ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-853/2016 от 20.07.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«20» июля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу генерального директора ООО «РА «Народы Севера» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора 4 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ о признании Общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора 4 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – старший госинспектор 4 ООРКМ) от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» (далее – ООО «РА «Народы Севера») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 576 480 руб.

Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «РА «Народы Севера» ФИО3 обратился в суд с жалобой, просил постановление отменить, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы изложил следующие доводы. Полагал, что допущено существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в рассмотрении дела неуполномоченным лицом, так как постановление вынесено с нарушением правил подсудности. В связи с тем, что по делу проводилось административное расследование, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрение дела подлежало в районном суде. Действия ООО «РА «Народы Севера» не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как действиями общества не причинен ущерб водным биоресурсам, квота не превышена, поэтому действия ООО «РА «Народы Севера» подлежали квалификации по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указал, что отражение улова в большую сторону, нежели заявлено в промысловом журнале, явилось человеческим фактором, зачастую трудно определить точный вес добытых водных биоресурсов в процентном соотношении. На основании изложенного полагал обжалуемое постановление в отношении ООО «РА «Народы Севера» подлежащим отмене.

Законный представитель ООО «РА «Народы Севера» генеральный директор ФИО3 в судебном заседании участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.

Защитник ФИО4, действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, изложенные в жалобе доводы поддержал, полагал постановление подлежащим отмене, поскольку проведение по делу экспертизы свидетельствует о проведении административного расследования, поэтому дело подлежало передаче на рассмотрение в суд, однако рассмотрено должностным лицом. Отметил, поскольку промысловый журнал сразу же был изъят инспектором, капитан не имел возможности внести в него корректировки по виду и количеству улова. Полагал неверной квалификацию, поскольку выделенные квоты не превышены, действия ООО «РА «Народы Севера» подлежали квалификации по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поэтому постановление подлежит отмене в связи с отсутствием состава.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ФИО4, прихожу к следующему.

В силу ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются правила рыболовства, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого рыбохозяйственного бассейна, обязательные для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Таким образом, соблюдение Правил рыболовства является необходимым условием для осуществления рыболовства.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ, далее – Правила рыболовства, действовавшие на момент совершения административного правонарушения), регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - пользователи).

Как усматривается из исследованных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 40 мин. на причале ООО «ПК РКЗ», расположенном в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, во внутренних мосрких водах РФ, подзоне 6102.2, произведен досмотр судна СТР «Казакевичи» (собственник ООО «ПК РКЗ», используемое ООО «РК «Народы Севера» на основании договора фрахтования (тайм-чартер) от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе досмотра судна и анализа промысловой документации установлено, что судно СТР «Казакевичи», под руководством капитана ФИО5, с 05 по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло промышленное рыболовство водных биоресурсов на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов , .

По сведениям промыслового журнала , по разрешению на добычу водных биологических ресурсов , добыто 20 000 кг камбалы; -по сведениям промыслового журнала , разрешению на добычу водных биологических ресурсов , добыто 50 000 кг минтая, 5 000 кг трески, 5 000 кг бычка. Общий улов водных биоресурсов за 05-ДД.ММ.ГГГГ по данным промысловой документации составил 80 000 кг.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, с судна СТР «Казакевичи» принято в обработку следующее количество водных биологических ресурсов по видам и количеству: минтай – 51 928 кг, треска – 4 414 кг, камбала – 26 005 кг бычок – 4 896 кг. При выгрузке добытых водных биологических ресурсов капитан судна СТР «Казакевичи» допустил отклонение от учтенного в промысловом журнале веса по камбале на 30% в большую сторону.

Таким образом, исходя из заявленного и выгруженного количества камбалы, разница составила 6 005 кг, то есть на 30% больше от заявленного капитаном СТР «Казакевичи» ФИО5 Указанное количество превышает допустимые 5%, от предварительно заявленного веса камбалы, находившегося на борту.

В нарушение п.п. 11.3, 31.3 Правил рыболовства, ООО «РА «Народы Севера», действуя через капитана судна СТР «Казакевичи» ФИО6, не выполнило свои обязанности и требования законодательства, регулирующего рыболовство и сохранение водных биоресурсов, поскольку допустило отклонение от учтенного в промысловом журнале веса по камбале на 30% в большую сторону.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «РА «Народы Севера» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.1-5).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ из материалов дела от ДД.ММ.ГГГГ в отношении капитана СТР «Казакевичи» ФИО5, возбужденного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к настоящему делу в отношении ООО «РА «Народы Севера» приобщены документы согласно указанному перечню (л.д.13-56).

