ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/18 от 22.11.2018 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)

12-85/2018

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2018 года г. Зеленогорск

Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Петухова М.В., с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска ФИО1, защитников МУП ГЖКУ ФИО2, ФИО3, ФИО5, действующих на основании доверенностей, при секретаре Суровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального унитарного предприятия «Городское жилищно-коммунальное управление» на постановление мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ, которым Муниципальное унитарное предприятие «Городское жилищно-коммунальное управление» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ МУП ГЖКУ признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 125000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, МУП ГЖКУ обратилось с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить за необоснованностью. В обоснование жалобы указывает, что несоблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за потребленные коммунальные ресурсы не является нарушением лицензионных требований. К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта. МУП ГЖКУ выполняет все предусмотренные Правилами обязанности и использует все предусмотренные законодательством способы взыскания задолженности и воздействия на должников, в том числе ежемесячно осуществляет начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (поступление платежей от населения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 95%); ежедневно осуществляет расчеты с МУП ТС за коммунальные услуги (просроченная задолженность МУП ГЖКУ перед МУП ТС на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>,19 рублей, что составляет 8% от общей суммы задолженности, перечисление в пользу МУП ТС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 95%); ведет претензионную работу с населением (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направлено претензий о наличии и погашении задолженности в установленный срок, уведомлений о введении ограничения предоставления коммунальной услуги, досудебных предупреждений в 2018 году – 3348); ведет досудебную работу с населением в виде введения ограничения предоставления коммунальных услуг в 432 жилых помещениях за 2018 года на ДД.ММ.ГГГГ, заключило с должниками 129 соглашений о рассрочке погашения задолженности на сумму 5419 тыс. рублей в 2018 году по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ежедневно информирует должников о наличии задолженности посредством телефонной связи, что составляет в месяц до 1680 звонков на телефонные номера потребителей-должников, направило должникам, проживающим по договору найма в муниципальном жилом помещении, 3 предупреждения о выселении из занимаемого жилого помещения, ввело повторное ограничение самовольно подключившимся потребителям-должникам в 2018 году в 170 жилых помещениях, направило в 2018 году 36 заявлений в ОВД МВД по ЗАТО г. Зеленогорска согласно ст. 7.19 КоАП РФ для возбуждения административных дел об административном правонарушении; ведет исковую работу с населением: направило в 2018 году 147 заявлений на принудительное исполнение в отдел судебных приставов на сумму 7450676,71 рублей, повторно направило в 2018 году 225 исполнительных документов на принудительное исполнение в отдел судебных приставов на сумму 15149669,17 рублей, расторгло договоры найма в судебном порядке с нанимателями муниципальных жилых помещений в судебном порядке, направило письма по оказанию взаимодействия службой судебных приставов г. Зеленогорска о вынесении судебными приставами-исполнителями постановлений о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, автотранспортных средств, принадлежащих должникам-потребителям на праве собственности, направило письма в Прокуратуру ЗАТО г. Зеленогорск, УФССП по Красноярскому краю с просьбой оказать содействие в увеличении эффективности работы отдела судебных приставов по г. Зеленогорску; ведет работу с органами опеки и попечительства г. Зеленогорска, ОВД МВД по ЗАТО г. Зеленогорск, КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, УСЗН в ЗАТО г. Зеленогорска. Размер платежей, подлежащих перечислению в пользу ресурсонабжающей организации, находится в прямой зависимости от платежей, поступивших в МУП ГЖКУ от потребителей коммунальных услуг. Наличие задолженности обусловлено неполной оплатой коммунальных услуг конечными потребителями, а не умышленными действиями МУП ГЖКУ. Факт наличия задолженности сам по себе не свидетельствует о нарушении порядка осуществления расчетов предусмотренного п.п. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 4, 7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253. Поскольку законодательством РФ не предусмотрена административная ответственность за наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, а вменяемое деяние не образует состава административного правонарушения, руководствуясь п.п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с чем просит постановление о назначении административного наказания от 20.09.2018 года отменить за необоснованностью.

Защитники МУП ГЖКУ ФИО2, ФИО3, ФИО5 поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили постановление мирового судьи по основаниям, изложенным в жалобе, отменить, производство по делу прекратить.

