ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-84/19 от 17.10.2019 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

К делу № 12-84/19

РЕШЕНИЕ

пос. Тульский17октября 2019 года

Судья Майкопского районного суда Республики Адыгея ПанешХизирАсланович, (адрес суда:Майкопский район, п. Тульский, ул. Ленина, д. № 47),

рассмотрев протест прокурора Майкопского района на постановление мирового судьи Республики Адыгея судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административномправонарушении в отношении главы МО «Майкопский район» Топорова Олега Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

По результатам проверки соблюдения администрацией МО «Майкопский район» требований земельного и водного законодательства при заключении договора купли-продажи земельного участка с Жидской Н.Б. заместителем прокурора Майкопского района Респубики Адыгея 09 сентября 2019 года возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ в отношении главы МО «Майкопский район Топорова О.Г.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея от 23 сентября 2019 года производство по делу в отношении главы МО «Майкопский район» Топорова О.Г. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, прокурор Майкопского района Республики Адыгея Беретарь А.З. принес протест на данное постановление, просил отменить его.

Помощник прокурора Майкопского района Хапий С.С. участвуя в судебном заседании, доводы протеста поддержал по изложенным в нем основаниям.

В протесте прокурор указывает, что постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея от 23сентября2019 года производство по делу об административном правонарушении в отношении главы МО «Майкопский район» Топорова Олега Геннадьевича, 30 апреля 1974 года рождения, уроженца г. Хадыженск, зарегистрированного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Братьев Лоскутовых, д. 4, за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Частью 2 статьи 19.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03.06.2019 за входящим номером 8963 в администрации муниципального образования «Майкопский район» зарегистрировано заявление Жидской Н.Б. по вопросу предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 01:04:5300003:14, площадью 2 700 м2, расположенного по адресу: ул. Мичурина, 3, х. Шунтук, Майкопский район, Республика Адыгея.

По результатам рассмотрения указанного заявления, 24.06.2019 главой муниципального образования «Майкопский район» Топоровым О.Г. в адрес заявителя направлено письмо за исходящим номером 7989 об удовлетворении заявления и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 01:04:5300003:14.

Майкопским районным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея 10.07.2019 на основании заявления Жидской Н.Б. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5300003:14.

В рамках рассмотрения вышеназванного заявления Жидской Н.Б. администрацией муниципального образования «Майкопский район» в порядке межведомственного информационного взаимодействия из органов государственной регистрации права получена выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5300003:14.

Из содержания указанной выписки следует, что на испрашиваемый Жидской Н.Б. земельный участок распространяются ограничения, установленные приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 12.04.2016 № 111-к «Об утверждении зон с особыми условиями использования территории».

Вышеназванным нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлены зоны с особыми условиями использования территории: береговые полосы, прибрежные защитные полосы, водоохранные зоны.

В постановлении суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении указано, что по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вина Топорова О.Г. в совершении инкриминируемого правонарушения, а также противоправность его поведения, не установлена.

Суд мотивирует свою позицию тем, что из содержания выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5300003:14 от 11.06.2019, полученной администрацией МО «Майкопский район» в рамках рассмотрения заявления Жидской Н.Б. не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что испрашиваемый заявителем объект земельных правоотношений ограничен в обороте.

Вместе с тем, с указанными выводами мирового судьи согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, законодателем на уполномоченный орган, которым в рассматриваемом случае является администрация МО «Майкопский район», возлагается обязанность по проведению проверки на предмет выявления оснований, препятствующих предоставлению земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Согласно ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

В силу положений ч. 3 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»в установленных федеральным законом случаях сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются органом регистрации прав в иные государственные или муниципальные информационные системы посредством информационного взаимодействия с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2015 № 968 установлен порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанным нормативным актом установлен, в том числе, порядок предоставления из ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе форма соответствующего запроса (приложение № 4 к приказу).

Таким образом, при наличии неопределенности в сведениях об ограничениях в оборотоспособности земельного участка, как указано в постановлении суда, у уполномоченного органа, рассматривавшего заявление Жидской Н.Б., имелась объективная возможность получить сведения о конкретных ограничениях, распространяющихся на испрашиваемый земельный участок путем направления вышеуказанного запроса.

При этом в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении по существу установлено, что уполномоченным органом, соответствующие мероприятия не выполнены, заявление Жидской Н.Б. о предоставлении в собственность земельного участка удовлетворено главой МО «Майкопский район» на основании не конкретизированных данных государственного реестра недвижимости. Дополнительные запросы о предоставлении информации из ЕГРН в орган регистрации прав не направлялись.

Наряду с этим, необоснованными являются и выводы суда относительно невозможности получения справочной информации об ограничениях и обременениях, установленных в отношении земельного участка посредствам онлайн сервиса Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея.

В силу положений ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанной статьей выделяются два вида кадастровых карт: публичные - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц; дежурные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно содержания ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы.

Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.03.2016 № 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в публичных кадастровых картах» на публичных кадастровых картах воспроизводятся следующие общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости:

1) границы единиц кадастрового деления;

2) Государственная граница Российской Федерации;

3) границы между субъектами Российской Федерации;

4) границы муниципальных образований;

5) границы населенных пунктов;

6) границы зон с особыми условиями использования территорий;

7) границы территориальных зон;

8) границы особых экономических зон;

9) границы земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

10) границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

11) границы территорий опережающего социально-экономического развития;

12) границы зон территориального развития в Российской Федерации;

13) границы игорных зон;

14) границы лесничеств;

15) границы лесопарков;

16) границы особо охраняемых природных территорий;

17) границы охотничьих угодий;

18) границы водных объектов;

19) границы земельных участков (актуальные, временные);

20) контуры зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства (актуальные, временные);

21) номера единиц кадастрового деления;

22) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс);

23) кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов;

24) категория земель, к которой отнесен земельный участок;

25) сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (частная собственность, собственность публично-правовых образований);

26) кадастровая стоимость земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

27) площадь земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения;

28) разрешенное использование земельных участков, зданий, сооружений;

29) назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства;

30) реестровые номера границ объектов реестра сведений о границах зон с особыми условиями использований территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границами между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов);

31) дополнительные сведения, состав которых определен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, информация о наличии конкретных ограничений, распространяющихся на испрашиваемый Жидской Н.Б. земельный участок, могла быть также получена уполномоченным органом по результатам изучения информации, содержащейся в онлайн сервисе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации «Публичная кадастровая карта».

Изложенные обстоятельства, в своей совокупности, свидетельствуют о необоснованности выводов мирового судьи об отсутствии в действиях главы МО «Майкопский район» Топорова О.Г. состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Так, глава МО «Майкопский район» Топоров О.Г., будучи лицом, осуществляющим организационно-распорядительные полномочия в муниципальном образовании «Майкопский район», в том числе, полномочия по распоряжению земельным фондом, предвидело возможность наступления вредных последствий вследствие удовлетворения заявления Жидской Н.Б. о предоставлении в собственность земельного участка, ограниченного в обороте земельным законодательством, однако по причине ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных Уставом муниципального образования, не приняло должных мер к предотвращению таких последствий.

Выводы, изложенные в постановлении мирового судьи судебного участка № 2 Майкопского района от 23.09.2019 об отсутствии в действиях главы МО «Майкопский район» Топорова О.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ, опровергаются положениями ст. ст. 7, 12, 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также материалами дела об административном правонарушении.

Прокурор просил постановление мирового судьи судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея от 23.09.2019, вынесенное в отношении главы МО «Майкопский район» Топорова О.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ, отменить.

Помощник прокурора Майкопского района Хапий А.А. доводы изложенные в протесте поддержал и дополнил, что считает постановление мирового судьи судебного участка № 1 Майкопского района Республики Адыгея законным и обоснованным и подтверждается исследованными в суде первой инстанции доказательствами. Кроме того, считал, что сотрудники администрации МО «Майкопский район» ненадлежащим образом исполнившие свои обязанности при рассмотрении обращения Герасименко В.И. должны понести дисциплинарную ответственность, а судья правильно привлек главу администрации Топорова О.Г. как должностное лицо, ответственное за принятие окончательного решения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу Топоров О.Г. в судебное заседание, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, не явился, реализовав свои процессуальные права через участие защитника.

В судебном заседании представитель Топорова О.Г. согласно доверенности Герасимов А.А. возражал в удовлетворении протеста прокурора Майкопского района, пояснил, что постановление судьей вынесено законно, обоснованно. Просил в удовлетворении протеста прокурора Майкопского района отказать за необоснованностью. В случае если суд придет к решению об отмене постановления суда, просит применить срок исковой давности и прекратить производство по делу.

Выслушав представителей и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ч. 2 ст. 30.10 КоАП РФ дело по жалобе (протесту прокурора) проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы (протеста).

Согласно нормам ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что необходимые фактические данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствие с ч. 2 статьи 19.9 КоАП РФ административная ответственность за удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено.

Какследует из материалов дела об административном правонарушении,03.06.2019 г. в администрации муниципального образования «Майкопский район» зарегистрировано заявление Жидской Н.Б. по вопросу предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 01:04:5300003:14, площадью 2 700 м2, расположенного по адресу: ул. Мичурина, 3, х. Шунтук, Майкопский район, Республика Адыгея.

По результатам рассмотрения указанного заявления, 24.06.2019 главой муниципального образования «Майкопский район» Топоровым О.Г. в адрес заявителя направлено письмо за исходящим номером 7989 об удовлетворении заявления и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 01:04:5300003:14.

Согласно договору купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности № 48 от 24 июня 2019 года, администрация МО «Майкопский район» в лице главы Топорова Олега Геннадьевича (в дальнейшем продавец) и Жидская Наталия Борисовна, (в дальнейшем покупатель)заключили договор о том, что продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок, категория земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 01:04:5300003:14, находящиеся по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, х. Шунтук, ул. Мичурина, 3, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2700 кв.м., в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке от 11.06.2019 года № КУВИ-001/2019-12789100. Согласно п. 1.1 указанного договора Кадастровая выписка о земельном участке является составной и неотъемлемой частью договора.

Майкопским районным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея 10.07.2019 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5300003:14, за Жидской Н.Б.

