Дело № 12-85/2019, УИД: 54MS0071-01-2019-000790-13
Поступило в суд с материалами 15.07.2019 г.
РЕШЕНИЕ
«04» сентября 2019 года г. Барабинск, Новосибирской области
Судья Барабинского районного суда Новосибирской области Титова Ольга Александровна,
рассмотрев жалобу директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска ФИО2, на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области – мировой судьи 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска ФИО2 обратился в Барабинский районный суд с жалобой, через мирового судью, в которой указал, что с постановлением категорически не согласен, считает его необоснованным и противоречащим закону; просил в случае признания его виновным, применить положение ст. 2.9 КоАП РФ и заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
В обоснование жалобы указал, что при проведении внеплановой документарной проверки по адресу: <адрес> выявлено нарушение требований п.п. а и б п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. № 1110, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. В данном случае необходимо применять в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ по аналогии положений ст. 15,16,42 ЖК РФ, п. 51, п.52 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354. Исходя из содержания положений названных ст. ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалеты, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует ст. 42 ЖК РФ, где четко прописано, что доля вправе общей долевой собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. В соответствии с п.51 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителем в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. Жилое помещение находящееся по адресу: <адрес> момента постройки является общежитием с блок-секциями, с общими кухнями и санузлами в нем (вспомогательными помещениями), что подтверждается техническим паспортом. Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа согласно п. 52 Правил № 354, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме (т.е. аналогично квартирам).
Директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска ФИО2, в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель ГЖИ Новосибирской области в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие, указав при этом в возражениях, что считает постановление мирового судьи 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области законным и обоснованным, а доводы директора МУП ЖКХ г. Барабинска, изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Так согласно п. 3.35 приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998г. № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ» жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых комнат. При этом вспомогательные помещения (кухня, туалет, ванная и т.д.) не являются жилой площадью жилого помещения. Таким образом, жилая площадь является лишь частью площади жилого помещения, без учета площади вспомогательных помещений. Исходя из чего, при определении размера платы, которая находится в собственности или пользовании у потребителя, без учета вспомогательных помещений. <адрес> находится в собственности граждан, площадь которой составляет <данные изъяты>., таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению для собственника <адрес> должен определятся только исходя из площади комнаты, т.е. из <данные изъяты>.
Судья, изучив доводы жалобы, материалы дела, приходит к следующему:
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что при проведении внеплановой документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) выявлено следующее.
Юридическое лицо - МУП ЖКХ г. Барабинска является ответственным за управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, на основании договора по лицензии от ДД.ММ.ГГГГ№, Приказа ГЖИ НСО от ДД.ММ.ГГГГ№.
Управляющая организация МУП ЖКХ г. Барабинска осуществляет управление общежитием <адрес>, на основании Постановления Администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении временной управляющей организации по управлению общим имуществом многоквартирных домов», а также на основании договора управления, и лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, и несёт обязанность по соблюдению лицензионных требований, в том числе к начислению размера платы за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: <адрес> имеет статус общежития. Согласно поэтажному плану технического паспорта общежития, на этажах расположены изолированные жилые помещения. Также на этажах расположены помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, являющиеся общим имуществом собственников помещений дома. Указанные помещения не являются изолированными, доступ к которым имеются у всех жителей, проживающих по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на помещение (комнату), а также поквартирной карточки, общая площадь комнаты № равна <данные изъяты>
По имеющейся информации ГЖИ НСО, в общежитие, расположенном по адресу: <адрес> отсутствует общедомовой прибор учета по отоплению, согласно пояснительной записки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу Департамента по тарифам по Новосибирской области от 15.06.2016 № 85-ТЭ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории НСО» норматив для 5-ти этажных домов, построенных до 1999 года, составляет 0,0221 Гкал/1 кв. м.
Анализируя платежные документы по жилому помещению (комнате) № за период ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что МУП ЖКХ г. Барабинска производит начисление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные ресурсы, в целях содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а также за коммунальную услугу по отоплению, исходя из площади жилых помещений, включая вспомогательные площади, являющимися помещениями общего имущества собственников помещений дома. А именно, по жилому помещению (комнате) № расчет произведен исходя из <данные изъяты>. Таким образом, по жилому помещению № со стороны МУП ЖКХ г. Барабинска выявлены нарушения, предусмотренные п. 51, п. 50, п. 42 (1) Правил № 354, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖКРФ.
Также установлено, что МУП ЖКХ г. Барабинска в период ДД.ММ.ГГГГ. производит начисление размера платы за «сбор и вывоз твердых бытовых отходов», исходя из 1,71 руб. с 1 кв. м. При этом, в Постановлениях администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Об установлении платы за содержания и текущий ремонт жилых помещений» (№ от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.) установленный размер платы за «сбор и вывоз твердых бытовых отходов», отсутствует. Протоколов общих собраний собственников помещений общежития о принятых решениях установления размера платы за «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» не предоставлено. Таким образом, по жилому помещению № со стороны МУП ЖКХ г. Барабинска выявлены нарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, п. 31 Правил № 491.
