламутдиновым В.Ф. из средств федерального бюджета полученных в качестве субсидии на содержание имущества и проведение текущего ремонта произведена оплата работ по капитальному ремонту здания, то есть указанные средства федерального бюджета израсходованы не на цели предусмотренные условиями предоставления субсидии.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ административная ответственность наступает за нецелевое использование использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Факты производства вышеуказанных работ по полной замене дверных блоков в здании Лянторского нефтяного техникума как филиала ФГБОУ ВО «ЮГУ», оплаты производства данных работ из средств федерального бюджета выделенных в качестве субсидии на содержание имущества и проведение текущего ремонта и того, что ответственность за указанные действия была возложена на проректора ФГБОУ ВО «ЮГУ» Исламутдиновам В.Ф. не оспариваются сторонами и признаются судом доказанными.

При этом при оценке доводов Исламутдинова В.Ф. изложенных в жалобе на постановление от 10 сентября 2019 года и указанных его представителями в судебном заседании, суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства определен как замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 58 ГрК РФ предусмотрено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно- технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Кроме того, положения норм прав позволяющие разграничить понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в ведомственных строительных нормах.

В частности в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года № 279 (далее по тексту Положение № 279).

В Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения (вместе с "ВСН 58-88 (р) - Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденном приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312 (далее по тексту ВСН 58-88(р).

Так, в согласно пунктам 3.4 и 3.11 Положения № 279 к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений - такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении № 3 Положения № 279, по капитальному ремонту - в Приложении № 8 Положения № 279.

Из раздела VI. «Окна, двери и ворота» приложения № 3 Положения № 279 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся: исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.

В соответствии с разделом VI. «Окна, двери и ворота» приложения № 8 Положения № 279 к капитальному ремонту отнесены: полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.

В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 года № 15/1 - к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что работы по полной замене дверных блоков в здании Лянторского нефтяного техникума являющегося филиалом ФГБОУ ВО «ЮГУ» произведенных по контракту № К - 44/18-ЮГУ-ЛНТ-13 от 26 июля 2018 года ФГБОУ ВО «ЮГУ» не могут быть отнесены к работам по содержанию имущества или к текущему ремонту и относятся к работам по капитальному ремонту здания, в связи с чем суд считает, что проректор по экономическому развитию ФГБОУ ВО «ЮГУ» Исламутдинов В.Ф. осуществил расходы из средств федерального бюджета на иные цели, чем предусмотрено вышеуказанными государственным заданием № 074-01424-18-00 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и Соглашением о предоставлении субсидии на его исполнение.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Таким образом, доводы заявителя суд находит необоснованными, опровергаемыми материалами дела и отклоняет их по вышеуказанным основаниям.

При вынесении постановления в отношении Исламутдинова В.Ф. должностным лицом материалы дела исследованы в полном объеме, им дана надлежащая оценка.

В связи с чем в рассматриваемых по настоящему делу действиях Исламутдинова В.Ф. как должностного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, его действия правильно квалифицированы уполномоченным на то должностным лицом.

Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных при составлении настоящего дела об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания судом не установлено.

Срок привлечения Исламутдинова В.Ф. к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении № 87-21-30/2019-19 вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре 10 сентября 2019 года, в соответствии с которым Исламутдинов В.Ф. как должностное лицо – проректор ФГБОУ ВО «ЮГУ» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении № 87-21-30/2019-19 вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре 10 сентября 2019 года, в соответствии с которым Исламутдинов В.Ф. как должностное лицо – проректор ФГБОУ ВО «ЮГУ» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. – оставить без изменения, жалобу Исламутдинова В.Ф. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись М.П. Савченко

Копия верна.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда М.П. Савченко