ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-84/20 от 03.09.2020 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

Адм.дело 12-84/20

39RS0011-01-2020-001113-19

РЕШЕНИЕ

Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области

Прокопьева И.Г.

При секретаре Постоялко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, псковской областям и г. Санкт-Петербургу ФИО1 № 04-12-2020 от 04 февраля 2020 года, о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, псковской областям и г. Санкт-Петербургу ФИО1 № 04-12-2020 от 04 февраля 2020 года юридическое лицо - ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 300000 руб.

ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» сменено следующее нарушение.

В ходе проверки обращения жителей пос. Лесной Зеленоградского района Калининградской области (вх. № от 14.10.2019 № 8653) было установлено, что между ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» и ИП ФИО7. было заключено соглашение о совместной рекреационной деятельности в рамках которого предприниматель обязуется предоставить имущество (кафе, бытовое помещение 12х2,5м, склад) и организовать обслуживание посетителей Национального парка и местных жителей, а Учреждение – разместить имущество на территории парка, обеспечить возможность подключения к электрической сети и т.д.

14.10.2019 данное соглашение было расторгнуто и предприниматель при расторжении соглашения взял на себя обязанности по приведению места оказания совместных рекреационных услуг в первоначальное состояние и проведение рекультивационных работ за свой счет, т.е. демонтаж кафе, бытового помещения и склада.

Таким образом, было установлено возведение на территории Национального парка указанных построек.

Старшим государственным инспектором указано, что в нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7 –ФЗ «Об охране окружающей среды», ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» не представило в Минприроды России ряд документов о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка (его охранной зоны), не выполнило обязанность по получению предусмотренного законом согласования до момента начала совместной деятельности, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ.

ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» не согласилось с вышеуказанным постановлением, в установленные законом сроки обратилось в суд с жалобой, где указано на то, что юридическое лицо имеет право осуществления рекреационной деятельности на территории национального парка с выполнением работ, оказанием услуг в целях реализации возложенных на него целей и задач Министерством природы РФ, в связи с чем, дополнительного согласования социально экономической деятельности Учреждением не требуется. 15.04.2019 между Учреждением и предпринимателем ФИО8 было заключено соглашение о совместной рекреационной деятельности. В рамках данного соглашения ФИО9 обязался представить имущество и организовать обслуживание посетителей национального парка и местных жителей, т.е. осуществлял на территории НП социально-экономическую деятельность. 01.11.2019 года Соглашение ФИО10 было расторгнуто и с этого момента деятельность не осуществлялась. Протокол об административном правонарушении составлен 22.01.2020. Кроме того, в постановление указано, что правонарушение совершено 29.10.2019 в 17.00 час., а протокол составлен 22.01.2020 с нарушением предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ сроков.

Просит постановление по делу об административном правонарушении от 04.02.2020 отменить.

В судебном заседании защитник ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» по доверенности ФИО2 полностью поддержала доводы жалобы, просила постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, настаивая на том, что у Учреждения отсутствовала дополнительная обязанность по согласованию деятельности, еще и по тем основаниям, что утвержденном в проекте освоения лесов, данные земельные участки, которые в соответствии с соглашением были предоставлены для совместной деятельности, уже согласованы как участки совместного рекреационного развития. В постановлении о привлечении к административной ответственности не указано какие документы и согласования дополнительно должны были быть проведены Учреждением.

Заслушав защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Сроки обжалования постановления от 04.02.2020 года ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» соблюдены.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.

Из преамбулы к Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7 –ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» осуществляет управление национальным парком «Куршская коса» и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого- просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, расположенных на территории национального парка «Куршская коса», экологическое просвещение населения, создание условий для регулируемого туризма и отдыха, осуществление научной деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала РФ, осуществление экологического мониторинга, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, а также осуществляет свою деятельность на территории национального парка в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Аналогичные цели и задачи содержатся в Положение о национальном парке «Куршская коса», утвержденном Приказом Минприроды России от 09.11.2012 N 380 "Об утверждении Положения о национальном парке "Куршская коса".

Для выполнения основных целей и задачей (рекреационных, лесохозяйственных, научно-исследовательских, охранных, эколого-просветительских, по развитию туризма и отдыха и пр.) возложенных на Учреждение Минприроды РФ ежегодно формирует и утверждает государственное задание в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности Учреждения (ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Тем самым ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» имеет право и обязано осуществлять рекреационную деятельность на территории национального парка, в том числе выполняя работы, оказывая услуги в целях реализации возложенных на него целей и задач Министерством природы РФ с соблюдением требований законов нормативно-правовых актов, изданных в данной области.

29.12.2016 Министерством Природных ресурсов и экологии РФ вынесено положительное заключение (согласован) относительно представленного ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» проекта освоения лесов.

В соответствии с п. 7.4 данное проекта «проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности» в период 2017-2026 годы утверждена ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по сохранению и формированию ландшафтов, с утверждением участков совместного рекреационного развития.

15.04.2019 между ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» и ИП ФИО3 заключено соглашение № 5-БС-Щ о совместной рекреационной деятельности. Данным соглашением стороны взяли на себя обязательства путем совместных действий оказывать рекреационные услуги посетителям национального парка и местным жителям в виде создания необходимых бытовых условий включая установку временных сооружений для проживания, ночлега, питания и досуга посетителей НП и местных жителей; посещение обустроенных экскурсионных, туристических троп и маршрутов, смотровых площадок и пикниковых мест (п.1.2). Место совместного оказания услуг – выделы 4.5,6,7 квартал 37 участкового лесничества «Зеленоградское» НП (п.1.3) – совпадающее с местом согласования по осуществлению совместного рекреационного развития в период 2017-2026 годы п. 7.4 проекта освоения лесов.

В рамках данного соглашения предпринимателем были предоставлены сборно-разборные деревянные конструкции для размещения кафе, склада, бытового помещения, размещенные на согласованных участках.

01.11.2019 года соглашение между ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» и ИП ФИО11 было расторгнуто, и предприниматель произвел разборку временных сооружений.

Анализируя установленные судом обстоятельства, с вышеуказанными нормами права, суд не может согласиться с выводами должностного лица о наличии в действиях ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ по следующим основаниям.

Вменяя юридическому лицу нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" должностным лицом не принято во внимание, что указанной нормой не устанавливается конкретное требование о возможности эксплуатации либо установки какого-либо временного объекта на территории национального парка (как особо охраняемой природной территории) только при наличии соответствующего согласования. Также данной нормой не предусмотрен порядок согласования.

При этом, как видно из действий ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса», для осуществления совместной рекреационной деятельности были приняты меры по согласованию места ее проведения в виде получения положительного заключения проекта освоения лесов, где установлены места, в которых ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» может в соответствии с целями и задачами вправе осуществлять социально- экономическую деятельность.

Какие конкретно документы или согласования, предусмотренные нормами права не выполнены ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» при осуществлении данной деятельности, в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано.

При таком положении, оснований полагать, что ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» допустило нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка, не имеется, доказательств этому материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Приведенные данные указывают на отсутствие в действиях ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, постановление от 04.02.2020 не может быть признано законным и обоснованным, вследствие чего подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» – удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, псковской областям и г. Санкт-Петербургу ФИО1 № 04-12-2020 от 04 февраля 2020 года, о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб- отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья: подпись. Копия верна.

Судья: И.Г. Прокопьева