ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-853/21 от 17.11.2021 Подольского городского суда (Московская область)

12-853/21

Р Е Ш Е Н И Е

Гор. Подольск Московской области 17 ноября 2021 года

Судья Подольского городского суда Московской области Силетских О.А., в соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее Кодекса), рассмотрев жалобу,

ФИО1, <данные изъяты> на постановление 50 АД № 002174 от 2 июля 2021 года, вынесенное заведующим Территориального отдела №3 УРАТК МТДИ Московской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.6 Кодекса Московской области об административных правонарушениях,

Установил:

Постановлением должностного лица ФИО1 был признан совершившим административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

Согласно Постановлению, ДД.ММ.ГГГГ, в 7.15, около <адрес>, водитель такси ФИО1, управляя автомашиной Нундай , при перевозке пассажиров находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) чем нарушила п.п. 7 п. 5, п.45 Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 года № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области», тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

За данное нарушение ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

ФИО1 не согласился с данным постановлением, считает его незаконным, так как при фиксации административного правонарушения должностное лицо не приняло форс-мажорные обстоятельства, а именно то, что при погрузке багажа маска порвалась, а запасной маски не было. При отсутствии отягчающих обстоятельств необходимо было ограничится устным замечанием или применить положение ст.2.9 Кодекса.

В судебное заседание заявитель не явился, при надлежащем извещении жалоба была рассмотрена без участия ФИО1.

Рассмотрев жалобу ФИО1 и изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 Кодекса, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 Кодекса судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 4 статьи 3.6 КоАП Московской области предусмотрена административная ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов Московской области, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Московской области, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, с использованием транспортного средства и влечёт наложение на граждан штрафа в размере 5 000 рублей.

В силу ст. 1.5 Кодекса, лицо подлежит административной ответственности лишь за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьёй 1.1 Кодекса установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе установление законами Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Из статьи 3.6 КоАП Московской области следует, что положения данной нормы могут применяться лишь в случае, если действия лиц не влекут административной ответственности в соответствии Кодексом.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 99-ФЗ в Кодекс была введена в действие статься 20.6.1 Кодекса, которая предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса и предусматривает наказание для граждан в виде предупреждения или штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Во исполнение Указа Президента РФ от 2 апреля 2019 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории РФ в связи с распространением коронавирусной инфекции (CОVID-19) и Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417"Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" (п. «в,г» п. 4) в Московской области был введён режим повышенной готовности на основании Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 года № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области».

Указанные выше Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица); при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. №417).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. (пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г №68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».)

Согласно п.п 7 п. 5 Постановления Губернатора Московской области № 108-ПГ (в действующей редакции) граждане с ДД.ММ.ГГГГ обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (в том числе на всех объектах розничной торговли, аптеках, общественном транспорте, включая перевозку пассажиров и багажа по заказу, легковым такси, железнодорожном транспорте, железнодорожных вокзалах, станциях, пассажирских платформах, пешеходных настилах, мостах и тоннелях, на всех предприятиях, продолжающих свою работу, в местах общего пользования многоквартирных домов, медицинских организациях).

Как отражено выше, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введения режима повышенной готовности или чрезвычайных ситуаций (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г №68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».)

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. (Раздел V Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях Обзора № 1 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Таким образом, правонарушение, инкриминируемое ФИО1 в связи с наличием конкуренции норм права федерального и регионального законодательства, в силу прямого указания в ч. 2 ст. 3.6 КоАП Московской области должно было быть квалифицировано по норме, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, а не региональным законодательством.

Суд же в рамках рассмотрения настоящей жалобы не вправе переквалифицировать действия лица на иную норму, в том числе и ухудшающую положение данного лица, поскольку санкция нормы Кодекса, предусматривает более строгое наказание.

Ухудшение же положения лица в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса в данном случае не допускается.

При таких обстоятельствах суд, отменяя обжалуемое Постановление прекращает его в связи с отсутствием состава правонарушения.

Отменяя постановление в связи с неправильным применением норм материального права, судья не входит в оценку доводам, отраженным в жалобе заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 30.6,30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья –

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО1 - удовлетворить.

Постановление 50 АД № 002174 от 2 июля 2021 года, вынесенное заведующим Территориального отдела №3 УРАТК МТДИ Московской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.6 Кодекса Московской области об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить и производство по делу в отношении него прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в десятидневный срок через Подольский городской суд.

Судья: О.А. Силетских