Старший помощник прокурора ЗАТО г. Зеленогорска ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Как следует из постановления мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки прокурором ЗАТО г. Зеленогорск установлено, что МУП ГЖКУ по адресу: Красноярский край, ЗАТО г. Зеленогорск, <адрес> осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а именно нарушает порядок осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями, что повлекло наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставляемые по договорам ресурсоснабжения: просроченная задолженность за поставленные коммунальные ресурсы по договору на теплоснабжение и поставку горячей воды /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ перед МУП Тепловые сети на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>,6 тыс. рублей; просроченная задолженность за поставленные коммунальные ресурсы по договору на поставку и прием сточных вод /В от ДД.ММ.ГГГГ перед МУП Тепловые сети г. Зеленогорска на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> тыс. рублей.

Мировой судья со ссылками на п. 6.2 ст. 155, ч. 1, 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, п. 1, пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по правлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, п. 4 Требований к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253, пришел к выводу, что бездействие МУП ГЖКУ по принятию надлежащих мер к взысканию просроченной задолженности потребителей услуг повлекло несвоевременное проведение расчётов и образование задолженности МУП ГЖКУ перед ресурсоснабжающей организацией.

Выводы мирового судьи о наличии в действиях (бездействии) МУП ГЖКУ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, основаны на следующих материалах дела: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; информационное письмо МУП ТС от ДД.ММ.ГГГГ; информационное письмо МУП ГЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ; лицензия на право осуществления МУП ГЖКУ деятельности по управлению многоквартирными домами; Устав МУП ГЖКУ, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска -п от ДД.ММ.ГГГГ; договор управления многоквартирными жилыми домами по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; договор на теплоснабжение и поставку горячей воды /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ; договор на поставку и прием сточных вод /В от ДД.ММ.ГГГГ; план работы прокуратуры ЗАТО г. Зеленогорска на второе полугодие 2018 года; сведения МУП ТС о размере просроченной задолженности перед МУП ТС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ; представление прокурора ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ; приказ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, МУП ГЖКУ ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица, действует на основании устава МУП ГЖКУ, утвержденного постановлением Комитета по управлению имуществом Администрации г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ-п, на ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией 332 многоквартирных домов, в частности многоквартирных домов №, 20 по <адрес> на основании договоров управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5, 12-25, 29-38, 54-61).

Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края МУП ГЖКУ предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 6).

Между МУП ТС и МУП ГЖКУ заключены договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод /В от ДД.ММ.ГГГГ, а также теплоснабжения и поставки горячей воды /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28, 39-52).

В соответствии с пунктами 3.5.1-3.5.2 договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод /В от ДД.ММ.ГГГГ авансовый платеж в размере 20% общей стоимости месячного плана потребления питьевой воды и сброса сточных вод абонента производится в течение трех рабочих дней после фактического финансирования от администрации города. В случае изменения размеров финансирования МУП ГЖКУ из бюджета города автоматически изменяется размер авансового платежа на размер изменения. Окончательный расчет производится по 15 число включительно месяца, следующего за расчетным месяцем.

Согласно пунктам 3.6.1-3.6.4 договора теплоснабжения и поставки горячей воды /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ оплата за тепловую энергию, потребленную на отопление в каждом МКД, производится МУП ГЖКУ ежемесячно, равномерно в течение календарного года и определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, рассчитанного либо по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий год, либо (при отсутствии таких показаний) – исходя из норматива потребления, утвержденного Правительством Красноярского края. До 10 февраля текущего года стороны в соответствии с п. 3.6.1 договора согласовывают графики платежей за тепловую энергию на отопление многоквартирных домов, являющиеся неотъемлемой частью данного договора. Абонент обязан ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, произвести в полном размере оплату за потребленную на отопление тепловую энергию, объем которой рассчитан согласно п. 3.6.1 договора. По итогам года до 05 февраля текущего года ресурсоснабжающая организация производит корректировку объема тепловой энергии, поставленной в каждый МКД, а абонент обязан до 15 февраля текущего года произвести окончательную оплату за потребленную на отопление тепловую энергию за предыдущий год, объем которой зафиксирован сторонами в двусторонних актах согласно п. 2.3 данного договора.

Планом работы прокуратуры ЗАТО г. Зеленогорск на второе полугодие 2018 года на июль-август предусмотрено проведение проверки исполнения жилищного законодательства в жилищно-коммунальной сфере управляющими организациями многоквартирными домами организациями (по списку), особое внимание уделив распоряжению финансовыми ресурсами граждан за 2017 год – 1 полугодие 2018 года.

По результатам проверки Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в адрес МУП ГЖКУ внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства при проведении расчетов с населением и ресурсоснабжающими организациями за потребленные коммунальные услуги, согласно которому Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск предъявлено требование к МУП ГЖКУ принять весь комплекс мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договорами управления, ко взысканию просроченной задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая взыскание задолженности в судебном порядке, принять меры к недопущению аналогичных нарушений в будущем, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц МУП ГЖКУ к дисциплинарной ответственности (л.д. 87-89).

По результатам рассмотрения представления МУП ГЖКУ дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-91).

Как следует из информационного письма МУП ТС от ДД.ММ.ГГГГ и сведений МУП ТС о размере просроченной задолженности перед МУП ТС: сумма просроченной задолженности по договору /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ, образовавшаяся за ноябрь-декабрь 2016 года, ноябрь-декабрь 2017 года, январь, февраль, март 2018 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 181471,1 тыс. рублей, приняты меры по снижению задолженности - заключено соглашение по погашению задолженности в рассрочку от ДД.ММ.ГГГГ; сумма просроченной задолженности по договору /В от ДД.ММ.ГГГГ, образовавшаяся с октября по декабрь 2016 года, с октября по декабрь 2017 года, за январь, март 2018 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30884,8 тыс. рублей, приняты меры по снижению задолженности – предъявлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ, заключено соглашение по погашению задолженности в рассрочку от ДД.ММ.ГГГГ, общий долг по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ увеличен на 11030,9 тыс. рублей; сумма просроченной задолженности по договору /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ, образовавшаяся за ноябрь-декабрь 2016 года, ноябрь-декабрь 2017 года, январь, февраль, март, апрель 2018 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 173573,5 тыс. рублей, приняты меры по снижению задолженности - заключено соглашение по погашению задолженности в рассрочку от ДД.ММ.ГГГГ; сумма просроченной задолженности по договору /В от ДД.ММ.ГГГГ, образовавшаяся с октября по декабрь 2016 года, с октября по декабрь 2017 года, за январь, март, апрель 2018 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 34261,7 тыс. рублей, приняты меры по снижению задолженности – предъявлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ, заключено соглашение по погашению задолженности в рассрочку от ДД.ММ.ГГГГ, общий долг по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ увеличен на 1635,9 тыс. рублей; сумма просроченной задолженности по договору /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ, образовавшаяся за ноябрь-декабрь 2016 года, ноябрь-декабрь 2017 года, январь, февраль, март, май 2018 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 189783,9 тыс. рублей, приняты меры по снижению задолженности - заключено соглашение по погашению задолженности в рассрочку от ДД.ММ.ГГГГ; сумма просроченной задолженности по договору /В от ДД.ММ.ГГГГ, образовавшаяся с октября по декабрь 2016 года, с октября по декабрь 2017 года, за май 2018 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 26280,6 тыс. рублей, приняты меры по снижению задолженности – предъявлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ, заключено соглашение по погашению задолженности в рассрочку от ДД.ММ.ГГГГ, общий долг по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ увеличен на 180,4 тыс. рублей (л.д. 7-9, 83-85).

Согласно информационному письму МУП ГЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма просроченной задолженности МУП ГЖКУ перед МУП ТС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 112305,5 тыс. рублей, в том числе по договору /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ на теплоснабжение – 53758,6 тыс. рублей, по договору /В от ДД.ММ.ГГГГ на водоснабжение и водоотведение – 58546,9 тыс. рублей, МУП ГЖКУ принимаются меры по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги по направлению собственникам (нанимателям) помещений уведомлений, претензий о наличии задолженности, об ограничении (приостановлении) коммунальных услуг, обращению в суд с заявлениями о вынесении судебных приказов на взыскание задолженности, с исковыми заявлениями в суд о расторжении договоров найма жилого помещения, признании утратившими право пользования жилыми помещениями, заключению соглашений об уплате задолженности в рассрочку, по взаимодействию с УФССП по Красноярскому краю и ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск (л.д. 12).

