ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/18 от 20.11.2018 Чудовского районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-85/2018

РЕШЕНИЕ

г. Чудово Новгородской области 20 ноября 2018 года

Судья Чудовского районного суда Новгородской области Шеремета Р.А.,

с участием заявителя Паюк Л.В., представителя министерства финансов Новгородской области Васильева А.С.,

рассмотрев жалобу Паюк Ларисы Витальевны на постановление первого заместителя министерства финансов Новгородской области Питеровой Г.Н. по делу об административном правонарушении <номер скрыт> от <дата скрыта> о привлечении должностного лица – <номер скрыт> Паюк Л.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением первого заместителя министерства финансов Новгородской области Питеровой Г.Н. по делу об административном правонарушении <номер скрыт> от <дата скрыта> Паюк Л.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ как бывшее должностное лицо - <номер скрыт>, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий, установленного п. 7 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ и п. 1.3 Порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Чудовского муниципального района за счет средств бюджета муниципального района, утвержденного постановлением администрации Чудовского муниципального района Новгородской области от 19 мая 2017 года № 667, либо неисполнение им решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Паюк Л.В. обратилась в Чудовский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой просила отменить данное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе отмечено, что в постановлении исполняющего обязанности прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что решение о предоставлении бюджетных инвестиций в отношении объектов капитального строительства Администрацией Чудовского муниципального района не принималось. В обжалуемом постановлении об административном правонарушении не конкретизировано, в чем именно усмотрен состав инкриминируемого административного правонарушения, изложена вся диспозиция ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава указанного административного правонарушения. По мнению автора жалобы, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, в силу КоАП РФ, не имело полномочий по самостоятельному установлению норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые нарушены, поскольку это повлекло расширение состава административного правонарушения, указанного в постановлении и. о. прокурора Чудовского района С.В.Петрова и нарушение прав заявителя на защиту.

При рассмотрении жалобы заявитель Паюк Л.В. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнив, что она не принимала решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, изменений, связанных с изменением формы предоставления бюджетных средств (с бюджетных инвестиций на субсидии) в него не вносила, поэтому не является субъектом данного правонарушения. Департамент по физической культуре и спорту Новгородской области не рассчитывал объем выделенных средств и сам дал команду перераспределить указанной в соглашении от 26 мая 2017 года субсидии, что и было сделано.

Заместитель прокурора Чудовского района Новгородской области Петров С.В. полагал поданную Паюк Л.В. жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, а вынесенное в отношении нее постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.

В судебное заседание, назначенное на 20 ноября 2018 года, представитель прокуратуры Чудовского района Новгородской области, будучи извещенным надлежащим образом, не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило.

Представитель министерства финансов Новгородской области Васильев А.С. поддержал позицию заместителя прокурора Чудовского района Новгородской области, считая вынесенное постановление законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

В связи с надлежащим извещением о времени и месте рассмотрения дела не явившихся участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья считает постановление не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

