ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-852/2021 от 25.10.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-852/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

25 октября 2021 года город Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Орёл Ю.А., с участием представителей ПАО «Энел Россия» ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующей в интересах Публичного акционерного общества «Энел Россия» на постановление о назначении административного наказания от 10 сентября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении Публичное акционерное общество «Энел Россия» к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представление от 10 сентября 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением о назначении административного наказания от 10 сентября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3, Публичное акционерное общество «Энел Россия» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Одновременно в адрес Публичного акционерного общества «Энел Россия» внесено представление от 10 сентября 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении.

ФИО1 действующая в интересах Публичного акционерного общества «Энел Россия» обратилась в Московский районный суд г.Твери с жалобой на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст.30.1 - 30.3 КоАП РФ, в которой просила отменить постановление от 10 сентября 2021 года о назначении административного наказания, представление от 10 сентября 2021 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст. 24.5 КоАП РФ.

В обосновании жалобы указано, что в отношении недостоверной информации о количественных и качественных показателях выбросов с ИЗА №№ 0001, 0002, 0003, представленной в таблице 2.2 отчета ПЭК за 2019 год ввиду несоблюдения заявленных требований технических регламентов и документов в области стандартизации по отбору проб промышленных выбросов сообщает, что с учетом конструктивных особенностей дымовых труб, места отбора проб оборудованы для определения инструментальным методом только концентраций загрязняющих веществ. Конструктивные особенности газоходов таковы, что прямолинейные участки с заданным соотношением диаметра и длины, указанным в ГОСТ 17.2.4.06-90 (пункт 2.3 Минимальная длина прямого участка газохода должна составлять не менее 4 - 5 эквивалентных диаметров) отсутствуют. В этой связи, параметры газовоздушной смеси инструментальным методом при отборе проб не измеряются. Параметры газового потока, указываемые в п.5 протоколов сбора проб и п.11 протокола испытаний (скорость и объемный расход) определяются филиалом ЦЛАТИ по Тверской области расчетным методом, показатели температуры газовоздушной смеси в точке контроля представляются филиалом «Конаковская ГРЭС» из программы КВИНТ, используемой для ведения и контроля за режимом работы оборудования. В пунктах 8 (номер пробы и определяемые характеристики) и 11 (результаты испытаний, измерений) актов отбора проб в качестве измеряемых характеристик (показателей) указываются СО, О, NO2, NОх -их концентрации. Параметры газовоздушной смеси в определяемых характеристиках и результатах измерений, испытаний в актах отбора проб отсутствуют. Протоколы в качестве результатов испытаний, измерений также содержат только концентрации СО, О, NO2, NОх. Выводы о наличии фактов, свидетельствующих об измерениях скорости потока газа в месте отбора проб, не соответствуют действительности, что подтверждается актами и протоколами отбора проб филиала ЦЛАТИ по Тверской области. В этой связи, полагает, что недостоверность сведений о количественных и качественных показателях выбросов в отчете по ПЭК 2019 по факту использования данных о параметрах газо-воздушной смеси, полученных инструментальным методом в местах, не соответствующих ГОСТ 17.2.4.06-90, не подтверждается. Сведения о выбросах в отчетах по ПЭК ПАО «Энел Россия» определены в соответствии с действующим законодательством и на основании действующей инвентаризации и утвержденного проекта ПДВ. В отношении отсутствия данных о результатах производственного контроля на отдельных источниках, а именно: на источниках выбросов, образованных в результате слива мазута из ж/д цистерн в лотки на мазутном хозяйстве, выбросы из резервуара для временного накопления отхода «масло трансформаторное отработанное»; выбросов из резервуара для временного накопления отхода «масло турбинное отработанное»; выбросов сероводорода из производственных помещений насосных станций на мазутном хозяйстве, образованных в результате перегонки мазута, сообщает, что в соответствии с инвентаризацией и проектом нормативов допустимых выбросов, утвержденным 07 ноября 2017 года №1235-рв приказом Управления Росприроднадзора по Тверской области, на основании которых в установленном порядке выдано разрешение на выброс №1210 (приказ Управления Росприроднадзора по Тверской области от 07 ноября 2017 №1236-рв), данные источники выбросов, в том числе выбросы сероводорода, учтены - ист. 6001, 6003. Для хранения мазута используется 12 подземных железобетонных резервуаров объемом 10000 м? и 6 подземных железобетонных резервуаров для хранения мазута объемом 20000 м?, а также 5 приемных резервуаров для слива мазута объемом 600 м?. В результате приема, хранения и перекачки в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: сероводород и углеводороды предельные С12-С19. Площадка с резервуарами рассматривается как неорганизованный источник №6001. Маслохозяйство служит для хранения, приема и выдачи трансформаторного и турбинного масел. Маслохозяйство включает в себя 12 наземных вертикальных резервуаров высотой 5,5 м и объемом 90 м? каждый, из них 6 баков с турбинным маслом и 6 баков с трансформаторным маслом. Масло закачивается в резервуары с помощью насоса производительностью 10 м?