Возможность проведения указанного процессуального действия не запрещена нормами КоАП РФ, приобщение документов не свидетельствует о проведении по настоящему делу административного расследования, в связи с чем, нахожу необоснованными доводы жалобы и защитника о существенном нарушении процедуры привлечения ООО «РА «Народы Севера» к административной ответственности, выразившееся в рассмотрении дела неуполномоченным лицом, в то время, как дело подлежало рассмотрению судом.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «РА «Народы Севера» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о чем старшим госинспектором 4 ООРКМ вынесено обжалуемое постановление (л.д.92-101).

Факт совершения ООО «РА «Народы Севера» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и его вина, установлены старшим госинспектором 4 ООРКМ на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: -протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; -приобщенных материалов административного дела в отношении капитана СТР «Казакевичи» ФИО5 по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно изложенному перечню, в том числе, заключения эксперта.

Старший госинспектор 4 ООРКМ на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о виновности ООО «РА «Народы Севера» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, обжалуемое постановление подлежит отмене, в связи с существенным нарушением норм процессуального права, допущенным при рассмотрении дела.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положениями Правил рыболовства установлено, что при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, обеспечивают раздельный учет улова и приемки уловов водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах (пункт 9.2); ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции. Промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их копии, заверенные подписью и/или печатью капитана, или лица, ответственного за добычу (вылов), должны храниться в течение года на борту судна или в рыбодобывающей организации (пункт 9.5).

В соответствии с п. 11.3 Правил рыболовства при осуществлении рыболовства запрещается вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова). Допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (за исключением серого морского ежа, анадары, мерценарии Стимпсона и спизулы), находящейся на борту, в пределах 5 процентов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов.

Как отмечено в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).

Привлекая ООО «РА «Народы Севера» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, старший госинспектор 4 ООРКМ пришел к выводу о том, что ООО «РА «Народы Севера», в нарушение требований п.п. 11.3, 31.3 Правил рыболовства допустило отклонение от учтенного в промысловой документации веса камбалы в количестве 20 000 кг на 30% в сторону увеличения, в связи с чем, незаконно добыло 6 005 кг камбалы.

Вместе с тем, при определении предмета административного правонарушения старшим госинспектором 4 ООКРМ не учтены следующие положения Правил рыболовства.

ООО «РА «Народы Севера» предварительно заявлен вес камбалы-сырца 20 000 кг, однако, согласно заключению эксперта, фактический вес добытого сырца камбалы составил 26 005 кг, отклонение от предварительно заявленного веса составило более 5% в сторону увеличения, таким образом, исходя из веса заявленного вылова камбалы 20 000 кг, отклонение, в соответствии с п.11.3 Правил рыболовства не должно превышать более 5% в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки. От 20 000 кг допустимые 5% составляют 1 000 кг, таким образом, предмет административного правонарушения госинспектором 4 ООРКМ определен неверно, без учета допустимого отклонения от предварительно заявленного веса в пределах 5% в ту или иную сторону.

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в нарушение требований ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в нарушение требований ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что привело к установлению события административного правонарушения не полной мере.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что постановление старшим госинспектором 4 ООКРМ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «РА «Народы Севера» по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, нахожу постановление старшего госинспектора 4 ООКРМ подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а дело возвращению на новое рассмотрение в ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, так как срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории, на момент рассмотрения жалобы не истек.

В связи с отменой постановления по приведенным выше основаниям, связанным с существенным нарушением процессуальных требований, не подлежат обсуждению иные доводы жалобы генерального директора ООО «РА «Народы Севера» ФИО3 по существу вмененного ООО «РА «Народы Севера» административного правонарушения об отсутствии состава административного правонарушения и могущие повлиять на выводы о виновности названного юридического лица в инкриминируемом административном правонарушении, поскольку подлежат проверке при новом рассмотрении дела после устранения допущенных существенных нарушений процессуальных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора ООО «РА «Народы Севера» ФИО3 - удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора 4 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ о признании Общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в ПУ ФСБ России по восточному арктическому району.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская