РЕШЕНИЕ
24 июня 2013 года
Судья Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Е.В. Гусева, при секретаре Копаловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО <данные изъяты> Серебрякова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор ООО <данные изъяты> Серебряков А.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо - директор ООО <данные изъяты> Серебряков А.В. подал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, указав в обоснование, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении необоснованно вменено неосуществление планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС, отсутствие резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, отсутствие объективных резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, отсутствие обеспечения прохождения обязательной переподготовки (повышение квалификации) руководителем организации, являющимся также председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, отсутствие обеспечения прохождения обязательной переподготовки (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности М.К.В. А.С.А.., С.А.Н.. в области защиты от чрезвычайных ситуаций, отсутствие обеспечения прохождения обязательной переподготовки (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно - диспетчерской службы в области защиты от ЧС в учреждении повышения квалификации, отсутствие согласования состава и структуры, созданных нештатных аварийно-спасательных формирований, а также их оснащение специальной техникой и имуществом с главным управлением МЧС России по Челябинский области. Также необоснованно вменено отсутствие создания для ликвидации (локализации) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов (аммиака) собственных аварийно-спасательных формирований прошедших аттестацию, в соответствии с законодательством РФ, оснащенных специальными техническими средствами, отсутствует договор на проведение аварийно-спасательных работ в ЧС с профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестованным на проведение работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизации систем, оборудования, выбросами с окружающую среду взрывоопасных и токсических продуктов. Необоснованно вменено отсутствие обеспечения работников организации, находящихся в пределах границы зоны возможного химического загрязнения (заражения) при аварии на эксплуатируемом объекте, противогазами и другими средствами индивидуальной защиты, не обеспечение работников организации дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийнохимически-опасных веществ на 40% (не менее1,3 единицы) от общей численности работников (32 человека), не обеспечение работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30 % (не менее 10 единиц) от общей численности работников (32 человека). Постановлением мирового судьи по факту выявленных нарушений производство по делу в отношении ООО <данные изъяты> по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ прекращено за отсутствием события административного правонарушения. В связи с чем, полагает, что на основании ст. 61 ГПК РФ он не может нести ответственность за административное нарушение, по которому вопрос ранее разрешался.
В судебном заседании лицо, подавшее жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, поддержала доводы жалобы по мотивам и основаниям, изложенным в ней.
Защитник Серебрякова А.В. – Фокин П.А. позицию доверителя поддержал.
Суд, выслушав объяснения лица, подавшего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, защитника, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместитель главного государственного инспектора г. Магнитогорска по пожарному надзору и отдела надзорной деятельности № 2 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области составлен протокол об административном правонарушении № в отношении директора ООО <данные изъяты> Серебрякова А.В. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ. А именно в протоколе указано, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Серебряков А.В., являясь директором ООО <данные изъяты> расположенного по адресу: г. Магнитогорск, <адрес> нарушил требования п. «б» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не осуществил планирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования (далее ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС, не создал комиссию по повышению устойчивости функционирования, не создал положение о комиссии по повышению устойчивого функционирования, не создал план работы комиссии по ПУФ. Также Серебряков А.В. нарушил п. «ж» ст. 14, п. 2 ст. 24 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 6, 20 Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г., абз. 8 пункт 45 Приказа МЧС Российской Федерации № 105 от 28.02.2003 года, а именно не создал резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В нарушение п. «ж» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г., пункт 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, п.п 1-7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 года № 1340, не создал объектовый резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В нарушение пункт 2, п.п «г», пункт 4, п.п «д», пункт 5, пункт 6, п.п «б» Постановления Правительства Российской Федерации № 547 от 4.09.2003 года не обеспечил прохождение обязательной переподготовки (повышение квалификации) руководителем организации, Серебряковым АВ., являющемся также председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в течение первого года работы по настоящее время в области защиты от чрезвычайных ситуаций в академии гражданской защиты МЧС России или в учреждении повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций или учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации. В нарушение п. «в» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. «в», п.6, п.5, п.п. «д», п. 4, п.п. «д» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 547 от 4.09.2003 года, п. 9 Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года № 19, не обеспечил прохождение обязательной переподготовки (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности М.К.В., А.С.А., С.А.Н.. в области защиты от чрезвычайных ситуаций в академии гражданской защиты МЧС России или в учреждении повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций или учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципального образования. В нарушение п.п. «в» п. 6, п. 5 п.п. «д» п. 4, п.