В части начислений размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению и на индивидуальное потребление: согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверкой установлено, что МУП ЖКХ г. Барабинск производит начисление размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на индивидуальное потребление по жилому помещению №, согласно нормативам установленным приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№-В, как для жилых помещений (в том числе общежития) с кухонными мойками и унитазами, канализованием оборудованные раковинами холодным и горячим водоснабжением.
В действиях директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска ФИО2 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса.
Согласно техническому паспорту жилого дома <адрес> новосибирской области, в данном доме имеются только обособленные комнаты – жилые помещения, предназначенные для использования в качестве мест непосредственного проживания граждан в жилом доме, а помещения вспомогательного использования, являются общими и расположены на этажах дома. Жилые помещения в доме не соответствуют характеристикам и виду жилого помещения – квартира, а потому блок-секция не является коммунальной квартирой.
Согласно поквартирной карточки, общая площадь комнаты № равна <данные изъяты>.
Исходя из платежных документов по жилому помещение <адрес>, начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения произведено исходя из площади жилого помещения, включая вспомогательные площади – 19,98 кв. м..
ДД.ММ.ГГГГ. и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области – мировым судьей 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области вынесено мотивированное постановление по административному делу в отношении директора МУП ЖКХ г.Барабинска по ч.2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым директор МУП ЖКХ г.Барабинска признан виновным и подвергнут наказанию в виде административного штрафа на сумму 25 000руб..
Судья, при рассмотрении жалобы, с выводом мирового судьи, соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с техническим паспортом здания, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что здание является 5-ти этажным, 4-ый этаж - секционного типа с расположением на этажах кухни, санузлов (умывальников, туалетов). В здании расположены комнаты, квартиры в нем отсутствуют. Жилые помещения (комнаты) объединены в блок-секции по две на каждой лестничной площадке; в каждом блоке по 17 комнат, в блок-секции 8-9 комнат.
При этом, согласно техническому паспорту, в здании (жилом доме) имеются только обособленные комнаты – жилые помещения, предназначенные для использования в качестве мест непосредственного проживания граждан в жилом доме, а помещения вспомогательного использования, являются общими и расположены на этажах дома. Жилые помещения в доме не соответствуют характеристикам и виду жилого помещения – квартира, а потому блок-секция не является коммунальной квартирой.
В силу Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № от ДД.ММ.ГГГГ, в жилых домах, построенных по коридорной системе, помещения(квартиры, комнаты), имеющие выход в коридоры и не связанные внутренним сообщением, считаются отдельными. Коридор, как часть помещения, являющаяся средством сообщения с прочими комнатами в помещении, независимо от ширины и освещенности должен учитываться как нежилое помещение.
Положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 39, статьи 158 ЖК РФ, пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08,2006г. № 491 (далее – Правила №491) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Абзацем 5 пункта 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75, дано определение понятия «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» как платы, включающей в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенным, собственниками жилых помещений и МУП ЖКХ г. стороны договорились, что оплата услуг по договору рассчитывается в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, а при отсутствии такого решения:
– в соответствии со ставками и тарифами, установленными органом местного самоуправления и Департаментом по тарифам Новосибирской области: за содержание, текущий и капитальный ремонт объекта – общая площадь помещения умножается на стоимость обслуживания 1 кв.м. помещения;
-за коммунальные услуги размер платы рассчитывается по тарифам для потребителей, установленный (Департаментом по тарифам Новосибирской области) в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
Таким образом, размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения определяется в зависимости от тарифа соразмерно доле собственника (нанимателя) в праве общей собственности на общее имущество в определенном по тарифу размере в месяц, из расчета общей площади помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 30.12.2016 №45049-АТ/04 даны разъяснения, что в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества, предъявляемой к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет. Таким образом, для расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника в многоквартирном доме используется площадь помещения, которым владеет собственник, вместо площади помещений общего пользования.
Таким образом, полагая, что собственникам комнат (жилых помещений) передано право собственности (общей долевой собственности) не только на комнаты (жилые помещения), но и доля на места общего пользования в коммунальной квартире, которая не выделялась в натуре, МУП ЖКХ г.Барабинска, в целях начисления платы за коммунальные услуги самостоятельно увеличило площадь принадлежащих собственникам (нанимателю) помещений на площадь вспомогательных помещений (умывальник, туалет, кухня).
Между тем, право собственности на доли площадей мест общего пользования у собственников помещений <адрес> отсутствуют (сведений о регистрации такого права в установленном порядке в материалы дела не представлены, а согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, право собственности зарегистрировано за физическими лицами лишь в отношении комнат № и № и комната № принадлежит на праве муниципальной собственности городу Барабинску Барабинского района Новосибирской области).
Согласно части 1 статьи 41 Жилищного кодекса РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).
В силу части 1статьи 42 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
Между тем, в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение (комната) является частью жилого дома и не является частью квартиры (частью коммунальной квартиры), а следовательно, МУП ЖКХ г.Барабинска при начислении платы за коммунальные услуги не может руководствоваться положениями статей 41 и 42 Жилищного кодекса РФ.
Оснований для квалификации правонарушения, совершенного директором МУП ЖКХ в качестве малозначительного исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения суд не усматривает.
В соответствии с требованиями ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения…
Руководствуясь ст. 30.6- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области – мировой судьи 2-го судебного участка Барабинского судебного района Новосибирской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска ФИО2 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья подпись О.А. Титова