Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
4 октября 2016 года <адрес>
Судья Центрального районного суда <адрес>ФИО4, рассмотрев жалобу консультанта отдела административного обеспечения государственного жилищного надзора ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «ФИО2» ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3.1 ч.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «<данные изъяты> «ФИО2» ФИО2 А.В. прекращено по основаниям ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.
Полагая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, должностное лицо, составившее протокол, ФИО5 обратился в суд с жалобой, где указал, что судом сделан неверный вывод, что качество и количество являются понятием тождественным, а ОДПУ не отражает качественные характеристики коммунальных услуг, не подпадает под понятие лицензионные требования; нормы Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в целом являются лицензионными требованиями; в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об имеющихся периодах неисправности прибора учета; информация, представленная в ответе ОАО «<данные изъяты>», и информация Управления по тем же вопросам различается, что ставит под сомнение подлинность письма, предоставленного ООО «<данные изъяты> «ФИО2»; акт ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ является актом выполненных работ и не содержит информации о наличии неисправностей; акт ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает рабочее состояние приборов; не имеется оснований полагать достоверной информацию о неисправностях прибора учета.
В письменном возражении ФИО2 А.В. указал, что постановление соответствует требованиям закона; в Правилах № и в Положении «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» не содержится нормативного обоснования, что Правила № отнесены к лицензионным требованиям; довод о том, что за неприменение в качестве расчетного общедомового прибора учета электрической энергии предусмотрена административная ответственность, является ошибочным; качество и количество не являются понятиями тождественными, ОДПУ не отражает качественных характеристик коммунальных услуг, следовательно, не подпадает под понятие «лицензионные требования»; в материалах дела не содержится, что неприменение в качестве расчетного ОДПУ собственники жилых помещений были лишены каких-либо коммунальных услуг; коммунальная услуга по электроснабжению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подавалось бесперебойно, доказательств обратного заявителем жалобы не представлено; довод об обязанности исполнителя по пп. «е» п.31 Правил № ежемесячного снятия показаний ОДПУ тогда, когда неисправен прибор, принадлежащий ОАО «<данные изъяты>», несостоятелен, не свидетельствует о нарушении; схема с показаниями приборов учета не свидетельствует об исправности прибора учета, поскольку в период неисправности, демонтаж прибора не производился и по нему бежал ток; доказательств, что прибор учета является общедомовым не представлено; административный орган не вправе осуществлять лицензионный контроль за выполнением Правил №.
В судебном заседании представитель Управления ФИО3 поддержал доводы жалобы.
ФИО2 А.В. полагает постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки обращения гражданина, проживающего в МКД по адресу: <адрес> в <адрес>, должностным лицом Управления регионального государственного контроля и лицензирования проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «<данные изъяты>ФИО2», директором которого является ФИО2 А.В., лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
По результатам проверки установлено нарушение требований пп.«б»,«в» п.3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», пп. «е» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, условий договора управления №К-30 от ДД.ММ.ГГГГ, ст.162 ч.2 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» определены следующие лицензионные требования к лицензиату: соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 Положения N1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч.2 ст.162 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.193 ЖК РФ, лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются; 2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса; 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации
В соответствии с пп. «е» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N354, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Вышеназванные нарушения, выявленные в ходе проведенной внеплановой документарной отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в МКД по <адрес> не применялся в качестве расчетного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор учета электроэнергии.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении руководителя управляющей компании ФИО2 А.В. по ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что вмененные должностному лицу ООО "<данные изъяты> «ФИО2" ФИО2 А.В. нарушения не являются лицензионными требованиями.
Кроме того, мировой судья указал, что ОДПУ не отражает качественные характеристики коммунальных услуг, следовательно, не подпадает под понятие лицензионных требований. Также, поскольку собственником ОДПУ управляющая компания не является, следовательно, ответственности за его надлежащее содержание нести не может.
Вместе с тем, такие выводы нельзя признать правильными.
Как усматривается из материалов дела, деятельность по управлению многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>, осуществляемая на основании договора управления, ведется ООО "<данные изъяты> «ФИО2" на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №, установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, оборудованном коллективным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к Правилам, т.е., исходя из фактических показателей общедомового прибора учета.
При этом, в соответствии с подп. А п.31 названных Правил, на исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета возлагается обязанность ежемесячно снимать показания такого прибора в период с 23 по 25 текущего месяца.
В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N1110 - надлежащее содержание общего имущества является лицензионным требованием.
Кроме того, выводы мирового судьи о том, что эксплуатация ОДПУ не подпадает под понятие лицензионных требований, основаны на неправильном понимании норм материального права.
Согласно пп. «и», «к» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя среди иных проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п.42 указанных Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, его положения применяются в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
Из положений ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N261-ФЗ следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обеспечение установки, ввод в эксплуатацию и эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии является одним из лицензионных требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Мировым судьей данные положения не учтены.
Помимо этого, судьей первой инстанции не дана надлежащая оценка представленному ФИО2 А.В. ответу начальника службы коммерческого учета ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся противоречивые сведения, в частности, о комиссионной проверке ДД.ММ.ГГГГ пригодности прибора учета к использованию в качестве расчетного, при указании на то, что прибор не являлся расчетным с июля 2014 года из-за неисправности средств связи.
Кроме того, не получил должной оценки ответ директора ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, направленный на официальный запрос заместителя начальника Управления регионального государственного контроля и лицензирования <адрес> об исправности общедомового прибора учета.
Помимо этого, утверждение мирового судьи о том, что управляющая организация не несет ответственности за содержание общедомового прибора учета противоречат положениям Правил содержания общего имущества в многоквартирном <адрес>, согласно которым коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме, а в силу п.42 данных Правил управляющая организация отвечает за надлежащее содержание общего имущества.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи подлежит отмене.
Часть 2 ст.14.1.3 предусматривает в качестве наказания для должностных лиц, в том числе и дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с ч.3 ст.4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Поскольку годичный срок давности за данное правонарушение не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье.
Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> «ФИО2» ФИО1 – отменить, направить дело на новое рассмотрение мирового судьи судебного участка №<адрес>.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья ФИО4