Из содержания представленной выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5300003:14, от 10.06.2019 года, следует, что на указанный земельный участок распространяются ограничения, установленные приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 12.04.2016 № 111-к «Об утверждении зон с особыми условиями использования территории».

В соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, законодателем на уполномоченный орган, которым в рассматриваемом случае является администрация МО «Майкопский район», возлагается обязанность по проведению проверки на предмет выявления оснований, препятствующих предоставлению земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Согласно ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

В силу положений ч. 3 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»в установленных федеральным законом случаях сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются органом регистрации прав в иные государственные или муниципальные информационные системы посредством информационного взаимодействия с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2015 № 968 установлен порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанным нормативным актом установлен, в том числе, порядок предоставления из ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе форма соответствующего запроса (приложение № 4 к приказу).

Кроме того с выводами суда первой инстанции относительно невозможности получения справочной информации об ограничениях и обременениях, установленных в отношении земельного участка посредствам онлайн сервиса Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея, согласиться нельзя поскольку в силу положений ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанной статьей выделяются два вида кадастровых карт: публичные - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц; дежурные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы.

Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.03.2016 № 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в публичных кадастровых картах» на публичных кадастровых картах воспроизводятся следующие общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости:

1) границы единиц кадастрового деления;

2) Государственная граница Российской Федерации;

3) границы между субъектами Российской Федерации;

4) границы муниципальных образований;

5) границы населенных пунктов;

6) границы зон с особыми условиями использования территорий;

7) границы территориальных зон;

8) границы особых экономических зон;

9) границы земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

10) границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

11) границы территорий опережающего социально-экономического развития;

12) границы зон территориального развития в Российской Федерации;

13) границы игорных зон;

14) границы лесничеств;

15) границы лесопарков;

16) границы особо охраняемых природных территорий;

17) границы охотничьих угодий;

18) границы водных объектов;

19) границы земельных участков (актуальные, временные);

20) контуры зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства (актуальные, временные);

21) номера единиц кадастрового деления;

22) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс);

23) кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов;

24) категория земель, к которой отнесен земельный участок;

25) сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (частная собственность, собственность публично-правовых образований);

26) кадастровая стоимость земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

27) площадь земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения;

28) разрешенное использование земельных участков, зданий, сооружений;

29) назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства;

30) реестровые номера границ объектов реестра сведений о границах зон с особыми условиями использований территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границами между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов);

31) дополнительные сведения, состав которых определен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, информация о наличии конкретных ограничений, распространяющихся земельный участок, могла быть также получена уполномоченным органом по результатам изучения информации, содержащейся в онлайн сервисе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации «Публичная кадастровая карта».

Кроме тогосудом первой инстанции не дана оценка договору купли – продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности № 48 от 24 июня 2019 года, администрация МО «Майкопский район» в лице главы Топорова Олега Геннадьевича (в дальнейшем продавец) и Жидской Наталией Борисовной, (в дальнейшем покупатель).

В п. 3.1 указанного договора купли-продажи отражено, что согласно сведениям кадастровой выписке о земельном участке от 11.06.2019года № КУВИ-001/2019-12789100 сведения об ограничении права на объект недвижимости, обременения данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества, имеется ограничение прав на земельный участок, предусмотренный ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 13.10.2016 года, на основании Приказа «Об утверждении зон с особыми условиями использования территории» от 12.04.2016 года № 111-к, Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея.

Таким образом, глава администрации МО «Майкопский район» Топоров О.Г. знал о наличии конкретных ограничений, распространяющихся на предоставленный земельный участок.

В связи с изложенным имеются достаточные основания для отмены постановления мирового судьи Республики Адыгея судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея от 23 сентября 2019 года о прекращении производства по делу об административномправонарушении в отношении главы МО «Майкопский район» Топорова Олега Геннадьевича, 30 апреля 1974 года рождения, уроженца г. Хадыженск, зарегистрированного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Братьев Лоскутовых, д. 4, за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ.

Вина Топорова О.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2ст. 19.9 КоАП РФ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Выявленные нарушения образуютсоставадминистративногоправонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Протест прокурора Майкопского района на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея от 23 сентября 2019 года о прекращении производства по делу об административномправонарушении в отношении главы МО «Майкопский район» Топорова Олега Геннадьевича, 30 апреля 1974 года рождения, уроженца г. Хадыженск, зарегистрированного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Братьев Лоскутовых, д. 4, за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ, удовлетворить и отменить постановление мирового судьи судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея от 23 сентября 2019 года о прекращении производства по делу об административномправонарушении в отношении главы МО «Майкопский район» Топорова Олега Геннадьевича.

Признать виновным в совершении административного правонарушения Топорова Олега Геннадьевича, 30 апреля 1974 года рождения, уроженца г. Хадыженск, зарегистрированного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Братьев Лоскутовых, д. 4, в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.9 КоАП РФ.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Топорова Олега Геннадьевича, 30 апреля 1974 года рождения, уроженца г. Хадыженск, зарегистрированного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Братьев Лоскутовых, д. 4, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в порядке надзорного производства и вступает в законную силу немедленно.

Судья___________________