В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 192 Жилищного кодекса РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Таким образом, лицензионное требование заключается в том, что управляющая организация обязана обеспечить качественное выполнение работ и оказание услуг в соответствии с предписаниями нормативных актов.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Рассматриваемое лицензионное требование указывает на необходимость для управляющей организации выполнять обязательства, предусмотренные договором управления сверх установленных нормативными актами.

В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ определено, что является лицензионными требованиями, в том числе это иные требования, установленные Правительством РФ.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, управление многоквартирными домами (далее - МКД) обеспечивается выполнением определенных стандартов, в число которых входит:

- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;

- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в которых определены требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) соответственно за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) (далее - договор ресурсоснабжения ), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида, и за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ресурсы).

В соответствии с пунктом 3 данных Правил расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения.

Согласно пункту 4 указанных Правил поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

В силу пункта 6 данных Требований платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, а именно обстоятельства, относящиеся к объективной стороне состава административного правонарушения, в том числе время совершения административного правонарушения, виновность лица, в совершении административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Указание данных сведений в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) направлено на соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) является основным документом, определяющим характер и объем инкриминируемых лицу действий (бездействия), а также их юридическую квалификацию.

Объективная сторона вмененного МУП ГЖКУ административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП ГЖКУ зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. В силу заключенных с собственниками договоров является управляющей организацией 332 многоквартирными жилыми домами на территории ЗАТО г. Зеленогорск (далее – МКД). На осуществление деятельности по управлению МКД получена лицензия от ДД.ММ.ГГГГ. В между МУП ГЖКУ и МУП Тепловых сетей г. Зеленогорска заключен договор на теплоснабжение и поставку горячей воды /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ, просроченная задолженность за поставленные коммунальные ресурсы по договору на ДД.ММ.ГГГГ составляет 53758,6 тыс. рублей. Также между МУП ГЖКУ и МУП Тепловых сетей г. Зеленогорска заключен договор на поставку и прием сточных вод /В от ДД.ММ.ГГГГ, просроченная задолженность за поставленные коммунальные ресурсы по договору на ДД.ММ.ГГГГ составляет 58546,9 тыс. рублей. Общая сумма просроченной задолженности МУП ГЖКУ по оплате коммунальных ресурсов перед МУП ТС г. Зеленогорска составляет 112305,5 тыс. рублей, что подтверждается информацией МУП ГЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ. В постановлении также указано время совершения правонарушения: ДД.ММ.ГГГГ – время проведения проверки и выявления нарушения, место совершения правонарушения: Россия, Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес>А.

Вместе с тем, какие именно обязанности не исполнены юридическим лицом, в какой срок они подлежали исполнению, какие именно действия (бездействие) МУП ГЖКУ послужили основанием для привлечения к административной ответственности, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны, то есть отсутствует описание самого события правонарушения.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП ГЖКУ содержатся лишь общая формулировка о наличии просроченной задолженности за поставленные коммунальные услуги на определенную дату, а также ссылки на нормативные правовые акты. Сведения о событии правонарушения в необходимом объеме не приведены, не указан размер поступивших в расчетном периоде МУП ГЖКУ от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежных средств и подлежащих перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, а также размер фактически перечисленных в пользу ресурсоснабжающей организации денежных средств в расчетном периоде. Установление данных сведений являлось обязательным в силу Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и необходимо для квалификации действий привлекаемого к административной ответственности лица.

Таким образом, из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не представляется возможным уяснить, в чем именно выразилось нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Кроме того, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие ссылки на процессуальные документы, составленные непосредственно в день проверки, в которых зафиксированы ее результаты, указано время совершения правонарушения, которое совпадает со временем проведения проверки и выявления нарушения должностным лицом административного органа.

Между тем, в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Как следует из содержания Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций в сроки, установленные данными требованиями, способами, определенными в договоре ресурсоснабжения.

Таким образом, в данном случае день обнаружения административного правонарушения не является датой его совершения.

Отсутствие в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении четкого описания события административного правонарушения, а именно обстоятельств, относящихся к объективной стороне состава административного правонарушения, в том числе времени совершения административного правонарушения, является по смыслу статей 26.1, 28.2, 28.4 КоАП РФ его существенным недостатком, исключающим возможность рассмотрения дела по существу. В этой связи, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении подлежало возвращению должностному лицу, его вынесшему, для устранения недостатков, что не было сделано мировым судьей при решении вопроса о возможности рассмотрения административного дела.

