ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-851/2017 от 02.10.2017 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №12-851/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Нефтеюганск 02 октября 2017 года

Судья (иные данные) районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Федорова Л.П.,

с участием представителя заявителя ООО «(иные данные)» по доверенности ФИО2,

представителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «(иные данные)» на постановление начальника (иные данные) управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО4 от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «(иные данные)»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника (иные данные) управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО4 от (дата) ООО «(иные данные)» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за то, что (дата) в 12 час. 31 мин. в ходе мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах выявлено размещение ООО «(иные данные)» горючих веществ (нефти и нефтепродуктов) на лесном участке при проведении работ по изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в условиях противопожарного режима на землях лесного фонда в квартале выделе , (иные данные) урочища, (иные данные) участкового лесничества, (иные данные) лесничество (в районе (иные данные)(иные данные) месторождения нефти, географические координаты площадью га, чем нарушило требования ст. 51 и ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации; п.п. «в» п. 33 главы 8, п.34., п. главы 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата). (л.д.66-68).

Не согласившись с постановлением, ООО «(иные данные)» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление Природнадзора – Югры от (дата) отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что при производстве по делу нарушены процессуальные нормы права. Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил выявленный госорганом (дата) при проведении контрольных мероприятий в лесах, нефтезагрязненный участок. По результатам указанных мероприятий составлен один акт от (дата), но при этом возбуждены три дела об административных правонарушениях и (дата) вынесено три постановления о назначении административного наказания , , . Учитывая, что три вмененных юридическому лицу административных правонарушения квалифицированы каждое по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, соответственно предусматривают одинаковые административные наказания, административному органу надлежало применить нормы предусмотренные ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ и назначить одно наказание за единые действия (бездействия), содержащие составы, административные правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями (частями) КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «(иные данные)» жалобу поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в ней.

Представитель Природнадзора – Югры считает доводы жалобы не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителей, изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действие или бездействие, выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены правилами пожарной безопасности в лесах (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007. Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Подпунктом «в» п. 33 Правил, нарушение которых вменено обществу, предусмотрено, что при проведении работ по геологическому изучению недр разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранение нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнение предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

В соответствии с пунктом 34 Правил, полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Раздел IX Правил устанавливает требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.

В соответствии с пунктом 35 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО – Югры № 2-НП от 24.04.2017 года на территории округа с (дата) открыт пожароопасный период (л.д. 81).

Как следует из материалов административного дела и установлено в ходе судебного заседания, (дата) заместителем начальника (иные данные) управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО5 вынесено распоряжение о проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на территории (иные данные) лесничество (иные данные) участкового лесничества (иные данные) урочища в квартале выдел , (л.д. 22).

(дата) государственным инспектором Природнадзора-Югры ФИО6 и государственным инспектором Природнадзора-Югры ФИО7 с привлечением специалистов Сургутского отдела Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре проведены мероприятия по патрулированию лесов на территории лесного фонда на территории (иные данные) лесничество (иные данные) участкового лесничества (иные данные) урочища в квартале выделе ,.

Согласно акта от (дата) в ходе проверки установлено три нефтезагрязненных участка, в том числе и в 12 час. 31 мин. выявлен нефтезагрязненный участок в квартале выделе ,(иные данные) урочища (иные данные) участкового лесничества (иные данные) лесничество обнаружено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а именно: размещение горючих веществ на лесном участке (нефть и нефтепродукты) в районе ЦДГН-5 (иные данные) месторождения нефти (географические координаты На территории загрязненного лесного участка расположена сухая древесная и травяная растительность, основание корневой системы деревьев и кустарников пропитаны нефтью и нефтепродуктами. Нефтезагрязненный участок расположен на заболоченной местности, покрыт сплошной нефтяной пленкой, нефтезагрязненная территория обвалована по периметру. Наличие признаков каких-либо работ по освобождению либо очистке лесного участка от нефти и нефтепродуктов не обнаружено, нефть находится в текучем жидком состоянии, не битуминизированна, нефть и нефтепродукты впитались в почву. При обследовании присутствовал резкий, едкий запах нефтепродуктов (л.д. 23-25).

При обследовании велась фотосъёмка фотоаппаратом Nicon COOLPIX L-31. Координаты лесного участка зафиксированы с помощью GPS-навигатора GARMIN GPSmap 64st. К акту от (дата) приложены фототаблицы (л.д. 26-28, л.д. 79-81), абрис лесонарушения (л.д. 29), карта-схема лесонарушения и каталог географических координат (л.д. 30-31).

Специалистом Сургутского отдела Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре отобрана одна объединенная проба, состоящая из 5 точечных проб в квартале выделе ,(иные данные) урочища (иные данные) участкового лесничества (иные данные) лесничество (л.д. 40).

