ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-84/20 от 13.10.2020 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Рузаевка 13 октября 2020 года

Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия Грачев А.В.,

с участием в деле должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - генерального директора акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее по тексту АО «Водоканал») Мирончева В.Н.,

рассмотрев жалобу генерального директора АО «Водоканал» Мирончева В.Н. на постановление начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Р от 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Р от 30 июня 2020 года должностное лицо - генеральный директор АО «Водоканал» Мирончев В.Н. признан виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности вышеназванного должностного лица послужило то обстоятельство, что в результате проведения анализа, представленного 31.03.2020 г. в Республиканскую службу по тарифам АО «Водоканал» отчета о выполнении производственной программы в сфере холодного водоснабжения за 2019 г. выявлено:

1) в отчете о выполнении производственной программы в сфере холодного водоснабжения АО «Водоканал», по всем показателям производственной программы предоставило нулевые значения, в частности в разделе 1 «Планируемые и фактические объемы подачи воды (Баланс водоснабжения)». В то же время, согласно отчетной форме FАS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.НVS «Информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг, об инвестиционных программах регулируемой организации в сфере холодного водоснабжения» за 2019 год размещенной АО «Водоканал» в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования региональные органы регулирования - субъекты регулирования» и представленной в Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия 30.04.2020 г. (письмо исх. от 30.04.2020 г. №91) в соответствии с пп в) п. 14 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации водоснабжения и водоотведения» по форме размещения информации в сфере холодного водоснабжения 2.7.1 «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности)», утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) от 13 сентября 2018 г «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в области обращения с твердыми коммунальными отходами подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования», фактический объем отпущенной потребителям воды составил 2 742,3198 тыс. куб. м.

2) В отчете о выполнении производственной программы в сфере водоотведения АО «Водоканал», по всем показателям производственной программы предоставило нулевые значения, в частности в разделе 1 «Планируемые и фактические объемы приемы сточных вод (Баланс водоотведения)».

В то же время, согласно отчетной форме FАS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.VО «Информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности, об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг об инвестиционных программах регулируемой организациив сфере водоотведения и (или) очистки сточных вод» за 2019 год, размещенной АО «Водоканал» в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» и представленной в Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия 30.04.2020 г (письмо исх. от 30.04.2020 г. №91) в соответствии с пп в) п. 35 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» по форме размещения информации в сфере водоотведения 3.5.1 «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности)», утвержденной Приказом Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) от 13 сентября 2018 г. «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования», фактический объем сточных вод, принятых от других регулируемых организаций в сфере водоотведения и (или) очистки сточных вод составляет 2 273,3499 тыс. куб. м.

Действия Мирончева В.Н. должностным лицом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия квалифицированы по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, как непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.

Оспаривая данное постановление, генеральный директор АО «Водоканал» Мирончев В.Н. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица ввиду его незаконности и необоснованности, в связи с неполным выяснением обстоятельств их недоказанностью, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в Постановлении обстоятельствам дела.

В частности, автор жалобы считает, что вывод должностного лица Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия о предоставлении им заведомо ложных сведений о деятельности общества в сфере холодного водоснабжения за 2019 год не соответствует действительности и не предполагает получение какой-либо выгоды. Решение по обнулению отчетов о выполнении производственной программы было принято в связи с тенденциозным подходом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия к утверждению производственных программ для АО «Водоканал», ООО «Рузвода», 0ОО «Рузканал» в условиях чрезвычайной ситуации распространения короновируса. г. Рузаевка был на переднем крае борьбы с короновирусной инфекцией, так как являлся основным пунктом прибытия из очага заражения, в связи с чем все работники старше 65 лет, (автору жалобы 67 лет) были принудительно отстранены от работы. Все работники, выполняющие учетно-аналитические функции, были на удаленном доступе. Считает, что производственная программа водоснабжения АО «Водоканал» за 2019 год утвержденная Республиканской службой по тарифам РМ заведомо не выполнима. Основная статья производственных затрат - расходы на электроэнергию запланированы 27,8 млн. руб., фактически израсходовано 31,0 млн. руб., данное обстоятельство предполагает остановку предоставления услуги водоснабжения в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, сроки разработки программ водоснабжения и водоотведения сдвинуты на 45 дней, т.е. до 16 июня 2020 года, в связи с чем, считает, что отчеты о выполнении производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения за 2019 год и проекты программ на 2020 год предоставлены Обществом своевременно, т.е в установленные законодательством сроки, до 16 июня 2020 года. Однако, данный факт был не учтен при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления. Кроме того, сведения об отправке постановления о назначении административного наказания по его месту жительства (регистрации) отсутствуют, что нарушает порядок обжалования и является существенным нарушением процессуальных прав.