п. «д» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 547 от 4.09.2003 года, п. 28 Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года № 19 не обеспечил прохождение обязательной переподготовки (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учреждении повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций или учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципального образования. В нарушение п. «в» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2 ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» п. 2, 6, 13-19 Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года, ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», постановления Правительства РФ № 620 от 10.06.1999 года, Приказа МЧС РФ № 999 от 23.12.2005 года, не обеспечил согласование состава и структуры созданных нештатных аварийно- спасательных формирований, а также их оснащение специальной техникой и имуществом с Главным управлением МЧС России по Челябинской области. В нарушение п. «д» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1-8 Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Постановления Правительства РФ от 20.11.1997г. № 1479, Протокола № 4 Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, утвержденный 18.12.1997г., квалификационных требований и методических рекомендаций по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований и спасателей (приложение № 5) не обеспечил создание для ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую средувзрывоопасных и токсических продуктов (аммиак), собственник аварийно-спасательных формирований, прошедших аттестацию в соответствии с законодательством РФ, оснащенных специальными техническими средствами или не заключило договор на проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестованным на проведение работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсических продуктов. В нарушение ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», абз 5 и6 п. 8, абз 4 п. 7, абз 5 п. 4, п. 3 Приказа МЧС РФ от 21.12.2005г. № 993 не обеспечил работников организации, находящихся в пределах границы зоны возможного опасного химического загрязнения (заражения) при аварии на эксплуатируемом химически опасном объекте, подлежащем обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время, противогазами из расчета на 100 % от общей численности (32 человека) и другими средствами индивидуальной защиты в соответствие с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций. В нарушение п. 9 раздела 2 Приказа МЧС РФ № 993 от 21.12.2005г. не обеспечил работников организации дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40 % (не менее 13 единиц) от общей численности работников (32 человека). В нарушение раздела 2 п. 9 приказа МЧС РФ № 993 от 21.12.2005г. не обеспечил работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% (не менее 10 единиц) от общей численности работников (32 человека).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзорной деятельности № 2 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области издано распоряжение № о проведении плановой выездной проверки ООО <данные изъяты> расположенного по адресу: г. Магнитогорск, <адрес> в соответствии с планом проведения проверок на 2012 год, утвержденным прокуратурой Челябинской области. Из указанного распоряжения следует, что уполномоченными на проведение проверки являются зам.начальника ОНД № 2 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области и другие. Целью проведения проверки является исполнение плана проведения плановых мероприятий на 2012 год. Задачами проверки явилось осуществление в установленном порядке надзорных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, срок проведения проверки не более 20 рабочих дней, приступить к проведению проверки ДД.ММ.ГГГГ, окончить проведение проверки не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из подлинника Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, исследованного в судебном заседании, копия данного распоряжения получена Серебряковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ, что удостоверено подписью данного лица с расшифровкой подписи.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отдела надзорной деятельности г. Магнитогорска следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО <данные изъяты> по адресу: г. Магнитогорск, <адрес>. С копией распоряжения о проведении проверки Серебряков А.В. ознакомлен, однако от подписи отказался, что подтверждается зам.начальника ОНД № 2 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области Л.Е.В.., а также главным специалистом ОНД № 2 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области И.А.Л.
В результате проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые были положены в основу протокола об административном правонарушении.
Согласно п. «в, б, ж, в, д» ст. 14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В силу п. 2 ст. 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 6 п. 20 Постановления Правительства РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций относится к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (абз 8 п.45 Приказа МЧС России № 105 от 28.02.2003 года).
В соответствие с п.п. 2-6 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340 резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
В силу п.п. «г» п. 2, п.п. «д» п. 4, п. 5, п.п. «б» п. 6 Постановления правительства РФ № 547 от 04.09.2003 года подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований. Повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
В силу п. 2, 6, 13-19 Постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.. Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.
Согласно пункт 3, 4, 7, 8, 9 Приказа МЧС РФ от 21.12.2005 года № 993 накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО), на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах, на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах. Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6 и 7 настоящего Положения: для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности, для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности, для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций, для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности, дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Как установлено судом обязательная переподготовка членов КЧС была пройдена С.А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году, А.С.А. в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается удостоверениями от ДД.ММ.ГГГГ.
Полномочия указанных лиц, как членов КЧС подтверждается Приказом директора ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.п. «д» п. 4 Положения «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п. 5 Положения «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547).
М.К.В. на основании приказа впервые назначен членом КЧС ДД.ММ.ГГГГ
Действия трудового договора прекращено с М.К.В. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до назначения образовательным учреждением образовательных курсов. На момент рассматриваемой проверки возможный срок обучения М.К.В. не истек.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Серебряков А.В. обеспечил прохождение обязательной переподготовки (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в области защиты от ЧС в соответствующих учреждениях, в связи с чем, мировым судьей необоснованно сделан вывод о нарушении Серебряковым А.В. требований п. «в» ст. 14 ФЗ РФ №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. «д» п. 2, п.п. «д» п. 4, п. 5, п.п. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 года, требований п. 9 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года № 19.