Таким образом, в ходе патрулирования установлено, что обществом нарушены требования правил пожарной безопасности в лесах.

Загрязненные лесные участки образованы в результате деятельности ООО «(иные данные)», что подтверждается предоставленной обществом информацией об инциденте произошедшем (дата) на нефтепроводе (иные данные) месторождения нефти: актом технического расследования инцидента, расчетом жидкости, излившейся из трубопровода и топографическим планом участка (л.д. 61-65).

Принадлежность загрязненного участка к землям лесного фонда подтверждается Выпиской из государственного лесного реестра ХМАО-Югры. Согласно указанному документу, квартал выдел , – эксплуатационные леса (л.д. 33).

Горючесть обнаруженного нефтезагрязняющего вещества, подтверждается заключением Сургутского отдела Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре от (дата) из которого следует, что по результатам КХА и биотестирования проб почв на лесном участке территории квартала выдела , (иные данные) урочища (иные данные) участкового лесничества (иные данные) лесничество обнаружено превышение над фоном по нефтепродуктам в 851,5 раза (протоколы КХА почв №-з, 215-з ) (л.д. 38-39, л.д. 42).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от (дата)-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», горючие вещества, это вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В силу п. 6.6. ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.01.2002 № 2-ст) нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433.

Таким образом, нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом, следовательно и нефтепродукт, главным составным веществом которого является нефть, также относится к горючим веществам.

Кроме вышеприведенных доказательств факт размещения горючих веществ на участке лесного фонда подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от (дата) (л.д. 48-49), протокол составлен в отсутствие представителя ООО «(иные данные)», извещенного надлежащим образом уведомлением исх. от (дата) (л.д.47), копия протокола и определение о назначении времени и места его рассмотрения направлены в адрес общества исх. от (дата) (л.д. 52), далее направлено определение об отложении в адрес общества исх. от (дата) (л.д. 56), определение об отложении исх. от (дата) (л.д. 59).

Оснований не доверять совокупности приведенных доказательств не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой. В связи с чем, судья признает, собранные по делу доказательства допустимыми, достоверными и достаточными.

Таким образом, установлено, что выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении ООО «(иные данные)» требований и правил пожарной безопасности в лесах в период пожароопасного сезона.

Довод жалобы о том, что при рассмотрении протоколов об административных правонарушениях, они подлежали объединению в одно производство, и наказание должно было быть назначено с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, суд считает не состоятельным по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как следует из обжалуемого по настоящему делу постановления обнаруженный нефтезагрязненный участок возник в ходе инцидента произошедшего (дата), по постановлению в ходе инцидента (дата) (л.д. 13-15), по постановлению в ходе инцидента (дата) (л.д. 10-12), таким образом, участки загрязнены разными действиями, в разное время.

Кроме того, из содержания пунктов 7 и 8 Правил N 240 и следует, что время локализации разлива на почве не должно превышать 6 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе не должно. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов.

Исходя из указанных норм время начала бездействия общества по ликвидации нефтезагрязненных участков, указанных в постановлениях , , также разное.

Кроме того, нарушения допущенные обществом, выявлены в разных кварталах и выделах, имеют различное географическое положение.

Таким образом, вышеупомянутые постановления вынесены на основании различных обстоятельств и доказательств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.

Факт того, что обстоятельства, послужившие основанием для вынесения должностным лицом в отношении общества трех постановлений, выявлены в рамках одного мероприятия по патрулированию лесов, в данном случае не свидетельствует о наличии оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае у должностного лица отсутствовали основания полагать, что вменяемые обществу нарушения, составляющие объективную сторону административных правонарушений, за совершение которых общество привлечено к ответственности постановлениями , и обжалуемым по настоящему делу постановлением , возникли в результате совершения лицом одного действия (бездействия).

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу этой нормы под всеми зависящими от юридического лица мерами по соблюдению требований законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.

Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него необходимые, своевременные и достаточные меры по соблюдению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не представлены.

ООО «(иные данные)», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в лесах, не предприняло меры по сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, тем самым допустило размещение горючих веществ на лесном участке.

Таким образом, выводы Природнадзора – Югры о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит обоснованными.

Постановление о привлечении ООО «(иные данные)» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным.

Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника (иные данные) управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО4 от (дата), которым ООО «(иные данные)» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей - оставить без изменения, жалобу ООО «(иные данные)» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения в суд (адрес) - Югры с подачей жалобы или протеста через Нефтеюганский районный суд.

Судья подпись

Копия верна

Судья Нефтеюганского районного суда Федорова Л.П.

Подлинник находится в Нефтеюганском районном суде, в деле № 12-851/2017

Решение в законную силу не вступило.