/час. Площадка маслохозяйства рассмотрена как неорганизованный источник №6003. При сливно-наливных операциях в атмосферный воздух выделяется вредное вещество: масло минеральное нефтяное. Расчеты выбросов от данных источников проведены в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утвержденными Приказом Госкомэкологии России от 08 апреля 1998 года №199. В отношении учета выбросов с эстакад слива мазута и двух насосных станций поясняет, что в 2019 году на КГРЭС поступление мазута по эстакадам отсутствовало. Мазут является резервным топливом, все запасы находятся в резервуарах, поставок мазута для нужд КГРЭС по эстакадам не осуществлялось с 2015 года. Мазутонасосные служат для перекачки мазута во время хранения, для исключения застывания топлива и не являются источниками выбросов. Перекачивается объем топлива, находящийся на хранении в резервуарах. Выбросы сероводорода в проекте ПДВ рассчитаны от всего объема мазута, находящегося на КГРЭС. Датчики в мазутснасосной установлены для контроля параметров сероводорода в области рабочей зоны. Звуковая сигнализация установлена на уровне ПДК сероводорода в области рабочей зоны. Срабатывание датчика с момента установки в оперативной документации вахтенного персонала не зафиксировано, в том числе в 2019 году. Подземные резервуары на маслонасосной не оборудованы воздушными клапанами, откачка из подземных баков производится с помощью вакуумного насоса, выбросы в атмосферу не осуществляются. Поскольку эстакады мазутного хозяйства, подземные резервуары хранения отходов и маслонасосные не являются источниками выбросов и/или фактические выбросы на них в 2019 году не осуществлялись, основания для учета их в декларации о плате за НВОС отсутствуют. В отношении выбросов в результате стравливания газа при продувках при пусках-остановах паровых котлов сообщают, что выбросы от данных операций составляют не более 0.001% от валового годового выброса. Ссылаясь на п.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 (требования к Программе ПЭК), указывает, что юридическое лицо должно скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с данными требованиями в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%. Кроме того, корректировка программы ПЭК при предполагаемом изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, в части изменения источников выбросов и выбрасываемых веществ, может быть выполнена только при подтверждении таких изменений при проведении корректировки данных инвентаризации и для случаев, указанных в пункте 43 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года №352, после подготовки предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды с последующим установлением нормативов и получением разрешения на выброс. Кроме того, в соответствии с Требованиями к ПЭК и пунктом 7 Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденных приказом Минприроды России от 16 октября 2018 года №522 в таблице 2.2 отчета по ПЭК представляются результаты выполнения плана-графика контроля, указанного в Программе производственного экологического контроля. Отчет по ПЭК за 2019 год подготовлен в полном соответствии с планом-графиком контроля, согласованным в составе ПДВ при утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешении на выброс. При таких обстоятельствах полагает, что отсутствие в отчете по ПЭК за 2019 год выбросов от стравливания газа с паровых котлов главного корпуса ГРЭС не является нарушением. Учитывая, что Декларация о плате за НВОС формируется в соответствии с платежной базой, определяемой на основе данных отчета ПЭК, основания для учета фактических выбросов от стравливания газа в декларации за 2019 год отсутствуют. По факту отчетности по форме № 2ТП (рекультивация) за 2019 год указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» впервые в 2020 году в соответствии с приказом Верхневолжского межрегионального управления Росприроднадзора от 30 ноября 2020 года №268 включен в Перечень респондентов по данной форме в части недропользования на территории Тверской области (письмо от Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 декабря 2020 года № 04/6245 - Приложение №4). Данная обязанность исполнена, в форме № 2 ТП (рекультивация) за 2020 год внесены сведения о площади нарушенных земель артезианскими скважинами (отчет 2-ТП (рекультивация) за 2020 год (Приложение № 5). Повторное рассмотрение дела по существу состоялось 10 сентября 2021 года, то есть за пределами срока, установленного ч.1 ст.29.6 КоАП РФ. Срок рассмотрения дела не продлевался, мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела не выносилось.

В судебном заседании представитель ПАО «Энел Россия» ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и пояснила, что с учетом конструктивных особенностей дымовых труб, места отбора проб оборудованы для определения инструментальным методом только концентраций загрязняющих веществ. Параметры газовоздушной смеси инструментальным методом при отборе проб не измеряются. Параметры газового потока, указываемые в п.5 протоколов собора проб и п.11 протокола испытаний (скорость и объемный расход) определяются филиалом ЦЛАТИ по Тверской области расчетным методом, показатели температуры газовоздушной смеси в точке контроля представляются филиалом «Конаковская ГРЭС» из программы КВИНТ, используемой для ведения и контроля за режимом работы оборудования. Параметры газовоздушной смеси в определяемых характеристиках и результатах измерений, испытаний в актах отбора проб отсутствуют. Выводы о наличии фактов, свидетельствующих об измерениях скорости потока газа в месте отбора проб, не соответствуют действительности, что подтверждается актами и протоколами отбора проб филиала ЦЛАТИ по Тверской области. В соответствии с инвентаризацией и проектом нормативов допустимых выбросов, утвержденным 07 ноября 2017 года №1235-рв приказом Управления Росприроднадзора по Тверской области, на основании которых в установленном порядке выдано разрешение на выброс №1210, данные источники выбросов, в том числе выбросы сероводорода, учтены - ист. 6001, 6003. В результате приема, хранения и перекачки в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: сероводород и углеводороды предельные С12-С19. Площадка с резервуарами рассматривается как неорганизованный источник №6001. Маслохозяйство служит для хранения, приема и выдачи трансформаторного и турбинного масел. Площадка маслохозяйства рассмотрена как неорганизованный источник №6003. В 2019 году на КГРЭС поступление мазута по эстакадам отсутствовало. Мазут является резервным топливом, все запасы находятся в резервуарах, поставок мазута для нужд КГРЭС по эстакадам не осуществлялось с 2015 года. Мазутонасосные служат для перекачки мазута во время хранения, для исключения застывания топлива и не являются источниками выбросов. Срабатывание датчика с момента установки в оперативной документации вахтенного персонала не зафиксировано, в том числе в 2019 году. Подземные резервуары на маслонасосной не оборудованы воздушными клапанами, откачка из подземных баков производится с помощью вакуумного насоса, выбросы в атмосферу не осуществляются. Поскольку эстакады мазутного хозяйства, подземные резервуары хранения отходов и маслонасосные не являются источниками выбросов и/или фактические выбросы на них в 2019 году не осуществлялись, основания для учета их в декларации о плате за НВОС отсутствуют. Корректировка программы ПЭК при предполагаемом изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, в части изменения источников выбросов и выбрасываемых веществ, может быть выполнена только при подтверждении таких изменений при проведении корректировки данных инвентаризации и для случаев, указанных в пункте 43 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года №352, после подготовки предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды с последующим установлением нормативов и получением разрешения на выброс. Отчет по ПЭК за 2019 год подготовлен в полном соответствии с планом-графиком контроля, согласованным в составе ПДВ при утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешении на выброс. Отсутствие в отчете по ПЭК за 2019 год выбросов от стравливания газа с паровых котлов главного корпуса ГРЭС не является нарушением. Учитывая, что Декларация о плате за НВОС формируется в соответствии с платежной базой, определяемой на основе данных отчета ПЭК, основания для учета фактических выбросов от стравливания газа в декларации за 2019 год отсутствуют. Впервые в 2020 году в соответствии с приказом Верхневолжского межрегионального управления Росприроднадзора от 30 ноября 2020 года №268 включен в Перечень респондентов по данной форме в части недропользования на территории Тверской области. Данная обязанность исполнена, в форме № 2 ТП (рекультивация) за 2020 год внесены сведения о площади нарушенных земель артезианскими скважинами за 2020 год. Также добавила, что повторное рассмотрение дела по существу состоялось 10 сентября 2021 года, то есть за пределами срока, установленного ч.1 ст.29.6 КоАП РФ. Срок рассмотрения дела не продлевался, мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела не выносилось. Просит отменить постановление от 10 сентября 2021 года о назначении административного наказания, представление от 10 сентября 2021 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ПАО «Энел Россия» ФИО2, поддержала доводы жалобы и просила отменить постановление от 10 сентября 2021 года о назначении административного наказания, представление от 10 сентября 2021 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В связи с неявкой в судебное заседание представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, судья полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с п.3.1 ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Пункт 3.6 «Производственный экологический контроль. Общие положения» определяет, что под объектами производственного экологического контроля понимаются объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды.

Согласно ч.1, 7, 8 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из п.2 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 утверждены порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Согласно пункту 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 года №676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора (далее - Указания).

Согласно пункту 1 Указаний юридические лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Сроки предоставления отчета 1 февраля после отчетного периода.

Основанием для привлечения Публичного акционерного общества «Энел Россия» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ послужил тот факт, что Верхне-Волжским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08 декабря 2020 года №88-р в период с 15 декабря 2020 года по 19 января 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Энел Россия».

Из постановления должностного лица от от 10 сентября 2021 года следует, что в ходе проверки выявлено, что филиалом «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» предоставлен недостоверный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год с датой предоставления 26 февраля 2020 года; в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год на Конаковской ГРЭС не отражены данные об источниках выбросов, аналогичные неотраженных в Отчете ПЭК за 2019 год, отсутствует расчет платы за указанные источники выбросов; предоставлена недостоверная информация в составе отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2019 года. Должностным лицом сделан вывод о наличии состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого Публичное акционерное общество «Энел Россия» обязано было выполнить возложенную на него законом обязанность по предоставлению отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год и информации в составе отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2019 года, то правонарушение, предусмотренное ст.8.5 КоАП РФ, совершенное Публичным акционерным обществом «Энел Россия», не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, то есть со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении оного года со дня совершения административного правонарушения, для данной категории дел.

Согласно статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (часть 1). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года (часть 2).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании срок привлечения к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ для Публичного акционерного общества «Энел Россия» начал исчисляться с 25 марта 2020 года.

Следовательно, срок давности привлечения Публичное акционерное общество «Энел Россия» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, начал исчисляться с 25 марта 2020 года, и истек 25 марта 2021 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

В нарушение приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 10 сентября 2021 года постановлением о назначении административного наказания , вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3, Публичное акционерное общество «Энел Россия» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания от 10 сентября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении Публичное акционерное общество «Энел Россия» к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представление от 10 сентября 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, подлежит отмене.

С учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек (по ст.8.5 КоАП РФ составляет 1 год), производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

жалобу ФИО1, действующей в интересах Публичного акционерного общества «Энел Россия» на постановление о назначении административного наказания от 10 сентября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении Публичное акционерное общество «Энел Россия» к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представление от 10 сентября 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении - удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания от 10 сентября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении Публичное акционерное общество «Энел Россия» к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представление от 10 сентября 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.

Судья Ю.А. Орёл

Дело № 12-852/2021