В настоящее время такая возможность утрачена, так как по смыслу положений ст. статей 29.1, 29.4 КоАП РФ возвращение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела в орган, вынесший постановление, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению, в связи с чем постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП ГЖКУ не может являться допустимым доказательством и быть положено в основу его привлечения к административной ответственности.

Кроме того, вынесенное мировым судьей постановление не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку является не мотивированным, в нем также отсутствует указание на объективную сторону совершенного правонарушения, не расписано надлежащим образом, в чем выразились виновные действия (бездействие) юридического лица, нормы права, возлагающие на юридическое лицо обязанность обеспечивать отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности и предусматривающие административную ответственность за невыполнение данной обязанности не приведены.

Также, признавая МУП ГЖКУ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, мировым судьей не учтено следующее.

Исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательств подлежит оценке с точки зрения требований гражданского законодательства. Вопросы образовавшейся задолженности между хозяйствующими субъектами разрешаются в гражданско-правовом порядке. Действующим законодательством предусмотрен как внесудебный, так и судебный порядок исполнения гражданско-правовой сделки между хозяйствующими субъектами.

Исполнение обязательств надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона является обязанностью любого хозяйствующего субъекта и в силу прямого указания в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не может быть отнесено к лицензионным требованиям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса РФ лицензированию подлежит деятельность по управлению многоквартирным домом, под которой понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления. Таким образом, лицензированию подлежит именно организационная деятельность управляющей компании, которая несет ответственность за комфортные и безопасные условия проживания в многоквартирном доме.

Кроме того, как следует из материалов дела, вопрос с образовавшейся задолженностью между хозяйствующими субъектами урегулирован путем заключения ДД.ММ.ГГГГ соглашений о погашении задолженности, образовавшейся по договорам на теплоснабжение и поставку горячей воды /Т/жд от ДД.ММ.ГГГГ и на поставку и прием сточных вод /В от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117-133).

При этом возникновение задолженностей является результатом хозяйственно-производственной деятельности юридического лица и является экономическим спором. Лицензионные требования не содержат условия об отсутствии у управляющих компаний дебиторской или кредиторской задолженностей.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что между МУП ГЖКУ и МУП ТС г. Зеленогорска имеются гражданско-правовые отношении, которые в случае спора разрешаются в порядке, предусмотренном АПК РФ, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и исполнение обязанностей по договорам управления многоквартирными домами, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, не относятся к договорным отношениям между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.

Также в судебном заседании не было установлено фактов ненадлежащего предоставления МУП ГЖКУ коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах.

Кроме того, субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, предусматривает умысел на совершение данного правонарушения, однако в ходе рассмотрения дела не было предоставлено доказательств, подтверждающих, что МУП ГЖКУ необоснованно отказывается оплачивать услуги, предоставленные МУП ТС г. Зеленогорска.Из имеющихся материалов дела усматривается, что причиной образования задолженности МУП ГЖКУ перед МУП ТС <адрес> наличие просроченной задолженности потребителей за оказанные коммунальные услуги.

При этом, из материалов дела усматривается, что МУП ГЖКУ ведется досудебная и исковая работа в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Возникшие по настоящему делу сомнения мировым судьей не устранены, требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, а именно мировым судьей достоверный размер задолженности МУП ГЖКУ не установлен, имеющиеся противоречия в представленных МУП ГЖКУ и МУП ТС г. Зеленогорска сведениях о размере задолженности не устранены, акты сверки взаимных расчетов и подробный расчет задолженности с учетом платежей, оплаченных потребителями, не истребованы.

При таких обстоятельствах выводы мирового судьи о том, что наличие просроченной задолженности за потребленные коммунальные ресурсы является достаточным основанием для квалификации действий (бездействия) МУП ГЖКУ по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ сделаны преждевременно.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, постановление мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению.

Руководствуясь ст. 30.7, ст. 24.5 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Муниципального унитарного предприятия «Городское жилищно-коммунальное управление» удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Городское жилищно-коммунальное управление» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано или опротестовано в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья М.В. Петухова