В силу положений, содержащихся в ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи (ч. 1). Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (ч. 2). Предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье - соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта. Указанное Соглашение о предоставлении субсидии должно содержать помимо прочих условий в том числе: цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство или приобретение которого предоставляется субсидия, условие о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; порядок возврата бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года ранее перечисленной этому учреждению, предприятию субсидии в случае отсутствия принятого в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии; порядок возврата сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения этим учреждением, предприятием целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии; случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии. Порядок взыскания средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии при отсутствии решения получателя бюджетных средств, предоставившего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации (ч. 4). Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление предусмотренных настоящей статьей субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта (ч. 7). При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа казенного учреждения, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком при осуществлении бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 79 настоящего Кодекса, на бюджетное или автономное учреждение или изменения его организационно-правовой формы на государственное (муниципальное) унитарное предприятие после внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты с внесением изменений в ранее заключенные казенным учреждением государственные (муниципальные) контракты в части замены стороны договора - казенного учреждения на бюджетное или автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие и вида договора - государственного (муниципального) контракта на гражданско-правовой договор бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Таким образом, из смысла указанной нормы, содержащейся в ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в также в соответствии с содержанием пункта 1.3 «Порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Чудовского муниципального района за счёт средств бюджета муниципального района», утверждённого постановлением Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области от <дата скрыта><номер скрыт>, следует, что не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление субсидий на капитальные вложения в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 14 Порядка распределения субсидии не использованная по состоянию на 1 января 2018 года субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении и содержания обжалуемого постановления следует, что в 2017 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 года № 30 Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415 - ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждено распределение субсидий на финансовое обеспечение мероприятий федеральной программы, в том числе бюджету Новгородской области на софинасирование расходов, направленных на строительство объектов физкультурно-оздоровительного комплекса. На основании Областного закона от 28 декабря 2016 года №61-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках реализации подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта на территории Новгородской области», государственной программы Новгородской области «Развитие физической культуры и спорта на территории Новгородской области на 2014-2019 годы» по целевой статье «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Чудово» Чудовскому муниципальному району предусмотрена субсидия на софинансирование расходов по строительству и реконструкции указанного физкультурно-оздоровительного комплекса в размере 55095200 рублей, из которых 25000000 рублей – средства федерального бюджета, а остальные 30095200 рублей – средства областного бюджета. 26 мая 2017 года между департаментом по физической культуре и спорту Новгородской области и администрацией Чудовского муниципального района Новгородской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Чудовского муниципального района Новгородской области на софинансирование расходов по строительству и реконструкции малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: Новгородская область, г. Чудово, ул. Оплеснина, д. 3а в размере 55095200 рублей. В дополнительном соглашении № 1 от 29 сентября 2017 года установлен срок предоставления данной субсидии – четвертый квартал 2017 года. В указанном соглашении содержится требование о возврате неиспользованной по состоянию на 1 января 2018 года субсидии или ее остатка в областной бюджет (п. 2.3.6). Администрацией Чудовского муниципального района Новгородской области в рамках реализации программы по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса в 2017 году заключены муниципальный контракт от 18 июля 2017 года № 01503000058170000028-0109625-01; дополнительное соглашение № 1 от 18 июля 2017 года к данному муниципальному контракту; муниципальный контракт на выполнение функций технического заказчика от 20 июля 2017 года № 53-ЕП; муниципальный контракт по проведению авторского надзора от 7 сентября 2017 года на общую сумму 56366700 рублей. На основании решения Думы Чудовского муниципального района Новгородской области от 27 декабря 2017 года № 222 «О внесении изменений в решение Думы Чудовского муниципального района от 23 декабря 2016 года № 126» бюджетные ассигнования по целевой статье «Строительство физкультурно - оздоровительного комплекса» перераспределены с изменением вида расходов с бюджетных инвестиций (код главы 903 Администрация района) на вид расхода - субсидии на капитальные вложения (код главы 857 - комитет культуры и спорта Администрации Чудовского муниципального района) в размере 47237600 рублей. В соответствии с распоряжением Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области от 27 декабря 2017 года № 500-рг «О перемене заказчика по муниципальному контракту» произведена перемена заказчика по муниципальному контракту от 18 июля 2017 года № 01503000058-0109625-01 на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Чудово Новгородской области (привязка к местности здания типового физкультурно-оздоровительного комплекса) с администрации Чудовского муниципального района на муниципальное автономное учреждение «Дворец спорта «Молодёжный». Между администрацией Чудовского муниципального района, комитетом культуры и спорта Администрации Чудовского муниципального района и муниципальным автономным учреждением «Дворец спорта «Молодёжный» заключено соглашение от 27 декабря 2017 года о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений собственности муниципального района из бюджета муниципального района на сумму 47237600 рублей (в том числе средства федерального бюджета – 21392100 рублей, 2575100 - средства областного бюджета, 94500 рублей - средства бюджета муниципального района). Во исполнение данного соглашения заключено дополнительное соглашение от 22 марта 2018 года, согласно которому размер субсидии составил 43518900 рублей. Из них: 1961400 рублей - средства федерального бюджета, 23610400 рублей - средства областного бюджета). Администрацией района комитету культуры и спорта Администрации Чудовского муниципального района перечислены бюджетные средства в размере 43224500 рублей.

Таким образом, администрацией Чудовского муниципального района Новгородской области в нарушение положений, содержащихся в п. 7 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, была предоставлена субсидия на капитальные вложения в отношении указанного выше объекта капитального строительства, по которому уже принято решение о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, поскольку субсидия из областного бюджета уже была выделена в бюджет Чудовского муниципального района на строительство именно этого объекта.

В результате заключения соглашения и предоставления бюджетных ассигнований на субсидию на капитальные вложения муниципальному автономному учреждению «Дворец спорта «Молодёжный» администрация Чудовского муниципального района на 01 января 2018 года формально освоила бюджетные средства на строительство физкультурно - оздоровительного комплекса в г. Чудово в сумме 51176600 рублей (92.8 процента от установленной суммы).

С учетом установленных обстоятельств судья приходит к выводу о правильности выводов должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление о том, что установленный порядок предоставления указанных субсидий администрацией Чудовского муниципального района в лице <номер скрыт> Паюк Л.В., подписавшей от имени данного органа местного самоуправления указанное выше соглашение от 27 декабря 2017 года, был нарушен, поскольку данным соглашением администрация Чудовского муниципального района предоставила субсидию на капитальные вложение в отношении объекта капитального строительства, по которому уже были осуществлены бюджетные инвестиции в виде выделенной из бюджета Новгородской области субсидии.

Таким образом, указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий.

Изложенные в указанной жалобе доводы Паюк Л.В. были предметом рассмотрения должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, и правильно были им отвергнуты.

В действиях бывшего должностного лица - <номер скрыт> Паюк Л.В. вопреки ее доводам о невиновности, изложенным в жалобе, имеется состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Наказание должностному лицу назначено в соответствии с санкцией ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, с учетом даты совершения указанного административного правонарушения - 27 декабря 2017 года соблюдены.

Доводы жалобы о том, что в обжалуемом постановлении не конкретизировано, какое именно нарушение, подпадающее под состав правонарушения, установленного ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, допущено Паюк Л.В., а указана вся диспозиция данной статьи, судья считает неверным, поскольку из содержания обжалуемого постановления следует, что в нем точно и подробно описаны обстоятельства совершенного Паюк Л.В. административного правонарушения, позволяющие определить его состав. Вопреки доводам автора данной жалобы должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, состав вмененного в вину Паюк Л.В. административного правонарушения по сравнению с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении расширен не был.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Паюк Л.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30,7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление первого заместителя министерства финансов Новгородской области Питеровой Г.Н. по делу об административном правонарушении № 2 от 31 августа 2018 года о привлечении должностного лица – <номер скрыт> Паюк Л.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Паюк Л.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья Р.А. Шеремета