ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-84/18 от 22.11.2018 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-84/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 ноября 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Фетисова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя юридического лица - ООО «Восточная торговая компания» ФИО1, на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО2 от 25.07.2018 г. по делу об административном правонарушении № 88/577-18, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью « Восточная торговая компания», ИНН <***>, КПП 270401001, ОГРН <***>, дата государственной регистрации юридического лица - 09.02.2016 г., юридический адрес: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Названным постановлением административного органа юридическое лицо ООО «Восточная торговая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Согласно постановлению, юридическое лицо признано виновным в неверном определении качественных характеристик и объёма древесины, подлежащей заготовке на лесных участках Снежного участкового лесничества Гурского лесничества, а также в начале использования под бытовые вагончики и стоянку техники лесного участка в Снежном участковом лесничестве ранее срока подачи лесной декларации на данный участок.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, представитель юридического лица обратился в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что проведенной проверкой установлены нарушения Обществом пунктов 17 и 26 приказа МПР и экологии РФ №474 от 13.09.2016г. «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23. Лесного кодекса РФ». Считает данный вывод административного органа необоснованным, поскольку границы лесосеки на местности обозначены в установленном порядке. Документально расположение лесосеки зафиксировано на схемах в приложениях № 3 и № 4 к лесной декларации. Объемы заготовки на лесосеке, в том числе по каждой древесной породе, указаны в приложении 1 к лесной декларации. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам. Согласно протоколу об административном правонарушении, лесосека не тронута рубкой, то есть на момент проверки объем заготовленной древесины отсутствовал, соответственно, расхождения по объему заготовленной на лесосеке древесины выявлены не были, в связи с чем полагает необоснованным вменение Обществу нарушения Правил заготовки. Кроме того, полагает необоснованным привлечение Общества к административной ответственности за использование площадки площадью 0,4 га в выделе <адрес> без подачи лесной декларации, поскольку подача лесной декларации на расчистку от снега площадки (при отсутствии объема рубки (в ликвиде), который может быть задекларирован в кубических метрах в лесной декларации) действующим законодательством не предусмотрена.

В судебное заседание представитель юридического лица, своевременно и надлежащим образом уведомленный о дате и месте судебного разбирательства, не явился.

Ходатайство представителя юридического лица об отложении судебного заседания отклонено определением судьи от 22.11.2018 г.

В судебное заседание представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края не явился, представил отзыв на жалобу, которую просит оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 ст. 25 ЛК РФ установлено, что одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

Согласно ч.8 ст.29 ЛК РФ, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

На основании ст. ст.49,60,66 ЛК РФ, отчеты об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий. В отчете об использовании лесов содержится информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация. Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ответственность юридического лица по ч.4 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Как следует из представленных материалов, на основании договора №2939/2017 от 11.07.2017 г., заключенного с Правительством Хабаровского края, ООО «Восточная торговая компания » арендует лесной участок.

По условиям договора аренды, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации и договором аренды, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В ходе проведения 16.01.2018 г. проверки исполнения условий договора аренды лесного участка в части соблюдения требований лесного законодательства при текущей разработке лесосеки, выявлено, что в <адрес> имеется расчищенная от снега площадка площадью 0,4 га, на которой расположено семь бытовых вагончиков и стоянка автомобильной техники. Проверкой установлено, что площадка используется Обществом с 15.12.2017 г., так как запроектирована проектом освоения лесов. Между тем, согласно п.11 договора аренды, Общество вправе приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора только после заключения договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. Обязанность арендатора подавать лесную декларацию в установленном порядке предусмотрена п.12 договора аренды. По состоянию на дату проведения проверки лесная декларация на использование названной площадки Обществом не была подана. Согласно объяснениям представителя Общества - ФИО3 от 16.01.2018 г., Обществом используется лесовозный ус и погрузочный пункт под цели стоянки вахтового участка, но не были своевременно выписаны по причине неподачи декларации. Использование Обществом названного участка по состоянию на 16.01.2018 г. подтверждается, в том числе, фототаблицей.

Согласно ст. 26 ЛК РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Пунктом 2 Приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" предусмотрено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Учитывая, что использование лесного участка Обществом начато до подачи лесной декларации, прихожу к выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований лесного законодательства и условий договора аренды, что образует состав вмененного Обществу административного правонарушения.

Доводы жалобы представителя Общества об отсутствии события правонарушения, поскольку законодательство не содержит требований о подаче лесной декларации на расчистку площадки от снега, нахожу не состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Обществу не вменяется в вину уборка снега.

В ходе проведения контрольных мероприятий по соблюдению ООО «Восточная торговая компания» условий договора аренды от 11.07.2017 г. № 2939/2017, при проверке качества отвода и таксации лесосеки установлено, что лесосека не тронута рубкой, прорубка визиров выполнена, визир просматривается, на углах поворота визира установлены столбы, инструментальная привязка лесосеки соответствует п. 23 «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах лесопарках указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ», утвержденных приказом Минприроды РФ № 474 от 13.09.2016. Промер линий и геодезическая привязка лесосеки выполнены в соответствии с заявленными материалами отвода, площадь лесосеки соответствует фактической площади лесосеки и составила 23,1 га. (в пределах допустимой погрешности).