В судебном заседании генеральный директор АО «Водоканал» Мирончев В.Н. доводы жалобы поддержал по тем же основаниям, просил её удовлетворить.

В судебное заседание начальник Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Р не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.

Необходимости в допросе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, не усматриваю.

Выслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, изучив подлинный материал об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

На основании пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрении дела.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 30 июня 2020 г. в отношении должностного лица Мирончева В.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП. Содержание протокола соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в нем отражены, событие административного правонарушения описано должным образом, документ составлен в присутствии должностного лица генерального директора АО «Водоканал» Мирончева В.Н., копия протокола Мирончевым В.Н. получена 30 июня 2020 г. о чем свидетельствует его подпись в протоколе.

Определением начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Р от 6 июля 2020 г. рассмотрение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП в отношении должностного лица генерального директора АО «Водоканал» Мирончева В.Н. назначено на 15 июля 2020 г. в 9 ч. 30 мин. в помещении Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, однако сведений о надлежащем направлении (журнал регистрации исходящей корреспонденции, квитанция об отправки данных писем заказанным письмом с уведомлением) и вручении (уведомление, реестр почтовых отправлений ФГУП "Почта России") Мирончеву В.Н. указанного определения и извещения его о слушании административного дела должностным лицом не представлено. По адресу регистрации Мирончева В.Н.<адрес> извещение о слушании дела не направлялось, тогда как должностному лицу административного органа о месте регистрации и жительства было заведомо известно, о чем свидетельствует указание места жительства Мирончева В.Н. в протоколе об административном правонарушении. Согласно уведомлению о вручении почтовой корреспонденции, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 6 июля 2020 г. была направлена по юридическому адресу АО «Водоканал»: <адрес> без указания лица, которому оно адресовано и получено иным лицом (Ионовой), сведений об извещении Мирончева В.Н. иным способом материалы дела не содержат.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2020 г. было вынесено в отсутствие привлекаемого лица, не извещенного надлежащим образом, в связи с чем, заявитель был лишен возможности реализовывать свои права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Кроме того, сведений о направлении Мирончеву В.Н. указанного постановления по месту регистрации материалы дела не содержат, что не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом, не было представлено доказательств этого и должностным лицом, вынесшим постановление.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, должностным лицом было рассмотрено административное дело в отношении генерального директора АО «Водоканал» Мирончева В.Н. не извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и которому постановление о назначении административного наказания в установленный законом срок не направлено, то есть должностным лицом не было предоставлено возможности изложить свою позицию по рассматриваемому административному делу, в нарушение требований ч. 2 ст. 25.1, ст. 25.15 КоАП РФ.

Допущенное по настоящему делу процессуальное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и повлияло на законность принятых по делу актов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 октября 2013 г. №1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, судья районного суда приходит к выводу о том, что должностным лицом при рассмотрении дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с этим вынесенное в отношении Дьякова А.В. постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Другие доводы, изложенные в жалобе Мирончева В.Н., суд оставляет без рассмотрения, поскольку они подлежат разрешению при новом рассмотрении дела должностным лицом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда

р е ш и л :

жалобу Мирончева В.Н. удовлетворить.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отменить постановление начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Р от 15 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1, вынесенное в отношении генерального директора АО «Водоканал» Мирончева В.Н..

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение начальнику Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Р.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия А.В. Грачев

1версия для печатиДело № 12-84/2020 (Решение)