ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/19 от 29.08.2019 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

Дело № 12-85/2019

РЕШЕНИЕ

с. Усть-Кулом 29 августа 2019 года

Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Костюнина Н.Н., при секретаре Коняевой Т.В., с участием законного представителя юридического лица – Паршукова В.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица - администрации сельского поселения «Югыдъяг» Паршукова В.В. на постановление должностного лица Минприроды Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением должностного лица Минприроды Республики Коми - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация сельского поселения «Югыдъяг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначен <данные изъяты>.

Законный представитель юридического лица - администрации сельского поселения «Югыдъяг» Паршуков В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить.

На рассмотрение жалобы должностное лицо Минприроды Республики Коми не явилось, надлежаще уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Законный представитель юридического лица – администрации сельского поселения «Югыдъяг» Паршуков В.В. в судебном заседании жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней, дополнив, что у администрации сельского поселения «Югыдъяг» земельный участок, расположенный в квартале 2 выдела 37 Смолянского участкового лесничества, в собственности не находится.

Исследовав представленные материалы, оценив доводы жалобы, возражения на жалобу прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах они устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 38 Правил пожарной безопасности в лесах лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из обстоятельств дела следует, что в ходе рейдового задания от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр <адрес>. В ходе осмотра было выявлено лесонарушение, о чем составлен отчет: в ходе патрулирования ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> было выявлено загрязнение лесов (захламление) коммунально-бытовыми и промышленными отходами, площадь загрязнения 1,7 га. Также был составлен акт осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, акт о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании выявленного лесонарушения в отношении администрации сельского поселения «Югыдъяг» был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Минприроды Республики Коми - начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осиповым С.А., по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление , которым юридическое лицо -администрация сельского поселения «Югыдъяг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание – <данные изъяты>.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из постановления должностного лица Минприроды Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрации сельского поселения «Югыдъяг» в вину вменяется нарушение пункта 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила), которым запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Полномочия органов самоуправления в области земельных отношений определены статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 2 которой органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, законодатель ограничил ответственность органов местного самоуправления по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель границами земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Доказательств того, что земельный участок, расположенный в <адрес>, на котором ДД.ММ.ГГГГ выявлено лесонарушение, находится в собственности у администрации сельского поселения «Югыдъяг» в материалах дела не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В ч. 3 ст. 14 Закона перечислены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона, пунктом 7 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми закреплен, в том числе, вопрос местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона к полномочиям сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми бытовыми отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Законом Республики Коми от 01.03.2016 № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми» указанные полномочия между органами местного самоуправления муниципального района и сельского поселения не перераспределены.

На основании части 4 статьи 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления также осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из смысла указанных норм законодательных актов администрация муниципального района «Усть-Куломский» на территории всего Усть-Куломского района наделена следующими полномочиями области обращения с твердыми бытовыми отходами: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Доказательств того, что засорение лесного участка мусором явилось результатом деятельности администрации сельского поселения «Югыдъяг», в деле не имеется.

Вывод должностного лица Минприроды Республики Коми о том, что администрация сельского поселения «Югыдъяг» как орган местного самоуправления должно нести ответственность, суд признает необоснованным, поскольку соблюдение требований пункта 9 Правил не является ее исключительной обязанностью, а относится ко всем лицам, указанным в пункте 1 Правил.

Исходя из положений ст. 8.32 КоАП РФ, пунктов 9 и 38 Правил пожарной безопасности в лесах, суд считает, что ответственность за засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором, т.е. за нарушение пункта 9 Правил, должно нести непосредственно лицо, совершившее такое засорение (захламление).

Поскольку вина юридического лица - администрации сельского поселения «Югыдъяг» в засорении лесного участка имеющимися в деле доказательствами не установлена, то и основания для привлечения его к административной ответственности по ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Учитывая изложенное, принимая во внимание требования ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд приходит к выводу о недоказанности причастности администрации сельского поселения «Югыдъяг» к совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица Минприроды Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица, с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление должностного лица Минприроды Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрации сельского поселения «Югыдъяг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

Жалобу законного представителя юридического лица - администрации сельского поселения «Югыдъяг» Паршукова В.В. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его вынесения через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Судья Н.Н.Костюнина