ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-855/18 от 17.09.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-855/18

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

17 сентября 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре Шамсудиновой А.О., рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Прийдуна Д.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 27 июня 2018 года № 10-84/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 27 июня 2018 года № 10-84/2018 открытое акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее по тексту ОАО «ПКМТП», Общество) признано виновным в том, что 29 мая 2018 года осуществляло сброс сточных вод в водный объект (часть Авачинской губы) в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), то есть с нарушением установленных правил водопользования, чем нарушило требования ч.1 ст. 35, ч.1, п.3 ч.3 ст. 44 Водного Кодекса РФ, ч.1 ст. 22, ч.ч.3, 4 ст. 23, Закона РФ «Об Охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. Содеянное квалифицировано по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ как нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ОАО «ПКМТП» Прийдун Д.В. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил постановление отменить и прекратить производство по делу. В жалобе указал, что Общество осуществляет сброс хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод в акваторию Авачинской губы на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод № 00-19.07.00.002-М-РСБХ-Т-2018-01409/00 от 16 мая 2018 года, выданного Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, в котором указаны условия использования водного объекта. Также указал, что для оформления разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект необходимо утверждение нормативов допустимых сбросов в водный объект. При этом согласно указанному разрешению о предоставлении водного объекта в пользование Общество вправе использовать водный объект при выполнении ряда условий, в том числе утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Авачинскую губу в составе сточных вод выпусков №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8.

Законный представитель ОАО «ПКМТП» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.

Защитник Андреев В.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.

При таких условиях неявка законного представителя юридического лица и защитника не препятствует рассмотрению по существу постановленного перед судом вопроса.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, представленные документы, судья приходит к следующему.

Часть 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ч.1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ч.2).

В силу ч. 1 ст. 35 вышеуказанного Кодекса поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с положениями части 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Как следует из положений статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закон об охране окружающей среды), нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Согласно частей 1 и 2 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды (ч.1). Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (ч.2).

В соответствии с положениями части 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 4 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как видно из дела, на основании приказа руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № 133 от 27 марта 2018 года в период с 27 апреля 2018 года по 29 мая 2018 года отношении ОАО «ПКМТП» проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой был составлен акт, согласно которому ОАО «ПКМТП» осуществляет сброс сточных вод в водный объект (часть Авачинской губы) в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), то есть с нарушением установленных правил водопользования (л.д. 66-68)

Из акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №10-133/2018 от 11 мая 2018 года следует, что в акватории водного объекта, примыкающей к причалам ОАО «ПКМТП» осуществляют стоянку морские суда, на причале ведется хозяйственная деятельность по обслуживанию судов, ведутся погрузо-разгрузочные работы. Локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, на земельных участках и причалах используемых Обществом в своей хозяйственной деятельности, отсутствуют. На причалах № 1, 2, 12 отсутствуют сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения, в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. Поверхностный сток с причалов не отсекается и попадает без очистки в водный объект. Хозяйственные объекты, используемые Обществом эксплуатируются без оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (л.д. 66-68).

Как видно из протоколов анализов сточных и природных вод, отобранных в ходе проверки, в Авачинскую губу со сточными водами поступают загрязняющие вещества, в том числе взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, сульфат-ионы, и другие (л.д. 69, 70, 71).

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование № 00-19.07.00.002-М-РСБХ-Т-2018-01409/00, выданному Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 16 мая 2018 года, Обществу была предоставлена в пользование часть Авачинской губы с целью сброса сточных вод через выпуски №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8. Срок действия договора с 16 мая 2018 года по 31 декабря 2028 года (т.1 л.д. 20-26).

По сообщению Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 11 апреля 2018 года ОАО «ПКМТП» на текущую дату не имеет разрешений на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты (т. 1 л.д. 27).

Как следует из экспертного заключения №26 по результатам экспертного сопровождения при проведении внеплановой выездной проверки ОАО «ПКМТП», для источников сброса сточных вод ОАО «ПКМТП» не утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, не получено разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты (т.1 л.д. 76-78).

В ходе рассмотрения дела должностным лицом административного органа 29 мая 2018 года по итогам проведенных проверочных мероприятий на основе имеющихся в деле доказательств установлено, что ОАО «ПКМТП» осуществляет сброс сточных вод в водный объект (часть Авачинской губы) в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), то есть с нарушением установленных правил водопользования.

Установив на основании имеющихся в деле доказательств вышеуказанные обстоятельства, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «ПКМТП» нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, и правильно квалифицировало его действия по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Ссылка автора жалобы на наличие решения № 00-19.07.00.002-М-РСБХ-Т-2018-01409/00, выданного Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 16 мая 2018 года, является необоснованной, так как такое решение не освобождает ОАО «ПКМТП» от обязанности согласно требованиям ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в порядке, установленном административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 9 января 2013 года № 2, обеспечить получение требуемое в данном случае в соответствии с действующим законодательством разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водный объект, что им сделано не было и, как следствие, послужило основанием для вынесения обжалуемого постановления.

Что касается нарушений, предусмотренных пункта 3 ч.3 ст.44 Водного кодекса РФ, то указание на наличие вины Общества в нарушении указанных требований подлежит исключению из постановления, поскольку, как следует из положения данной нормы, запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах рыбоохранной зоны озера Байкал, рыбохозяйственных заповедных зон. Представленные материалы дела не содержат доказательств принадлежности Авачинской губы к таким видам рыбохозяйственных зон.

В описательно-мотивировочной части постановления имеется так же указание на то, что действие (бездействие) ОАО «ПКМТП», выразившиеся в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку и государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду представлению сведений для актуализации учетных сведений, образуют состав административного правонарушения. Данный вывод также подлежит исключению из постановления, так как в протоколе об административном правонарушении такие действия в вину Обществу не вменялись, следовательно, должностное лицо при вынесении постановления необоснованно вышло за пределы предъявленного обвинения.

Кроме того, в оспариваемом постановлении должностное лицо указывает, что на вину юридического лица ОАО «ПКМТП» не только нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, но и в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды. Между тем, вменение Обществу нарушений правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды является излишним, представленными материалами дела данное обстоятельство не подтверждается, и поэтому подлежит исключению.

В остальной части оспариваемое постановление законно, обоснованно отмене или изменению не подлежит.

Выводы должностного лица административного органа в постановлении в достаточной степени мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие указанные выводы, либо требующие дополнительной проверки.

Административное наказание назначено ОАО «ПКМТП» в пределах ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ и является справедливым. Оснований для снижения размера назначенного наказания, не имеется.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено, в связи с чем, иных оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 27 июня 2018 года № 10-84/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на совершение ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» нарушений требований пункта 3 ч.3 ст.44 Водного кодекса РФ, указание на то, что действие (бездействие) ОАО «ПКМТП», выразившееся в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку и государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду представлению сведений для актуализации учетных сведений, образуют состав административного правонарушения, а также указание на нарушение ОАО «ПКМТП» правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.А. Кулагина