Вместе с тем, выявлено, что в соответствии с лесной декларацией от 11.12.2017г. № 2/2017, на лесосеке 2, расположенной в квартале <адрес>, ликвидный запас древесины составляет 1408 м3. Ликвидный запас по породам составляет: ель - 100 м3, пихта - 370 м3, ясень - 40 м3, липа - 500 м3, береза желтая - 350 м3, береза белая- 30 м3, ильм - 15 м3. ольха - 3 м3. По материалам проверки качества отвода и таксации лесосеки 2 установлено, что фактически ликвидный запас древесины на лесосеке составляет 2 996 м3, ликвидный запас по породам составляет: ель -281 м3, пихта - 624 м3. ясень - 57 м3, липа - 1116 м3, береза желтая - 735 м 3, береза белая - 7 м3, ильм - 19 м3. береза каменная - 38 м3, клен - 68 м3, осина - 10м3, дуб-31 м3. Таким образом, в ходе проверки установлено, что Обществом неверно определены качественные характеристики и объём древесины, подлежащей заготовке на лесосеке 2 в квартале <адрес>.

Расхождения между данными отводов и таксации в материалах, предоставленных Обществом и качественными характеристиками лесных насаждений и объёма древесины, подлежащей заготовке, составили: по ликвидном запасу древесины на лесосеке + 113%, по ликвидному запасу по породам: ель+181%, пихта+69%, ясень+43%, липа +124%, береза желтая,+110%. береза белая -76%. ильм +27%, ольха +234%. береза каменная+100%, клен +100%, осина +100%, дуб+100%.

Запас древесины породы береза каменная, клен, осина, дуб в материалах лесной декларации от 11.12.17 № 2/2017 отсутствуют.

Согласно п.п. 17,18,26 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации", в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.

При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Отвод и таксация лесосек осуществляются, в том числе, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.

Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам.

Согласно п.88 «Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах РФ», утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15.06.1993 № 155, работа признаётся неудовлетворительной в следующих случаях: при расхождении данных сплошного, ленточного перечёта и круговых площадок постоянного радиуса с данными проверки по общему запасу и запасу деловой древесины в делянке более чем на 10% а по отдельным породам 12%.

В обоснование жалобы представитель юридического лица привел доводы о том, что лесные декларации были проверены уполномоченным органом -Управлением лесами Правительства Хабаровского края и приняты им в установленном порядке, что границы лесосеки на местности обозначены в установленном порядке, что расположение лесосеки документально зафиксировано на схемах в приложениях № 3 и № 4 к лесной декларации, а объемы заготовки на лесосеке, в том числе по каждой древесной породе, указаны в приложении 1 к лесной декларации. Также указывает, что в протоколе об административном правонарушении отражено, что лесосека не тронута рубкой, то есть на момент проверки объем заготовленной древесины отсутствовал, в связи с чем полагает необоснованным вменение нарушения требований Правил заготовки, указанных в п.п.17 и 26.

Указанные доводы представителя Общества отмены постановления не влекут, поскольку Обществу не вменена незаконная порубка древесины. Правилами заготовки древесины предусмотрен отвод и таксация лесосеки в целях дальнейшей заготовки древесины, то есть ещё до заготовки проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку и таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей дальнейшей заготовке.

В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что расхождения между фактическим ликвидным запасом древесины на лесосеке и данными, предоставленными Обществом, составили более допускаемой законом погрешности. Так, по ликвидному запасу древесины на лесосеке отклонение составило + 113%, по ликвидному запасу по породам: ель+181%, пихта+69%, ясень+43%, липа +124%, береза желтая,+110%. береза белая -76%. ильм +27%, ольха +234%. береза каменная+100%, клен +100%, осина +100%, дуб+100%. Запас древесины породы береза каменная, клен, осина и дуб в материалах лесной декларации от 11.12.17 № 2/2017 вообще не отражен.

Отвод и таксация лесосек, соблюдение требований законодательства и условий договора аренды возложены на арендатора лесного фонда - ООО « Восточная торговая компания».

В судебном заседании установлено, что Обществом требования законодательства об отводе и таксации лесосек не соблюдены, в связи с чем Общество обоснованно привлечено к административной ответственности.

Вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждается договором аренды лесного участка от 11.07.2017 г. № 2939/2017, Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Восточная торговая компания», утверждённого приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 07.12.2017 г. № 1082П, актом проверки соблюдения договорных обязательств от 22.01.2018 г. и приложениями к нему, актом проверки текущей разработки лесосеки от 17.01.2018 г. и приложениями к нему, 22.11.2017 г., протоколом по делу об административном правонарушении от 27.02.2018 г.

Должностным лицом Управления лесами все юридически значимые обстоятельства оценены правильно, им дана верная юридическая оценка, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы представителя Общества отмены постановления не влекут, по изложенным выше основаниям, поскольку, являясь арендатором лесного участка, Общество обязано соблюдать условия договора аренды, а их неисполнение образует состав вмененного Обществу административного правонарушения.

Каких-либо иных юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности Общества в совершении правонарушения, в жалобе не приведено, они направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО2 от 25.07.2018 г. по делу об административном правонарушении № 88/577-18, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью « Восточная торговая компания», ИНН <***>, КПП 270401001, ОГРН <***>, дата государственной регистрации юридического лица - 09.02.2016 г., юридический адрес: <...>, оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Восточная торговая компания» - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья