50RS0004-01-2020-001282-93
Дело № 12-84/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Волоколамск 24 сентября 2020 года
Судья Волоколамского городского суда Московской области В.В. Тюленев
рассмотрев жалобы защитника ООО «Ядрово» адвоката Гараева В.С. от ДД.ММ.ГГГГ за № и Генерального директора ООО «Ядрово» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за № на Постановления начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/2020/01, юридическое лицо Общество с Ограниченной Ответственностью «Ядрово», юридический адрес: <адрес>, офис 605, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Начальником отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 установлено, что в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области поступило обращение ФИО2 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№Г-12606) по вопросу загрязнения атмосферного воздуха, а так же нарушения требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности вблизи полигона ТКО «Ядрово», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведения административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12:00 часов до 16:00 часов был произведен осмотр «северного» (рабочего) и «южного» (нерабочего) тел полигона ТКО «Ядрово», а так же территории, прилегающей к полигону ТКО «Ядрово».
ООО «Ядрово» на полигоне ТБО «Ядрово» осуществляет сбор и размещение отходов IV классов опасности в соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположенный по вышеуказанному адресу, поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоен код №П и I категория негативного воздействия на окружающую среду.
ООО «Ядрово» получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №МО от ДД.ММ.ГГГГ. срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что на полигоне ТКО «Ядрово» имеется несколько источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, как организованных, так и не организованных, согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух полигона ТКО «Ядрово». К источникам выбросов относятся такие источники:
- выбросы (эмиссия) биогаза в атмосферу неорганизованным путем с поверхности тела полигона. Источник загрязнения атмосферы (ИЗА) №. согласно проектным данным:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу неорганизованным путем с суточной рабочей карты, где происходит размещение специализированной техникой принимаемых отходов. Источник загрязнения атмосферы (ИЗА) №. согласно проектным данным;
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу неорганизованным путем с стоянки автомашин и специализированной техники. Источник загрязнения атмосферы (ИЗА) №, согласно проектным данным;
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу неорганизованным путем с площадки для хранения и выдачи дизельного топлива. Источник загрязнения атмосферы (ИЗА) №, согласно проектным данным.
В том числе согласно бланку инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в перспективе на 2019 год запланировано выбросов в том числе аммиака в количестве 1.036191 тонн.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязнений) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 в ходе проверки установлено, что ООО «Ядрово». в нарушение требований ст. ст. 22. 23 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 12. 14 ФЗ от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и допустило выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное Физическое воздействие на него без специального разрешения по адресу: <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: 50:07:0040405:111; 50:07:0040405:112; 50:07:0040405:3), то есть совершило административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/2020/01, защитник ООО «Ядрово» адвокат Гараев В.С. и Генеральный директор ООО «Ядрово» ФИО3 представили в суд жалобу, в которой просят постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, по следующим основаниям.
Заинтересованным лицом начальником отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных объективность составления протокола об административном правонарушении.
Указанное описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Ядрово» своевременно не извещалось. Законному представителю юридического лица об изложенных обстоятельствах стало известно только после составления протокола об административном правонарушении. Должностным лицом не приняты во внимание законного представителя юридического лица о наличии протокола производственных измерении, проведенного органом Роспотребнадзора, по результатам которых в исследуемый период, превышении предельно допустимых норм загрязнений атмосферного воздуха в рабочей зоне ТКО «Ядрово» не допущено.
При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущено процессуальное упрощенство и нарушение права на защиту. ООО «Ядрово» было лишено возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения. При наличии обстоятельств обязывающего прекратить производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности изложенных обстоятельств, должностное лицо (консультант отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами ФИО4) дело не прекратил, а необоснованно и незаконно составил протокол об административном правонарушении.
Также консультант отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами ФИО4 не ознакомил законного представителя ООО «Ядрово» со всеми материалами, послужившими основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Консультантом отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами ФИО4 при составлении протокола об административном правонарушении не соблюден установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Содержание протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ: протокол не содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе объяснение представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; сведения о правах и обязанностях, предоставленных законом лицу, привлекаемому к административной ответственности, отметка об их разъяснении, сведения о наличии обстоятельств, отягчающих или смягчающих административное наказание, а также исключающих административную ответственность.
С указанным протоколом, генеральный директор ООО «Ядрово» ФИО3 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем событие вмененного ООО «Ядрово» административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено ООО «Ядрово», административный орган фактически ограничился указанием на просрочку разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела признака, то есть, выполнение административным органом положении статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
При этих обстоятельствах, законные основания для вынесения постановления о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ отсутствовали. Протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
Постановление №/АР/2020/01 начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 вынесено без изучения доказательств по делу, с существенным фундаментальным нарушением требований процессуального законодательства, в связи с чем, подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в соответствии с п.2, ч.1 ст.29.9 КоАП РФ.
Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении № следует, что вина заявителя по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования доказано протоколом об административном правонарушении и протоколом испытаний (измерений) №ВГ/5-20.
При вынесении постановления №-АП должностным лицом допущено процессуальное упрощенство.
Считаем необходимым указать на то, что при производстве дела об административном правонарушении, при совершении заинтересованным лицом процессуальных действий предшествовавших к вынесению постановления №, не была обеспечена законность при применении мер административного принуждения в связи с подозрением заявителя, в совершении административного правонарушения (ст.1.6 КоАП РФ).
Вина при этом установлена простой ссылкой на материалы административного дела. Более того, вина как таковая вообще не включена в обстоятельства, подлежащие установлению при привлечении к ответственности.
Однако, при привлечении заявителя к административной ответственности необходимо не просто констатировать истечение срока действия ранее выданного разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, наличие незначительных превышений вредных веществ на территории расположенном ТКО «Ядрово», для жилой зоны, но и установить конкретное действие (бездействие) заявителя, оценить каждый довод заявителя о причинах отказа в продлении разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, либо незаконное воспрепятствование уполномоченным органом власти в выдаче такого разрешения, отсутствие факта выбросов, как таковых.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ имеющихся в материалах дела доказательств, приходим к обоснованному выводу, об отсутствии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем, суд первой инстанции вправе признать, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ: протокол не содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе объяснение представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; сведения о правах и обязанностях, предоставленных законом лицу, привлекаемому к административной ответственности, а также отметка об их разъяснении.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении наказания в отношении ООО «Ядрово» по ч1 ст.8.21 КоАП РФ в виде штрафа вынесено в рамках предоставленных полномочий согласно требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, без учета всех обстоятельств дела. Постановление о привлечении к административной ответственности не мотивировано, противоречит требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Обо всех процессуальных действиях в ходе составления протокола об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом не было своевременно извещено.
Точное указание места, времени совершения и события административного правонарушения является существенным условием законности как протокола об административном правонарушении, так и вынесенного на его основании постановления.
В протоколе недостаточно ограничиться указанием на просрочку разрешения на выбросы загрязняющих (вредных) веществ и на незначительное превышение вредных веществ в воздухе для жилой зоны, как это имеет место в рассматриваемом случае.
Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены.
При изложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении подлежит вынесению постановление об отмене постановления прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Более подробно жалобы защитника адвоката Гараева В.С. от ДД.ММ.ГГГГ и Генерального директора ООО «Ядрово» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ изложены на 9-ти и 11-ти листах печатного текста, прилагаемых к настоящему делу.
В судебном заседании защитник юридического лица ООО «Ядрово» адвокат Гараев В.С. доводы изложенные в своей жалобе и жалобе Генерального директора ФИО3 поддержал в полном объеме, просит постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ отменить, по доводам изложенным в их жалобе.
Судья, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы защитника юридического лица ООО «Ядрово» адвоката Гараева В.С. и Генерального директора ФИО3, исследовав представленные письменные материалы дела в их совокупности, приходит к выводу, что жалобы подлежат удовлетворению, а постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Судья считает, что постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/2020/01, которым юридическое лицо ООО «Ядрово» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, является незаконным, поскольку решение принято с грубыми процессуальными нарушениями, должностным лицом, не имеющим полномочий для рассмотрения данного дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленных законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судья, считает, что такой порядок привлечения юридического лица ООО «Ядрово» к административной ответственности, начальником отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1, был нарушен, по следующим обстоятельствам:
Из материалов дела следует, что Определением консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении юридического лица ООО «Ядрово» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Ядрово» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, было рассмотрено начальником отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 в вынесением постановления №, которым юридическое лицо ООО «Ядрово» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно части 2 ст. 23.1 Кодекса РФ об АП - Дела об административных правонарушениях, предусмотренных, частями 1 и 3 статьи 8.21, настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В соответствии с абзацем 2 части 3 ст. 23.1 Кодекса РФ об АП - Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 22.12.2014 N 439-ФЗ, от 02.06.2016 N 161-ФЗ)
Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, установлено, что Начальник отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рассмотрел протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Ядрово» и признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, по которому проводилось административное расследование и которое в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подведомственно рассмотрению, судьями районных судов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из представленных материалов дела об административном правонарушении и анализа действующего законодательства, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении пришел к выводу, что начальник отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 нарушил порядок привлечения юридического лица ООО «Ядрово» к административной ответственности, так как постановление по делу об административном правонарушении вынесено с нарушением, в следствие существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, так как дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, по которому проводилось административное расследование, подведомственно рассмотрению районному суду, по месту производства административного расследования, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении Начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит отмене, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть данное дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, которым юридическое лицо ООО «Ядрово» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, - отменить, жалобы защитника адвокат Гараева В.С. и Генерального директора ФИО3 – удовлетворить.
Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Ядрово» по ст. 8.21 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - возвратить на новое рассмотрение Начальнику отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1, со стадии составления протокола об административном правонарушении, для направления в районный суд по месту производства административного расследования, правомочному рассмотреть данное дело, на основании ст. 30.7 ч. 1 п. 4 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в 10-ти дневный срок со дня его вынесения, либо со дня вручения или получения копии решения.
Судья Волоколамского городского суда
Московской области В.В. Тюленев