Таким образом, суд находит необходимым исключить из описательно-мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении указание на нарушение Серебряковым А.В. требований п. «в» ст. 14 ФЗ РФ №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. «д» п. 2, п.п. «д» п. 4, п. 5, п.п. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 года, требований п. 9 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года № 19, поскольку оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно ст. 19 ФЗ РФ №28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Серебряков А.В., являющийся директром ООО <данные изъяты>, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, выражается в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В связи с чем, оценив каждое из доказательств в отдельности и все доказательства в их совокупности, учитывая, что Серебряков А.В. являясь должностным лицом ООО <данные изъяты> не осуществив планирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС, не создав комиссию по ПУФ, не издав положение о комиссии по ПУФ, план работы комиссии по ПУФ, не создав резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не создав объектовый резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не обеспечив прохождение обязательной переподготовки (повышение квалификации) руководителем организации, Серебряковым АВ., являющемся также председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в течение первого года работы по настоящее время в области защиты от чрезвычайных ситуаций в академии гражданской защиты МЧС России или в учреждении повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций или учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, не обеспечив прохождение обязательной переподготовки (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учреждении повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций или учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципального образования, не обеспечив согласование состава и структуры созданных нештатных аварийно- спасательных формирований, а также их оснащение специальной техникой и имуществом с Главным управлением МЧС России по Челябинской области, не создав для ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую средувзрывоопасных и токсических продуктов (аммиак), собственник аварийно-спасательных формирований, прошедших аттестацию в соответствии с законодательством РФ, оснащенных специальными техническими средствами или не заключило договор на проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестованным на проведение работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсических продуктов, не обеспечив работников организации, находящихся в пределах границы зоны возможного опасного химического загрязнения (заражения) при аварии на эксплуатируемом химически опасном объекте, подлежащем обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время, противогазами из расчета на 100 % от общей численности (32 человека) и другими средствами индивидуальной защиты в соответствие с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций, не обеспечив работников организации дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40 % (не менее 13 единиц) от общей численности работников (32 человека) и не обеспечив работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% (не менее 10 единиц) от общей численности работников (32 человека), совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Суд находит, что в действиях Серебрякова А.В. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ и находит, что вина Серебрякова А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, установлена и доказана совокупностью доказательств, которые суд оценивает как относимые и допустимые доказательства по делу об административном правонарушении. В связи с чем, мировым судьей правильно квалифицированы действия лица по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ влечет административный штраф на должностных лиц в размере от 10000 рублей до 20000 рублей.
Мировым судьей при назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ были приняты во внимание имеющиеся по делу смягчающие ответственность лица обстоятельства, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность лица, наказание назначено в минимальных пределах санкции статьи.
При этом суд находит необоснованными доводы лица, подавшего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, о том, что он неправомерно повторно привлечен к административной ответственности за одно и тоже нарушение, поскольку постановлением по делу об административном правонарушении вопрос о привлечении ООО <данные изъяты> к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ уже разрешался.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Исходя из изложенного, суд находит, что мировым судьей обоснованно назначено наказание за совершенное лицом правонарушение.
На основании вышеизложенного, учитывая, что при рассмотрении и разрешении по существу дела об административном правонарушении мировым судьей не было допущено каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, препятствующих объективному, полному и всестороннему рассмотрению дела; наказание назначено в минимальных пределах санкции статьи; при назначении наказания мировым судьей учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд находит, что оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска у судьи нет, поскольку постановление является законным, обоснованным и справедливым, в связи с чем нет оснований для удовлетворения жалобы лица в полном объеме, а также нет оснований для изменения данного постановления по делу об административном правонарушении в части назначенного наказания и квалификации действий, изменения назначенного мировым судьей административного наказания.
В связи с чем, судья находит, что жалоба Серебрякова А.В. в остальной части подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу Серебрякова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить в части:
Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ изменить:
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ указание на нарушение Серебряковым А.В. п. «в» ст. 14 ФЗ РФ №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. «д» п. 2, п.п. «д» п. 4, п. 5, п.п. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 года, требований п. 9 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года № 19, поскольку оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Копию решения направить Серебрякову А.В. для сведения, в Отдел надзорной деятельности № 2 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области для исполнения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и обжалованию не подлежит.
Председательствующий: