ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/19 от 22.08.2019 Боровичского районного суда (Новгородская область)

РЕШЕНИЕ

г. Боровичи Новгородской области 22 августа 2019 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области Савкина М.В.,

рассмотрев жалобу ООО «Металлопластмасс» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО4 о привлечении юридического лица ООО «Металлопластмасс» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ (по делу ),

установил:

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес> вынесено постановление о признании виновным и привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Металлопластмасс» (далее ООО «Металлопластмасс»), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей. Из постановления следует, что при проведения плановой выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - Управление) по <адрес>ФИО2 о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды ООО «Металлопластмасс», должностным лицом Управления непосредственно обнаружен факт несоблюдения Обществом экологических требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: ООО «Металлопластмасс» не представлен в Управление отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ для площадки , расположенной по адресу: Новгородская: область, <адрес> (объект , категория ) и для площадки , расположенной по адресу: <адрес> (объект , категория ); ООО «Металлопластмасс» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлена в Управление за ДД.ММ.ГГГГ декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации; не представлена отчетность в срок до ДД.ММ.ГГГГ о выполнении нормативов утилизации и не представлен в срок до ДД.ММ.ГГГГ расчет суммы экологического сбора.

ООО «Металлопластмасс» обратилось с жалобой на вышеназванное постановление, указав, что ООО «Металлопластмасс» не обоснованно включено Центральным аппаратом Росприроднадзора в перечень производителей товаров, в отношении которых установлены нормативы утилизации отходов от использования произведенных товаров, включая упаковку. Неоднократно ООО «Металлопластмасс» направляло в адрес Управления письма, в которых просило исключить Общество из этого перечня производителей товаров, поясняя, что осуществляет выпуск «Ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона» код - 17.21.13.000 по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Произведённые коробки и ящики не приобретаются Обществом для собственных нужд и не реализуются конечным потребителям. Вся произведённая ООО «Металлопластмасс» упаковка реализуется различным производителям товаров. Таким образом, произведённую упаковку Общество не использует для произведенных и выпущенных в обращение на территории РФ товаров (продукции), т.к. сама упаковка является готовым товаром, и других видов товаров (продукции) Общество не производит. ООО «Металлопластмасс» производит упаковку и реализует ее другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции. Производители упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, не обязаны выполнять нормативы утилизации, так как эта обязанность возлагается на производителей и импортеров товаров в этой упаковке. То есть за утилизацию упаковки отвечает не её непосредственный производитель, а его контрагент, который использует эту упаковку для своей продукции.

Кроме того, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, датой обнаружения факта совершения административного правонарушения должна считаться дата составления протокола об административном правонарушении, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, дело было рассмотрено за пределами 15-дневного срока, исчисляемого с момента поступления протокола об административном правонарушении. Полагают, что Управление Росприроднадзора по <адрес> РФ обязано было издать постановление о назначении административного наказания в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а фактически издало его лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, предусмотренного ч.1 ст. 29.6 КоАП РФ.

Просят обратить внимание, что при назначении наказания Управлением Росприроднадзора по <адрес> не было учтено, что ООО «Металлопластмасс» неоднократно направляло в адрес Управления письма, в которых просило исключить Общество из перечня производителей товаров, в отношении которых установлены нормативы утилизации отходов от использования произведенных товаров, включая упаковку. Заявитель полагает, что вышеизложенные обстоятельства могут являться обстоятельствами, смягчающими его административную ответственность, поскольку в противном случае административный штраф в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей не будет отвечать целям административного наказания, выраженного в предупреждении совершения новых правонарушений, а будет являться для заявителя излишней дополнительной и обременительной административной нагрузкой. В настоящий момент организация имеет денежные обязательства, вкладывает большие средства на развитие своего производства, вследствие чего организация имеет серьезные финансовые трудности (копия справки прилагается).

Просят отменить постановление начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, прекратить производство по данному делу, либо вынести по делу предупреждение.

В судебном заседании представитель ООО «Металлопластмасс» ФИО1 доводы жалобы поддержал, в полном объеме.

Представитель Управления Росприроднадзора по <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, пояснив, что в постановлении о назначении административного наказания была допущена описка, а именно в его вводной части ошибочно указана дата составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, хотя фактически это было ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии данная описка была ими исправлена путем вынесения определения и направлением его копии Обществу. В данном случае Общество привлекается к административной ответственности не за то, что производит упаковку и не представило отчет и декларацию по своей продукции в плане её утилизации. Имеется в виду, что ООО «Металлопластмасс» в своей производственной деятельности использует для упаковки произведенной ими продукции стрейч-пленку, которая относится к группе «Изделия пластмассовые упаковочные», и для которой Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р установлен норматив утилизации на ДД.ММ.ГГГГ в размере 10%. При этом, согласно справке ООО «Металлопластмасс», за ДД.ММ.ГГГГ Обществом использовано 440 кг стрейч-пленки.

Выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности только на основании и в порядке, установленном административным законодательством.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов дела следует, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> о проведении плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Обществом с ограниченной ответственностью «Металлопластмасс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена данная проверка.

При этом были выявлены факты несоблюдения ООО «Металлопластмасс» экологических требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: ООО «Металлопластмасс» не представлен в Управление отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ для площадки , расположенной по адресу: Новгородская: область, <адрес> (объект , категория ) и для площадки , расположенной по адресу: <адрес> (объект , категория ).

ООО «Металлопластмасс» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представило в Управление за ДД.ММ.ГГГГ декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации; не представлена отчетность в срок до ДД.ММ.ГГГГ о выполнении нормативов утилизации и не представлен в срок до ДД.ММ.ГГГГ расчет суммы экологического сбора.

ООО «Металлопластмасс» относится к производителям товаров, которые обязаны выполнять нормативы утилизации в отношении упаковки готовых товаров, включенной в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р (далее - Перечень).

При этом Общество в 2018 году, являясь производителем товаров на территории Российской Федерации, использовало для упаковки произведенной ими продукции стрейч-пленку в количестве 440 кг.

Согласно Перечню указанная стрейч-пленка относится к группе N 21 «Изделия пластмассовые упаковочные», наименование и код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «изделия упаковочные пластмассовые прочие» 22.22.19.000.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р для данной Упаковки установлен норматив утилизации на ДД.ММ.ГГГГ в размере 10%.

Место фактического осуществления деятельности Общества – <адрес>, а также <адрес>.

Время совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 7 ст. 67 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 1 приложения № 2 к приказу Минприроды России № 74 от 28.02.2018 «Порядок и сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II, III категории, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный Закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории.

Площадки и ООО «Металлопластмасс» отнесены к объектам 1 категории.

Согласно п. 10 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в редакции от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Согласно пункту 11 данных Правил отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

По результатам проверки с учетом выявленных нарушений вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «Металлопластмасс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Факт совершения ООО «Металлопластмасс» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, закрепленными в материале проверки. Доказательств обратного представителем юридического лица суду не представлено.

Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

В силу ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд полагает, что при принятии постановления о привлечении к административной ответственности ООО «Металлопластмасс» и назначении наказания отделом экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес>, учтены все указанные требования и приняты во внимание все обстоятельства по делу. Наказание юридическому лицу назначено в пределах минимального размера санкции ст. 8.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения жалобы суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу о привлечении ООО «Металлопластмасс» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу ООО «Металлопластмасс» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии.

Судья М.В. Савкина